Борзых Лариса Анатольевна – Старший воспитатель МДОУ «Детский сад №355 Дзержинского района Волгограда» г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 20.07.2018г.
Методическая разработка
Тема: «Организация методической работы с педагогами по физическому развитию дошкольников»
Технологические сведения об опыте
Движение реагирует как живое существо.
Н.А. Бернштейн
Физическое воспитание есть огромный,
но таинственный космос, через постижение,
которого можно приблизиться к Истине и Счастью.
Н.Н. Ефименко
Актуальность опыта
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающие обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Проблема в том, что в дошкольном образовании общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:
- не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;
В наше дошкольное учреждение приходят дети в основном со II и III группой здоровья и имеющие различные патологии. Проанализировав факты, мы выявили противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в МОУ целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, разработанной для МОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми. Перед педагогическим коллективом МОУ возникли вопросы:
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес дошкольников к образовательной деятельности по физической культуре, потребность в здоровом образе жизни? Как достичь в совместной деятельности с детьми оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Технология работы
Основная проблема, которая встала перед коллективом – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают “двигательный дефицит”, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Поэтому, можно сделать вывод, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.
Задачи, решаемые в опыте
- повышать педагогическую компетентность педагогов, родителей по вопросам физического воспитания детей;
- совершенствовать специальные умения, навыки воспитателей по планированию и организации работы по физическому воспитанию дошкольников;
- стимулировать творческую деятельность педагогов путем включения их в поиск эффективных методов и форм работы с детьми дошкольного возраста.
Педагогические средства, используемые в опыте
Форма проведения: социологические исследования (анкетирование, тестирование), консультации, семинар-практикум, просмотр открытых мероприятий, педагогический совет, читательские часы, практическое занятие, организация творческой группы.
Форма организации:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий, даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Начиная работать по данной теме, мною была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. А также рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
В.Т. Кудрявцев в своем Программно- методическом пособии выделяет две линии оздоровительно-развивающей работы
- приобщение к физической культуре
- развивающие формы оздоровительной работы
В его материалах нашли продолжение и развитие идеи различных представителей научных дисциплин – физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца и В.П. Зинченко, педагога Ю.Ф. Змановского и др.
Глазырина Л.Д. формирует три группы задач:
Оздоровительные:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- закаливание;
- развитие движений.
Воспитательные:
- формирование нравственно-физических навыков;
- формирование потребности в физическом совершенстве.
Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
Матвеев А.П., Хухлаева Т.Г., Ефименко Н.Н. выделяют такие задачи:
- охрана и укрепление здоровья
- закаливание;
- развитие движений.
- совершенствование двигательных способностей и физических качеств
Ю.К. Бабанский выделяет несколько задач:
- укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие основных двигательных качеств
Степаненкова Э.Я. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка:
- формирование правильной осанки;
- своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
Подробно изучив систему оздоровительно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста, представленную в педагогической технологии В.Т. Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления», а также главу «Растим здорового ребенка» из программы Т.Н. Дороновой «Радуга», являющимися методическим обеспечением педагогического процесса МОУ запланировала теоретическую консультацию с воспитателями «Задачи и формы работы с детьми по физическому воспитанию».
Всю работу педагогического коллектива распределила на 3 этапа:
- организационно- теоретический (изучение профессиональной подготовленности, выявление трудностей, ознакомление с методической литературой, насыщение теоретическими знаниями)
- методический (проведение консультаций, методических семинаров, педсоветов);
- практический (разработка перспективных планов, графиков физкультурных развлечений, конспектов занятий, создание развивающей среды в группах).
1 этап Организационно- теоретический:
- анализ научно-методической литературы;
- создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
- оценка степени развития заболеваний и имеющихся нарушений в развитие детей;
- анкетирование родителей
Наметила, какие методы диагностики будут использоваться на первом этапе и познакомила с ними педагогов.
Предлагаемые тестовые задания для оценки профессиональной подготовленности воспитателей нашего дошкольного учреждения
способствовали выявлению трудностей в области теории и методики физического воспитания и развития ребенка.
С помощью тестов была собрана информация для внесения корректив в работу с детьми по организации двигательной активности в течение дня. Для молодых специалистов вопросы по физическому развитию дошкольников раскрывались более широко. Тематику консультаций и семинаров предлагали сами воспитатели, отвечая на вопросы анкеты (По каким вопросам физического воспитания дошкольников вам необходима помощь? Какова форма проведения режимных моментов? и т.д.) Результаты анкетирования показали, что, самой полезной формой обучения начинающих педагогов являются открытые просмотры с детьми.
Из выявленных недостатков оставалась и еще одна проблема: недостаточно полно разработана комплексная система по физическому воспитанию и развитию детей.
Анализируя собранный материал, был намечен перспективный план методической работы в МОУ детском саду № 355 по проблеме: «Физическое воспитание дошкольников».
Был проведен мониторинг развития детей по физическому воспитанию.
Так постепенно мы перешли ко второму этапу – методическому.
Этот этап направлен на организацию коллективного творческого поиска педагогов.
Оперативный и тематический контроль способствовал яснее увидеть возможности воспитателей, оценить умения и навыки детей и на этой основе сделать выводы для улучшения воспитательно-образовательного процесса. Регулярные посещения занятий и отдельных режимных моментов помогли вскрыть недостатки в работе, быстрее исправить их.
В «Концепции дошкольного воспитания», говорится, что актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Так вот, анализируя современные условия жизни, которые способствуют уменьшению двигательной активности детей, а также явление как гиподинамия, я пришла к выводу, что эта проблема волнует и наших педагогов. Поэтому был запланирован и проведен педагогический совет «Двигательная активность детей – как условие физического развития дошкольников».
В детском саду функционирует кружок «Здоровячки». Акробатика прочно вошла в систему физического воспитания МОУ и занимает в ней важное место. Общей целью работы кружка является формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
На третьем этапе была проделана огромная работа по составлению планов – графиков, перспективного планирования, разработке конспектов занятий, сценариев, праздников –всего того, что постепенно складывается в систему.
Работе с родителями, пропаганде педагогических знаний уделялось особое внимание. Для этого был разработан перспективный план работы с родителями.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей считаю организацию их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Так был организован спортивный детско-родительский клуб «Будь здоров»
Общие и групповые родительские собрания, беседы, консультации – все это помогает работать с родителями в тесном контакте.
Ежегодно проводятся дни открытых дверей. Мы понимаем, что именно здесь начинается систематическое педагогическое просвещение родителей и от качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного физического воспитания детей.
Результативность опыта
В результате систематической работы по данному направлению
повысился теоретический и практический уровень знаний педагогов. Педагоги овладели эффективными формами и методами работы с детьми и родителями. Систематическая работа, сотрудничество с родителями, доброжелательное отношение к детям способствовали повышению физической подготовленности воспитанников.
Литература
1. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами/ М. : Творческий центр, 2004
2. Ефименко Н. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. : Линка-пресс, 1999
3. Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ/ М. : Айрис –пресс, 2007
4. Микляева Н. В. и др. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ / М.: Айрис – пресс, 2007
5. Пономарев С. А. Растим малышей здоровыми / М.: Просвещение, 1992.
6. Оверчук Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации / М.: Издательство ГНОМ и Д , 2001
7. Шишкина В.А. Движение + Движение / М. : Просвещение, 1992
8. Шебеко В.Н. Физкультурные праздники в детском саду / М. : Просвещение, 2001
Журналы
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1 январь/2008.-30 с.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №4 апрель/2008. -8 с.
Дошкольное воспитание №7 /2008. – 41 с.