МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

Щербакова Ирина Сергеевна – Воспитатель МБДОУ №4 г. Артемовский Свердловская область
Дата поступления работы: 01.04.2020г.

Развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования 1.1.Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

1.2. Развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста

1.2.1. Понятие и структура изобразительных способностей

1.2.2. Условия развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста

1.3. Методы развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста

1.4. Методика использования рисования для развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста

1.4.1 Рисование как способ развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста

1.4.2. Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Выводы по главе 1

Глава 2. Содержание деятельности воспитателя по развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика исходного уровня развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.

       Программа Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).(1,8)

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на непрерывно образовательной деятельности и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, то есть носят узкодидактический характер. Потому о формировании творческих способностей у детей говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, бессистемно.

Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».

В области дошкольного образования вопросы творчества и его развития исследовали такие педагоги и психологи как Лев Семенович Выготский (известный русский психолог), Галина Григорьевна Григорьева (Научный руководитель и один из ведущих авторов, кандидат педагогических наук), Ольга Михайловна Дьяченко (российский психолог, доктор психологических наук), Тамара Гавриловна Казакова (кандидат педагогических наук), Тамара Семеновна Комарова (доктор педагогических наук, профессор) и другие. Так же исследования в области развития изобразительных способностей у детей занимались: Иссаак Яковлевич Лернер (педагог, академик, развил теорию проблемного обучения) Нина Павловна Сакулина (педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников, доктор педагогических наук), Борис Михайлович Теплов (профессор, доктор педагогических наук), Евгения Александровна Флерина (первый доктор наук по дошкольной педагогике), Василий Васильевич Давыдов (доктор психологических наук, профессор), Александр Владимирович Запорожец (психолог, доктор педагогических наук, профессор), Николай Николаевич Поддьяков (российский учёный, доктор психологических наук, профессор).

     Из вышесказанного проявляется противоречие: между требованиями, предъявляемыми к развитию изобразительных способностей детей и недостаточным педагогическим опытом по данному направлению.  

   Отсюда вытекает проблема: какое содержание деятельности воспитателя обеспечит развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования.

   Объект исследования является процесс развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования является содержание деятельности воспитателя по развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования.

Цель исследования:

– разработать содержание деятельности воспитателя обеспечит развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования.

Задачи исследования:

– изучение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

– раскрыть понятие «изобразительные способности»;

– изучить методику использования рисования для развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.

– изучить и провести диагностику входного уровня развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста;

– выявить уровень изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста;

– составить цикл непрерывно образовательной деятельности по рисованию, направленный на развитие изобразительных способностей

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, методика Джорджа Гилфорда «Дорисуй рисунок».

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы детей старшего дошкольного возраста

1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. (6,56)

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастной физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. (9, 27)

Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные   события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.

Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

Возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть. (9,29)

Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи.

Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор.

1.2. Развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста

1.2.1. Понятие и структура изобразительных способностей

       Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. (3,62)

      Изобразительные способности – это особые навыки в изобразительной деятельности. (6,73)

             Изобразительное творчество – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

       Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий.

     Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

     Структуру изобразительных способностей составляют ведущие (основные) и опорные (вспомогательные) свойства способностей.

       Ведущими свойствами являются:

       а) свойства художественного мышления и творческого воображения, обеспечивающие отбор главного и наиболее характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

       б) свойства зрительной памяти, обеспечивающие яркие зрительные образы в сознании художника, и на этой основе успешную трансформацию художественного образа на холст, бумагу;

       в) развитое эмоциональное отношение (особенно эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

       г) наличие целенаправленности и волевых свойств у художника.

       К опорным свойствам изобразительных способностей относятся:

       а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения;

       б) сенсомоторные качества художника.

       Важнейшими показателями изобразительных способностей являются следующие:

       – умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом,

       – быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков,

       – наличие выразительной композиции;

       – умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное,

       – умение образно мыслить, легкость изображения каких-либо сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельность изображения, большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью.

1.2.2. Условия развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: (3, 82) мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.  

     Условия развития творческих способностей дошкольников:

     1. Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. (9,15)

Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства.

     2. Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду, стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. (6, 73-75) Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это невозможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач».

     3. Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. (7,73-75)

     4. Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. (7,73-75) Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.

     Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс.

             Огромную роль в развитии творческих способностей детей играет роль семейно-родительских отношений: (10,69-72)

1. Большие шансы, проявить творческие способности имеет, как правило,

старший или единственный сын в семье.

2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных.

5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

     Итак, семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка. (11,12-20)  

          Условиями развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста являются:

– организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье;

– учет индивидуальных особенностей ребенка;

– обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;

– комплексное и системное использование методов и приемов.

1.3. Методы развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста

Под методами развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определённого программой.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, навыки и умения преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего и из сообщений (объяснения, рассказа) педагога, а также в непосредственной практической деятельности (рисования, конструирования и тому подобное), то выделяются методы наглядные, словесные, практические. (16, 58)

Исходя из образного характера изобразительной деятельности и ярко выраженного игрового отношения детей к образу, игровым проявлениям в процессе изображения и по его окончании, выделяют игровые приёмы обучения.

Приёмами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Например, показ иллюстрации или предмета в процессе изображения с целью уточнения представлений ребёнка о форме, величине, цвете или других качествах предмета (если ребёнок в чём-то затрудняется) является приёмом обучения.

Методы и приёмы находятся в единстве и могут переходить один в другой. Так, показ нового способа изображения относится к методам, а показ знакомого способа изображения ребёнком у доски или индивидуальный показ педагогом в процессе занятия тому, кто в этом нуждается (например, ребёнку, с трудом усваивающему способ изображения или пропустившему много занятий и забывшему тот или иной способ), можно назвать приёмом обучения.

Выбор воспитателем методов и приёмов проведения того или иного непрерывно образовательной деятельности зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего, он определяется целями и задачами конкретной деятельности, в данном случае содержанием обучения рисованию. Отбор методов требует учёта специфики вида деятельности, а также знания возрастных особенностей детей и уровня их овладения конкретной деятельностью.

Рисование включает два рода действий: внешние, то есть движения, производимые руками при выполнении рисунка, и внутренние: восприятие предмета или картинки, продумывание того, что и как следует нарисовать, и так далее. Методы обучения должны быть направлены на руководство как внешними, так и внутренними действиями, обеспечивающими выполнение задания педагога и развитие детского изобразительного творчества.

Классификация методов обучения И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина включает следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый; метод проблемного изложения материалам. (11, 258)

Рассмотрим, как данные методы используются в обучении старших дошкольников изобразительной деятельности.

В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающего мира, содержание музыкальных и литературных произведений, поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью воспитатель применяет объяснительно-иллюстративный метод. Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, которые предстоит передать в конструировании, изображении, организует рассматривание картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах и явлениях.

В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению наблюдения, рассматривания воспитатель тщательно готовится: выбрать объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения, которые нужно будет передать в изображении. При повторном наблюдении важно остановиться на каждой части более подробно, расширяя и уточняя представления детей. Так, в этот раз нужно подчеркнуть, что дома на улице разные по высоте, длине, цвету, у них разные окна и двери; обратить внимание детей на то, какой величины люди по сравнению с домами, как разнообразны машины (последнее можно перенести на следующее наблюдение). При наблюдениях очень важно давать эстетическую характеристику предметов. (16, 86)

Особенно выделяют в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на непрерывно образовательной деятельности по изобразительной деятельности такой метод, как обследование предметов, предлагаемых для изображения.

Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определённой последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчётливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для последующего изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объёмная форма, величина, качество поверхности, требуется наряду с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. (10, 30)

Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения. Целесообразно спросить детей, с чего они начнут рисовать.

Знакомство с новыми приёмами (способами) изображения также происходит при помощи объяснительно-иллюстративного метода.

Показ способов действия играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста рисованию. В этом возрасте ребёнок только начинает овладевать изобразительной деятельностью. Он должен усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кисти, карандаши, ножницы, краски, цветные восковые мелки и другие). Дети не знают способов передачи формы предметов в рисунке. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки (направленными на передачу в рисунке формы предметов), способами создания изображения, им эти способы нужно показать и объяснить.

Показ способов изображения может быть полным, когда воспитатель последовательно создаёт изображение. В ряде случаев, когда нужно напомнить лишь какую-то часть сложного приёма, педагог прибегает к частичному показу. Использование частичного показа позволяет активизировать детей, обращаться к их опыту. (8, 78)

Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращённое к детям, должны быть эмоциональными, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, пробудить эстетические чувства. Этому способствует образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов. Вместе с тем нужно так повести беседу, разговор с детьми о создании изображения, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления, которые им предстоит передать в рисунке, а установили бы связь данной темы с тем, что они изображали раньше, вспомнили способы изображения, которыми они овладели.

Словесные приёмы обучения используются и в процессе занятия: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли, предложения вспомнить, дополнить изображение и тому подобное. И в ходе занятия может быть применено образное сравнение, художественное слово («деревья пухом зеленеют», «как молоком облитые, стоят сады вишнёвые» и другие). Это позволяет направить детей на выразительное решение изобразительной задачи.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, поисков возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности. Так, например, анализируя с детьми форму и строение предмета, который дети будут затем изображать, воспитатель предлагает им подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нём, чтобы рисунок выглядел красиво. (16, 80)

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания, передать сюжет литературного произведения, выполнить изображение по собственному замыслу.

Использование игровых приёмов на занятиях повышает интерес детей к изобразительной деятельности, создаёт положительный эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения. (7, 25)

Игровые приёмы обучения могут быть применимы внутри разных методов. Так, они могут быть использованы в процессе применения объяснительно-иллюстративного метода, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить и с которым знакомят детей, преподносят детям в игровой ситуации. Например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать её портрет.

1.4 Методика использования рисования для развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста

1.4.1 Рисование как способ развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста

       Декоративно-прикладное искусство – одно из древнейших видов искусств.

       Образующая деятельность данного искусства разнообразна и широка. Она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения предметов кухонной утвари, мебели, платков, ковров служит орнамент. (2, 60)

       Орнамент- узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов росписи. В основе орнамента лежат два композиционных начала -ритм и симметрия.

     Орнамент может изображать конкретные формы-листочки, цветы, птицы.

     Основным источником создания орнамента всегда была природа. Человек наблюдал за ней и стремился использовать закономерности, лежащие в её основе. Он создавал орнаментальные формы, чтобы им украсить вещи и свой быт. Но наиболее важным средством в орнаменте является цвет.

     Цвет – это выразительное средство в живописи декоративно- прикладного искусства. Цвет обладает тоном, насыщенностью и светлотой.

Именно красота цвета, гармония красок переданы в тканях, вышивках, в декоративных узорах росписи народных мастеров.

     Ритм – определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторяемость.

       Симметрия-это композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены. В узоре эта часть бывает зеркальным отражением.

       Таким образом, знакомство детей с произведениями народного искусства, в частности с образцами игрушек, материала, обогащает впечатление. Дети видят, какое многообразие цветов и оттенков может быть использовано мастерами народного творчества.

       Знакомство с произведениями народных умельцев помогает ребенку войти в мир прекрасного. Искусство учит ребенка видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы. Бесконечное разнообразие форм, пробуждает потребность наблюдать. Знакомство с народно-декоративным прикладным искусством способствует расширению и развитию у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков, оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. (8,42)

       Народно-декоративное прикладное искусство является основой для декоративного рисования в детском саду.

     Виды народно-декоративной росписи

     Многие произведения мастеров являют свои образы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находится в единстве. В декоративной росписи нет ничего лишнего, в ней отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Этот вид рисования отличается от других видов изобразительной деятельности особой простотой, вкусом, выразительностью, яркими цветами. Именно поэтому они понятны и доступны дошкольникам, еще стоящим собственно не первой ступени восприятия красоты и окружающего мира.

       Иллюстрации к сказкам, так как сказки вводят ребенка в мир животных, наделенными свойствами говорить, думать. В сказках перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с характерными нравственными чертами, быт. В них дети получают блестящие образы родного края, языка. Образы русских народных сказок – хитрой лисы, Иванушки- дурочка, жар-птицы, и многих других входят в жизнь детей, раскрывая перед ним в доступной для их понимания понятий добра и зла, воспитывают добрые чувства. (2,84)

       В детских садах в декоративном рисовании используют несколько видов техники (8,50)

       -техника рельефного рисунка(печатка);

       -техника набойки (изготовление штампов);

       -техника выкладывания мозаики;

       -аппликационная техника с росписью по контуру красками;

       -техника раскрашивания карандашом;

Нетрадиционные техники:

-техника набрызга;

-техника монотипия;

-техника ниткография;

-техника тампонирования;

-техника кляксография;

-техника рисования по сырой бумаге;

-техника рисования по мятой бумаге и т.д.

       Все эти виды техник доступны и просты в выполнении. Всё это помогает ребенку войти в мир прекрасного, учит его видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок, способствует развитию умения декоративно работать с цветами, помогает развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

       Декоративное рисование, как и любое другое искусство, способно воздействовать и на всестороннее развитие ребенка, побуждая его к нравственно-эстетическому переживанию, вести к преобразованию окружающего, активному мышлению.

           Дымковская роспись          

         Зарождение дымковской росписи началось в г. Вятка на берегу реки Вятки в 1811г. Проводился праздник Свистопляски, где проводились гуляния, продавались глиняные вятские игрушки: водоноски, барышни, баранчики, индюки, животные. Все эти игрушки красиво расписаны. Элементы, входящие в состав узора очень просты: круги, овалы, точки, полоски, клетки, волнистые линии.

       Ритмичное их расположение создает узор, покрывающий всю игрушку в ритмичном повторении элементов. По цвету дымковская роспись –это контрастное сочетание белого фона с несколькими яркими цветами: синим, зеленым, красным, оранжевым, желтым. Все цвета насыщены, что придает росписи яркость и красочный образ.

       Именно со средней группы дошкольного возраста в программе по изобразительной деятельности предусмотрены непрерывно образовательной деятельности декоративным рисованием. Детей знакомят именно с дымковской росписью, так как анна привлекает их своей яркостью, пестротой узоров, простых в своем исполнении.

       Перед детьми этого возраста ставятся следующие задачи по декоративному рисованию:

       – развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате;

       – развивать чувство цвета – умение красиво сочетать контрастные цвета;

       – развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм-    простых элементов узора;

       -развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти проводя полосы, мазки;

       Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки и точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор изменится.

         Композиция первых элементов простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Детям доступно в этом возрасте чередование двух элементов по форме и по цвету. Кроме точек и мазков. Дети часто используют круги и кольца, которые они осваивают по программе в декоративном рисовании.

       Прежде чем приступить к декоративному рисованию, дети должны получить представление о том, как можно украсить, например, шапочку. Каждую вещь следует рассмотреть отдельно, обратив внимание на композицию и элементы узора.

       Если после этого провести непрерывно образовательную деятельность по декоративному рисованию, то дети отнесутся к нему осознанно. Для первого занятия приготовить спортивные шапочки, вырезанные из бумаги разных цветов. Дети запоминают узор заранее приготовленные бумажные полоски. На них дети проводят волнистые линии, мазки, точки, а затем уже украшают шаблоны шапочек. Кроме полосок, можно учить детей расположить узор на других формах – квадрате, круге.

       Таким образом, введение со средней группы обучение декоративному рисованию способствует отработке ритмичности движений при повторении образных элементов узора. Подбор цвета по своему вкусу, расположение узора на бумаге иной формы способствует развитию изобразительного творчества. (2,90)

       Хохломская роспись        

       Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Хохлома – представляет из себя, декоративную роспись по дереву кухонной утвари. Основной элемент – растительный. В него входят «ягодка», «травка». Каждый элемент «травки» – это «ресничка», «усики», «завиток». Орнамент пишется на единой изгибистой ветке, которая может замыкаться. Мелкие элементы росписи пишутся легко, без нажима, кончиком кисти, вращая кисточку тремя пальцами. «Травинку» пишут так же легко, без нажима. «Усик» пишется тонким кончиком кисти и закручивая в спираль (линия должна быть без нажима одинаковой толщины.) «Завиток» пишется так же как «усик», только делается с нажатием кисти.

     Основные цвета хохломы – черный, красный, зеленый, золотой.

     В хохломе используют технику примакивание – «капелька». По программе обучения и воспитания в изобразительной деятельности детей подготовительной группы знакомят с хохломской росписью, углубляются их знания в Городецкой, Урало-сибирской и Гжельской росписью.

     Начинать непрерывно образовательную деятельность необходимо с повторением того, что дети освоили в старшей группе. Вначале детям предлагается нарисовать самый простой элемент хохломской росписи – это волнистая линия. Она выполняется движением кисти с небольшим нажатием на неё. Далее детей знакомят с таким элементом как «травка», он создается ритмичным движением кисти. Это легкие изогнутые линии и штрихи красного или черного цвета. Необходимо объяснить детям, что хохломскую роспись входили такой орнамент как «усик». Он выполняется кончиком кисти без нажима, заворачивается в спираль, а сам завиток пишется кончиком кисти, но с нажатием.

Чтобы детям лучше освоить эти расписные элементы хохломской росписи им можно предложить бумажные стаканчики и тарелочки. Далее детей знакомят с таким элементом, как «кустик».

     «Кустик» – это объединенные в ритмичный рисунок «реснички» «усики», «завитки», «капельки».

     Способ выполнения «кустика», следующий: влево завиток, вправо завиток, слева «ресничка» справа «ресничка» – так получается кустик.

     Далее детям предлагается способ выполнения растительно-травяного орнамента. Он заключается в ведущей изогнутой линии – главная линия. Для этого начинать нужно слева направо. Детям нужно объяснить, что ведущая линия в травяном орнаменте заканчивается «завитком», а в растительном – цветком или «травкой». После объяснения можно предложить детям придумать и выполнить узор на бумажном силуэте ложки, тарелочке, круге.

     Ознакомившись в течении года с двумя или тремя видами народно- декоративного прикладного искусства, дети могут сравнивать их между собой, отмечать их характерные особенности. У детей этого возраста уже развивается более сложные формы познавательной деятельности. Дети обладают важными мыслительными операциями, как анализ, выделение основных свойств и признаков предметов и объектов (форма, строение, цвета, ритм, композиция).    

В декоративном рисовании дети получают разнообразные знания и навыки и умения. У них развиваются художественные способности, творческое воображение, оценочное отношение, эмоциональную отзывчивость. (2,94 )

     Гжельская роспись      

   Гжельская роспись зародилась в подмосковной деревне Гжель. Роспись наносится на поверхность обожженного изделия кистью. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает её особенность и цельность. Основные элементы росписи и мотивы- травка, злаки, садовые цветы. Кистью художник работает легко. Ровный нажим на кисть дает возможность оттенять синий цвет. Художник наносит сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом. В основе керамической росписи лежит подобная же волнистая линия- стебель обобщая цветовую ленту, которая подчеркивает границу формы, выделяет её главные части. Они наносятся синей краской по белому фону изделия.

Стебельки цветов, усики, завитки рисуются концом кисти, тонкими изгибистыми линиями, а листья и цветочные головки- всей кистью с разной силой нажатия, образуя отдельные, свободно-положенные мазки. По программе в изобразительной деятельности в детском саду дети знакомятся с гжельской росписью тоже в старшей группе.

     Гжельская роспись и её элементы выполняются последовательно, поэтапно: точки, прямые линии, бордюры, капельки и розы.

     На первом этапе детям предлагают нарисовать в полосе орнамент из точек и прямых линий. На втором этапе педагог показывает способ рисования бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, прямых и волнистых линий. Далее можно предложить детям нарисовать бордюр на объемном предмете. На третьем этапе педагог показывает способ рисования капельки. Вначале кончик кисти опустить на лист бумаги, а затем всю кисть промокнуть. Показать, как с помощью капельки можно нарисовать листик, цветок. Далее дети уже могут самостоятельно придумывать разные узоры с капелькой и продолжают украшать объемный предмет. На четвертом этапе педагог показывает детям гжельскую розу синего цвета, она является главным элементом гжельской росписи.

     При работе детям можно разрешить вращать лист бумаги так, чтобы было удобно носить мазки. После этого детям сначала нарисовать мазок тенями, а затем гжельскую розу. Так же даются шаблоны чайников, ваз для нанесения на них элементов гжельской росписи.

1.4.2. Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное воспроизведение. Под техникой рисунка понимают владение материалом и инструментами, способы их использования для целей изображения художественного выражения.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Нетрадиционные техники рисования – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению. (3, 63)

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Для старших дошкольников 5-7 лет предлагаются следующие техники:

Кляксогафия — для работы необходимы бумага, чернила и тушь, лучше сначала темные, затем цветные (в зависимости от темы). В центр листа капните кляксу. Затем наклоните лист в одну сторону, в другую или подуйте на нее;

Фотокопия  рисунок наносится на бумагу при помощи свечки. Желательно, чтобы он занял весь лист. Затем весь лист покрывается краской. Сначала одной — двумя, потом, когда этот прием освоен, можно использовать и большее количество цветов. Через некоторое время произойдет удивительный фокус: изображение, сделанное свечой, проявится, как в сказке, прямо на глазах.

Граттаж  слово «граттаж» образовалось от французского grafter — скрести, т. е царапать процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Сначала на лист бумаги наносится красками пятна ярких цветов, так чтобы не осталось просветов между ними на бумаге. Когда краска высохнет, натрите поверхность листа свечой (так же без просветов). В шампунь или жидкое мыло (мыло предварительно залейте водой, разведя его до густоты жидкой сметаны) влейте тушь. Хорошенько размешайте, пока не получится однообразная черная масса, и этой смесью покройте весь рисунок, также не оставляя просветов. Далее процарапывается рисунок.

Акватипия  Разведите гуашь и крупно, широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека — что угодно. Но желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь высохнет, покройте весь лист черной тушью, которая очень быстро сохнет. А затем «проявите» рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь — лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании. В этой технике можно выполнять любые натюрморты.

Печатать растения  необходимы сухие растения (мелкие цветы и травы через 1-2 дня, крупные — 3-4), осторожно возьмите их и по одному уложите на «рабочий» лист бумаги. Мягкими движениями кисти покройте его густой гуашевой краской. Цвет краски может быть произвольным. Но постарайтесь, чтобы краска покрыла одну сторону цветка или травинки полностью, иначе на картине останутся белые пятна. После окраски растение укладывается на подготовленный лист ватмана подкрашенной стороной вниз. Сделать это следует непосредственно после того, как растение покрашено, иначе краска высохнет и у вас ничего не получится. Сверху положите лист бумаги и прижмите растение рукой, после чего бумагу осторожно снимите вместе с растением.

Мы рассмотрели такие виды декоративно-прикладного искусства как: дымковская роспись, хохломская роспись, гжельская роспись. Проанализировали некоторые программыпо изобразительной деятельности в области декоративного рисования.

Знакомство с народно-декоративным прикладным искусством способствует расширению и развитию у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков, оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Таким образом:

1) дети старшего дошкольного возраста уже достаточно развиты, чтобы воспринимать окружающий мир. У детей в этом возрасте достаточно хорошо развито воображение и фантазия, поэтому у многих детей в этот период открываются различные способности и изоспособности тоже. В этом возрасте дети очень активны и общительны, они готовятся к школе и задачи воспитателя как можно тщательные помогать раскрывать те или иные способности детей;

2) воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели;

3) изобразительные способности – это особые навыки в изобразительной деятельности. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Мы рассмотрели подходы к изучению изобразительных способностей детей разных ученых-педагогов;

4) в педагогическом процессе воспитатель применяет в единстве разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, частично-поисковый, метод проблемного изложения материала) и приёмы обучения (показ иллюстрации или предмета, уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, художественное слово, сравнение и другие, игровые приемы). Продумывая методику проведения занятий, педагог должен учитывать особенности организации и проведение занятий по изобразительной деятельности. Только такой подход сделает обучение эффективным, позволит развить творческие способности каждого ребёнка;

5) детскими работами можно оформить альбомы, а расписная посуда, которую расписали дети можно использовать для игры в детском игровом уголке для девочек на праздничном чаепитии.

6) декоративно-прикладное искусство отличается от других видов искусства чертами национального характера. В оформлении различных предметов быта ясно видны национальные особенности, отражающие жизненный уклад, историю и культуру данного края и народа.

Знакомство детей с произведениями народного искусства, в частности с образцами игрушек, материала, обогащает впечатление.

Выводы по главе 1

         Изучив теоретические основы развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам:

-способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся;

-способности к какому-либо виду деятельности есть у каждого ребёнка, необходимо их правильно диагностировать и планомерно развивать;

     Существенное значение для успешного формирования изобразительных способностей имеет своевременное их выявление и дальнейшее развитие.

Структуру изобразительных способностей составляют ведущие (основные) и опорные (вспомогательные) свойства способностей.

Важнейшие показатели изобразительных способностей:

– умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков; наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное;

– умение образно мыслить, легкость изображения каких-либо сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельность изображения, большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью.

         Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста – это естественный способ развития способностей к изобразительной деятельности, а декоративное рисование – это один из эффективных способов развития изобразительных способностей.

Все выводы, сделанные в теоретической части, послужат основой для составления содержания деятельности воспитателя по развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, которая будет представлена во второй главе исследования.

Глава 2. Содержание деятельности воспитателя по развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика исходного уровня развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста

       Исследования проводилось на базе МБДОУ №4 Детский сад «Росинка», в котором принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

Для диагностики изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста нами была выбрана методика Джорджа Гилфорда. Для проведения диагностики уровня развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, детям предлагалось выполнить несложные рисунки. Для выполнения задания всем детям отводилось одинаковое время, и были предложены одни и те же материалы и инструменты (бумага, кисточки, гуашевые краски).

   Согласно материалам диагностики, следовало оценить работы детей, принимая во внимание следующие критерии анализа и оценки созданных детьми работ представлены в таблице №1                        

           Таблица№1                                          

№п/пКритерий                   Показатели
1Лёгкость– преобразование форм и их количество;- связи между разными объектами и формами;- время, затраченное на работу;
2Гибкость (композиция)– открытость / закрытость композиции;- динамика / статичность;- глубина пространства (1 и 2 план);- формы
3Оригинальность– разработанность темы;- цвет штриховки, линия реза, общая идея;- украшение (детализирование)
4Точность (совершенство исполнения)– использованные техники;- качество исполнения;- детализация;- доведение до конечного результата

   Каждый из показателей оценивался по пятибалльной шкале. Интерпретируя количественные результаты, мы получаем уровни развития изобразительных способностей                                                  

Для выявления исходного уровня развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено непрерывно образовательная деятельность. В ходе, которого необходимо было отследить у детей технику работы с кистью, умение сочетать цвета, величину и форму элементов, умение украшать деталями композицию.

После проведенного непрерывно образовательной деятельности нами была проведена диагностика исходного уровня развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики исходного уровня развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, с критериями, анализом и оценками, созданных детьми изображений представлены в таблице №4

Анализ результатов уровня развития изобразительных способностей представлен в таблице №5 и диаграмме №1          

таблица№5          

УровеньКоличество детей (%)
Недостаточный5       (50%)
Достаточный4       (40%)
Повышенный1       (10%)
Высокий0        (0%)

диаграмма №1          

На основе полученных результатов диагностики можно представить диаграмму:

Диаграмма № 2

     Результаты диагностики показали, что у большинства детей развитие изобразительных способностей находится на недостаточном уровне, что составило 5 детей 50%, 4 – 40% достаточный уровень и только 1 – 10% на повышенном уровне, на высоком уровне 0%. У 50% не сформированы технические умения работы с кистью, а также композиционные умения. Дети умеют заполнять пространство, но не задумываются, как точно нужно. У детей есть желание выполнить эту работу правильно. Большая часть, детей жизнерадостно относится к выполнению данной темы. Это можно увидеть по ярким рисункам, где присутствуют насыщенные цвета: синий, красный, желтый, зеленый, оранжевый. У 40% детей работы выполнены более удачно и сходны по цветовому решению. Необходимо было обратить особое внимание детей на умение располагать предметы, дать подробные знания о композиции, о сочетании разных величин и форм, а также цвета.

 После проведения диагностики исходного уровня, нами было выявлено, что у 5 детей из десяти, развитие изобразительных способностей находится на недостаточном уровне, что не соответствует уровню развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.

       Из диаграммы мы видим, что уровень изобразительных способностей у большинства детей низкий. По показателям, эти дети нуждаются в развитии изобразительных способностей.

Для того чтобы повысить уровень развития изобразительных способностей детей, нами был составлен цикл непрерывно образовательной деятельности, где было необходимо отработать технику рисования.

   Данный цикл непрерывно образовательной деятельности необходимо начать с нетрадиционного рисования. Показать детям детально последовательность выполнения работы, продолжить сочетать цвета, учить дорабатывать изделия мелкими деталями.

Выводы по 2 главе

Нами была проведена диагностика, в результате мы выявили уровень изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста: что у большинства детей развитие изобразительных способностей находится на недостаточном уровне, что составило 5 детей 50%, 4 – 40% достаточный уровень и только 1 – 10% на повышенном уровне, на высоком уровне 0%. На основании этих результатов, нами был разработан цикл конструктов по развитию изобразительных способностей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы повысить уровень изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Мы представили цикл непрерывно образовательной деятельности, направленный на развитие у детей способностей к изобразительной деятельности. В конструктах, которые отражены в работе, подробно описаны цели, задачи, ход непрерывно образовательной деятельности. Существует множество техник рисования, в том числе и нетрадиционные, которые всё чаще применяются в детских садах. Нетрадиционные техники рисования помогают раскрыть способности к рисованию у многих детей. Задача воспитателя на таких непрерывно образовательных деятельностях – правильно преподнести урок, объяснить детям, как и что нужно правильно делать. Ну и конечно, методические рекомендации воспитателям должны быть составлены таким образом, чтобы у воспитателя не возникало трудностей при их изучении, т.е. они должны быть составлены доступным языком и в них должны отражаться последовательно все этапы процесса обучения детей.

Заключение

     Универсальные изобразительные способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте является: развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего и из сообщений (объяснения, рассказа) педагога, а также в непосредственной практической деятельности (рисования, конструирования и тому подобное), то выделяются методы наглядные, словесные, практические.

     Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

     Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

     Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

     – раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;

     – создание обстановки, опережающей развитие ребенка;

     – самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;

     – предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.;

   – умная, доброжелательная помощь (не подсказка) взрослых;

   – комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

     Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому способности развиваются в основном стихийно и в результате,

не достигают высокого уровня развития. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

     – введение в программу дошкольного воспитания специальных непрерывно образовательных деятельностях, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей;

     – на специальных непрерывно образовательных деятельностях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера;

     – управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей;

     – использование специальных игр, развивающих творческие способности детей;

   – работа с родителями.

Нами была изучена проблема изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. На основании низкого уровня развития был разработан цикл непрерывно образовательной деятельности.

В разработанный нами цикл непрерывно образовательной деятельности входят конструкты, которые отражены в работе, подробно описаны цели, задачи, ход непрерывно образовательной деятельности. Нетрадиционные техники рисования помогают раскрыть способности к рисованию у многих детей. Они составлены доступно, в них отражаются все этапы процесса обучения дошкольников старшего возраста.

Список литературы

Нормативно-правовые источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155

Основная литература

2. Абдулина А. В. Декоративно-прикладное искусство в детском саду. – М.: Рассвет, 2013

3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 2010

4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. – Дошкольное воспитание. – 2012 №11. С.32-38.43

5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии. – 2010. – №4. С.5-9.

6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 2011. 92 с.

7. Ендовицкая Т.А. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание. – 2013. – №12. С.73-75.

8. Зиновьева Е. К. Занятия по декоративно-прикладному искусству. – М.: Проспект, 2012

9. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 2009. 56 с.

10. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. – Дошкольное воспитание. – 2009. – №6. С.69-72.

11. Паскаль М.Д. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества». – М., 2012

12. Полуянов Д. Г. Воображение и способности. – М.:3нание, 2013 15.

Дополнительная литература

13. Ганошенко Н.И. Педагогический словарь. – М., 2004

Григорьев Г.Г. Педагогика. – М.: Прспект, 2007

14. Комарова Т. С. Изобразительные способности человека. – М.: Сфера, 2005

15. Интернет ресурсы

16. Интернет ресурсы

17. Интернет ресурсы

Приложение

Словарь понятий

Дошкольный возраст – этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. (22,15)

Продуктивная деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п., обладающего определенными заданными качествами (13, 42)

Рисование – изображение на плоскости, созданное средствами графики. (13, 15)

Изобразительные способности – это особые навыки в изобразительной деятельности. (13, 34)

Изобразительное творчество – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов (13, 38)

Кляксография – одна из нетрадиционных техник рисования, представляющая собой «культурные» методы размазывания и разбрызгивания краски. (13, 17)

Метод временных изменений – из настоящего в будущее или прошлое. (13, 19)

Монотипия – графическая техника. В переводе с греческого языка – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. (13, 31)

Объединение. Цель – соединить два предмета в один. (13, 10)

Преобразование – умение перевоплощаться в кого-то или во что-то. (13, 24)

Ритм – определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. (13, 23)

Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине. (13, 28)

Сензитивный период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. (13,30)

Симметрия – это композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены. В узоре эта часть бывает зеркальным отражением. (13, 31)

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. (13, 47)

Техника рисования – способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна. (13, 32)

Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. (13, 14)

Формообразующие движения – движения, направленные на передачу формы предмета. (13, 15)

Цвет – это выразительное средство живописи декоративно прикладного искусства. (13, 22)

Вам также может понравиться...
15673