Сазонтова Елена Александровна – Инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №197» г. Хабаровск
Дата поступления работы на конкурс: 19.10.2017г.
«Формирование основ полоролевого поведения
у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр»
Цель опыта:
Совершенствование полоролевого взаимодействия в среде дошкольников на основе разработки методики, включающей в себя подвижные игры значимые для формирования моделей полоролевого поведения и развития маскулинных и феминных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Теоретически обосновать целесообразность формирования полоролевого поведения в дошкольном образовательном учреждении (организации) в процессе проведения подвижных игр с направленностью на проявление феминных и маскулинных качеств личности ребенка, а так же определения стиля его будущего поведения как женщины и мужчины.
2. Разработать методику формирования полоролевого поведения и развития маскулинных и феминных качеств личности ребенка, определить ее эффективность.
3. Определить влияние разработанной методики, на формирование полоролевого поведения дошкольников и на процесс идентификации сверстников.
Методы, применяемые для исследования проблемы формирования полоролевого поведения:
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической и психолого – педагогической литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Тестирование.
4. Опрос.
5. Педагогический эксперимент.
Педагогическое наблюдение – позволило вести контроль за формированием полоролевого поведения, а также за проявлением у мальчиков – маскулинных качеств личности, а у девочек – феминных.
Были получены данные, свидетельствующие о динамке развития феминных и маскулинных качеств у дошкольников в период проведения эксперимента.
Тестирование детейпроводилось с помощью методик:
Методика исследования детского самосознания. Половозрастная идентификация (Н.А.Белополъская,1995).
Методика позволяет исследовать возрастную и половую идентичность ребенка
Методика С.Бем (2005)
Используется для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и феминности личности
Опрос.
Авторская методика опроса была направлена на выявление приоритетных характеристик с помощью которых дети идентифицируют пол своих сверстников
Педагогический эксперимент.
Целью эксперимента было обоснование эффективности методики формирования полоролевого поведения с помощью подвижных игр направленных на развитие маскулинных и феминных качеств у детей, а также на формирование у детей мужского и женского стиля поведения.
В ходе эксперимента были организованы 1 контрольная и 1 экспериментальная группы по 20 человек в каждой, относительно однородные по своему составу (8 девочек и 12 мальчиков) и уровню подготовленности. Группы достоверно не различались по данным физического развития.
Формирование полоролевого поведения проводилось на основе методики, основным направлением которой было включение в двигательную деятельность детей на прогулках и в группе специально подобранных подвижных игр, активизирующих проявление полоролевого поведения, способствующих формированию истинно мужских (маскулинных) и истинно женских (феминных) качеств личности, а так же подвижные игры развивающие сотрудничество между детьми разного пола.
За основу методики были взяты данные научно-методической литературы (Т.А.Репина,2010; Н.Е. Татаринцева, 2009; И.И. Таран, 2011) учебники и учебные пособия Э.С. Вильчковского, (2011); В.Е. Каган, (1988); Р.С. Немова, (2001); методические пособия по физическому воспитанию детей дошкольного возраста М.К. Холодова, (2000); В.С. Кузнецова, (2000); А.И. Пензулаевой, (2013); О.С. Филипповой, (2001).
Все подвижные игры направленные на формирование полоролевого поведения у дошкольников были объединены в 3 блока:
1 БЛОК «Подвижные игры, способствующие формированию полоролевого поведения, а так же развития феминных и маскулинных качеств у детей дошкольного возраста»
2 БЛОК «Подвижные игры, направленные на формирование умений согласовывать свои действия с действиями партнёров и способствующие формированию доброжелательного отношения детей друг к другу»
3 БЛОК «Подвижные игры способствующие развитию сдержанности, самостоятельности, решительности,ответственности,
уверенности в себе»
Были определены следующие педагогические условия использования подвижных игр для формирования полоролевой модели поведения дошкольников:
– формирование у детей системы представлений о мужчинах и женщинах и особенностях их поведения;
– создание условий реализации детьми стиля и действий, характерных для мужского и женского типов поведения;
– подбор подвижных игр с направленностью на проявление феминных и маскулинных качеств личности;
– формирование эмоционально-положительных отношений к сверстникам противоположного пола;
– участие детей разного пола в подготовки к играм;
– обязательное взаимодействие детей в процессе игр.
Методика исследования детского самосознания (Н.А. Белополъская).
После проведения исследования по половозрастной идентификации детей были сделаны следующие выводы:
1. Половозрастная идентификация неодинаково протекает у детей разного пола у девочек она протекает без особых трудностей, мальчики привержены завышать свои возрастные нормы.
2. В процессе исследования ни один ребенок не допустил ошибку в идентификации своей половой принадлежности, это говорит, о том, что дети экспериментальной группы 100% (20 человек) адекватно себя идентифицируют со своим полом. Ошибки присутствовали с определением образа Я-настоящее, Я-прошлое и Я-будущее.
3. В связи с тем, что в экспериментальной группе были получены данные, о том, что дети себя адекватно идентифицируют со своим полом, то повторное применение данной методики для полоролевой идентификации после эксперимента я посчитала нецелесообразным.
Методика С.Бем.
Использовалась для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и феминности личности.
В результате проведенного исследования независимо от полоролевой принадлежности у дошкольников четко прослеживается 3 типа полоролевого поведения: маскулинный, феминный и андрогинный.
После проведения эксперимента были получены следующие данные.
Дети экспериментальной группы опережают своих сверстников из контрольной группы по развитию маскулинных и феминных качеств.
– У мальчиков экспериментальной группы маскулинный тип полоролевого поведения составляет 66,5% , у мальчиков контрольной группы 33,5%
– Феминный тип полоролевого поведения у девочек экспериментальной группы составляет 75%, у девочек контрольной группы 62,5%
Опрос на выявление приоритетных характеристик при идентификации сверстников.
Устные ответы детей на вопросы, позволили мне выделить две группы характеристик с помощью которых ребенок идентифицирует пол своего сверстника, а именно внешние проявления полоролевых различий (у девочек это: платье, бантики, косички, играет куклами, красивая, у мальчиков – штанишки, любят машинки, пистолет, нет косичек и др.) и внутренние качества личности (у девочек – добрая, нежная, заботливая, милая и др. у мальчиков – сильный, смелый, защитник и др.).
Я считаю, что к внешним признакам относятся стереотипы, которые широко используются для создания образа мальчика или девочки, они зависят от зрительного восприятия, эти признаки более поверхностны.
Наделение личности внутренними качествами (феминными и маскулинными) говорит о более глубоком понимании полоролевого различия девочек и мальчиков и готовности
принимать на себя в будущем роли мужчин и женщин.
Анализ ответов детей помог выявить какие характеристики наиболее часто применяются детьми для определения пола сверстников, внешние полоролевые признаки или внутренние качества личности ребенка.
Внешние характеристики и внутренние качества личности чаще всего применяемые детьми для идентификации девочек
В контрольной группе на конец года при идентификации детьми своих сверстников внешние признаки остаются более значимыми, чем внутренние качества. Доминирующую роль в идентификации сверстников у детей контрольной группы занимают внешние общепринятые стереотипы.
После внедрения методики по формированию полоролевого поведения с помощью подвижных игр на конец учебного года у детей экспериментальной группы внутренние, в том числе истинно мужские (маскулинные) и истинно женские (феминные) качества личности расширились и вышли на первый план, внешние признаки остаются, но становятся менее значимыми и более не ставятся на первое место. Проведенная работа способствовала более глубокому пониманию у дошкольников полоролевого различия между девочками и мальчиками и их готовности к выполнению в будущем социальных ролей мужчин и женщин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации работы направленной на формирование полоролевого поведения у дошкольников.
– Создавать условия в дошкольных образовательных учреждениях для формирования полоролевого поведения и развития феминных и маскулинных качеств у дошкольников;
– Включать в воспитательно-образовательную работу мужчин (не только родителей, но и педагогов), это имеет исключительно важное значение для полоролевой идентификации мальчиков, большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли.
– Необходима организация различных видов совместной деятельности мальчиков и девочек, ориентация на осознание и развитие у детей понимания партнёрских отношений;
– Проводить консультации для педагогов дошкольных учреждений по проблемам формирования полоролевого поведения детей дошкольного возраста.
Актуальность данной темы настолько велика, что необходимо обсуждать проблему полоролевого воспитания детей дошкольного возраста и делиться опытом своих наработок с коллегами по средствам ИКТ
Так же в рамках данного опыта были разработаны:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
«Гендерное воспитание дошкольников»
«Педагогические условия использования подвижных игр для формирования полоролевого поведения дошкольников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Особенности полоролевого развития мальчиков и девочек»
«Воспитываем девочку – ПРИНЦЕССОЙ»
ПРЕЗЕНТАЦИИ:
«Особенности полоролевого развития мальчиков и девочек»
«Гендерное воспитание дошкольников в ДОУ»