Калинина Светлана Владимировна – Воспитатель МДОУ «Детский сад №106» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 18.05.2021г.
Экологический проект на тему: «Мир в котором мы живем»
Актуальность:
Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач. Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них.
Проблема:
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Выбор частичной экологической направленности проекта обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе, самому себе и месте человека в природе.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Кроме того, в этом проекте значительное место отводится самостоятельной деятельности детей, направленной на освоение разных способов, а также на формирование умения объективно оценивать результаты своей деятельности.
Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: Познавательно – исследовательский.
Время реализации проекта: апрель 2021 года
Участники проекта: воспитатели, дети и их родители.
Цели:
- Познакомить детей с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
- Формирование элементарных естественно – научных представлений о человеке, животном и растительном мире в ходе экспериментальной, художественной и познавательной деятельности детей.
Задачи:
- Развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя.
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
- Воспитывать бережное отношение к природе и стремление защищать ее.
- Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- Способствовать формированию навыков безопасного поведения в лесу, в парке, вблизи водоемов и т.д.
- Обогащать двигательный опыт детей через творческие задания на воспроизведение движений животных, природных явлений, растений и т.д.
- Формировать представления о здоровом образе жизни и влиянии природы на человека (солнечный свет, вода, температурный режим и т.д.).
- Уточнять знания детей о воде, о ее основных свойствах, значении в жизни живых существ, уточнять знания детей о классе рыб, углубить представление о водоеме как среде обитания рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб.
- Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения.
экспериментирование – как метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка, является эффективным и дает положительные результаты.
Проведенная работа по проекту способствовала:
- Развитию познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
- Формированию навыков мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
- Воспитанию бережного отношения к природе и стремление защищать ее.
- Развитию самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- Формированию навыков безопасного поведения в лесу, в парке, вблизи водоемов и т.д.
- Обогащению двигательного опыта детей через творческие задания на воспроизведение движений животных, природных явлений, растений и т.д.
- Формированию представления о здоровом образе жизни и влиянии природы на человека (солнечный свет, вода, температурный режим и т.д.).
Дети знают и называют:
- Что вода в природе существует в различных формах: водоемы, осадки (дождь, снег, град, роса), сосулька, туча и т.д.
- Основные свойства воды – жидкая, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, имеет плотность, давление.
- Вода в природе может переходить из одного состояния в другое (лед – вода – пар), существует круговорот воды в природе.
- Существуют причины загрязнения воды, простейшие способы ее очистки.
- Как животные и растения приспособились жить в воде, узнали классификацию рыб, место обитания, их строение, повадки, питание, разницу между морскими и речными обитателями.
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления о мире, в котором мы живем. Дети овладели конкретными знаниями, получили представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта и в образовательном процессе детей.