ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Борзых Лариса Анатольевна – Старший воспитатель МДОУ «Детский сад №355 Дзержинского района Волгограда» г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 20.07.2018г.

Методическая разработка

Тема: «Организация методической работы с педагогами по физическому развитию дошкольников»

Технологические сведения об опыте

                                         Движение реагирует как живое существо.

Н.А. Бернштейн

                                       Физическое воспитание есть огромный,

                                       но таинственный космос, через постижение,

                                       которого можно приблизиться к Истине и Счастью.

                                                                                    Н.Н. Ефименко

Актуальность опыта

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающие обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.  В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Проблема в том, что в дошкольном образовании общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:

  • не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;

В наше дошкольное учреждение приходят дети в основном со II и III группой здоровья и имеющие различные патологии. Проанализировав факты, мы выявили противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в МОУ целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, разработанной для МОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми.  Перед педагогическим коллективом МОУ возникли вопросы:

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес дошкольников к образовательной деятельности по физической культуре, потребность в здоровом образе жизни? Как достичь в совместной деятельности с детьми оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

 Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Технология работы

Основная проблема, которая встала перед коллективом – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают “двигательный дефицит”, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Поэтому, можно сделать вывод, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Задачи, решаемые в опыте

  • повышать педагогическую компетентность педагогов, родителей по вопросам физического воспитания детей;
  • совершенствовать специальные умения, навыки воспитателей по планированию и организации работы по физическому воспитанию дошкольников;
  • стимулировать творческую деятельность педагогов путем включения их в поиск эффективных методов и форм работы с детьми дошкольного возраста.

Педагогические средства, используемые в опыте

Форма проведения: социологические исследования (анкетирование, тестирование), консультации, семинар-практикум, просмотр открытых мероприятий, педагогический совет, читательские часы, практическое занятие, организация творческой группы.

Форма организации:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная

Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий, даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Начиная работать по данной теме, мною была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. А также рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

В.Т. Кудрявцев в своем Программно- методическом пособии выделяет две линии оздоровительно-развивающей работы

  • приобщение к физической культуре
  • развивающие формы оздоровительной работы

В его материалах нашли продолжение и развитие идеи различных представителей научных дисциплин – физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца и В.П. Зинченко, педагога Ю.Ф. Змановского и др.

Глазырина Л.Д. формирует три группы задач:

Оздоровительные:

  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • закаливание;
  • развитие движений.

Воспитательные:

  • формирование нравственно-физических навыков;
  • формирование потребности в физическом совершенстве.

Образовательные:

  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие физических качеств;
  • получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Матвеев А.П., Хухлаева Т.Г., Ефименко Н.Н. выделяют такие задачи:

  • охрана и укрепление здоровья
  • закаливание;
  • развитие движений.
  • совершенствование двигательных способностей и физических качеств

Ю.К. Бабанский выделяет несколько задач:

  • укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие основных двигательных качеств

Степаненкова Э.Я. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка:

  • формирование правильной осанки;
  • своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

Подробно изучив систему оздоровительно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста, представленную в педагогической технологии В.Т. Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления», а также главу «Растим здорового ребенка» из программы Т.Н. Дороновой «Радуга», являющимися методическим обеспечением педагогического процесса МОУ запланировала теоретическую консультацию с воспитателями «Задачи и формы работы с детьми по физическому воспитанию».

Всю работу педагогического коллектива распределила на 3 этапа:

  • организационно- теоретический (изучение профессиональной подготовленности, выявление трудностей, ознакомление с методической литературой, насыщение теоретическими знаниями)
  • методический (проведение консультаций, методических семинаров, педсоветов);
  • практический (разработка перспективных планов, графиков физкультурных развлечений, конспектов занятий, создание развивающей среды в группах).

1 этап Организационно- теоретический:

  • анализ научно-методической литературы;
  • создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
  • оценка степени развития заболеваний и имеющихся нарушений в развитие детей;
  • анкетирование родителей

Наметила, какие методы диагностики будут использоваться на первом этапе и познакомила с ними педагогов.

Предлагаемые тестовые задания для оценки профессиональной подготовленности воспитателей нашего дошкольного учреждения

способствовали выявлению трудностей в области теории и методики физического воспитания и развития ребенка.

С помощью тестов была собрана информация для внесения корректив в работу с детьми по организации двигательной активности в течение дня. Для молодых специалистов вопросы по физическому развитию дошкольников раскрывались более широко. Тематику консультаций и семинаров предлагали сами воспитатели, отвечая на вопросы анкеты (По каким вопросам физического воспитания дошкольников вам необходима помощь? Какова форма проведения режимных моментов? и т.д.) Результаты анкетирования показали, что, самой полезной формой обучения начинающих педагогов являются открытые просмотры с детьми.

Из выявленных недостатков оставалась и еще одна проблема: недостаточно полно разработана комплексная система по физическому воспитанию и развитию детей.

Анализируя собранный материал, был намечен перспективный план методической работы в МОУ детском саду № 355 по проблеме: «Физическое воспитание дошкольников».

Был проведен мониторинг развития детей по физическому воспитанию.

Так постепенно мы перешли ко второму этапу – методическому.

Этот этап направлен на организацию коллективного творческого поиска педагогов.

Оперативный и тематический контроль способствовал яснее увидеть возможности воспитателей, оценить умения и навыки детей и на этой основе сделать выводы для улучшения воспитательно-образовательного процесса. Регулярные посещения занятий и отдельных режимных моментов помогли вскрыть недостатки в работе, быстрее исправить их.

В «Концепции дошкольного воспитания», говорится, что актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Так вот, анализируя современные условия жизни, которые способствуют уменьшению двигательной активности детей, а также явление как гиподинамия, я пришла к выводу, что эта проблема волнует и наших педагогов. Поэтому был запланирован и проведен педагогический совет «Двигательная активность детей – как условие физического развития дошкольников».

В детском саду функционирует кружок «Здоровячки». Акробатика прочно вошла в систему физического воспитания МОУ и занимает в ней важное место. Общей целью работы кружка является формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

На третьем этапе была проделана огромная работа по составлению планов – графиков, перспективного планирования, разработке конспектов занятий, сценариев, праздников –всего того, что постепенно складывается в систему.

Работе с родителями, пропаганде педагогических знаний уделялось особое внимание. Для этого был разработан перспективный план работы с родителями.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей считаю организацию их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Так был организован спортивный детско-родительский клуб «Будь здоров»

Общие и групповые родительские собрания, беседы, консультации – все это помогает работать с родителями в тесном контакте.

Ежегодно проводятся дни открытых дверей. Мы понимаем, что именно здесь начинается систематическое педагогическое просвещение родителей и от качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного физического воспитания детей.

Результативность опыта

В результате систематической работы по данному направлению

повысился теоретический и практический уровень знаний педагогов. Педагоги овладели эффективными формами и методами работы с детьми и родителями. Систематическая работа, сотрудничество с родителями, доброжелательное отношение к детям способствовали повышению физической подготовленности воспитанников.

Литература

1. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами/ М. : Творческий центр, 2004

2. Ефименко Н. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. : Линка-пресс, 1999

3. Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ/ М. : Айрис –пресс, 2007

4. Микляева Н. В. и др. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ / М.: Айрис – пресс, 2007

5. Пономарев С. А. Растим малышей здоровыми / М.: Просвещение, 1992.

6. Оверчук Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации / М.: Издательство ГНОМ и Д , 2001

7. Шишкина В.А. Движение + Движение / М. : Просвещение, 1992

8. Шебеко В.Н. Физкультурные праздники в детском саду / М. : Просвещение, 2001

Журналы

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1 январь/2008.-30 с.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4 апрель/2008. -8 с.

Дошкольное воспитание №7 /2008. – 41 с.

Вам также может понравиться...
15928