ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА»

Сагалакова Наталья Михайловна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан, Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 20.09.2019г.

«Правила хорошего тона»

Вежливость начинается со слов «пожалуйста» и «большое спаси­бо». Они являются знаком внимания, своего рода смазкой механизма человеческого общения.

Этого мнения придерживаются большинство молодых родителей. Они хотят, чтобы их дети были вежливы с окружающими. Такое отно­шение должно быть естественным, вытекающим из простого отноше­ния к собеседнику и ни в коем случае не результатом слепого послуша­ния. Истинной вежливости ребенок учится годами, ориентируясь на по­ведение окружающих. Нельзя ждать от ребенка хорошего поведения, если сам ведешь себя по-хамски. Ребенок – очень чуткая антенна, мо­ментально реагирующая на то, насколько серьезное значение придают вежливости сами родители. Однако только личного примера недоста­точно для того, чтобы дети вели себя прилично. Время от времени ро­дители должны показывать детям, чего от них ждут. Именно здесь-то и возникают трудности. Каким обязательным правилам вежливости дол­жен следовать ребенок? С какого возраста нужно его этому обучать?

Вежливость должна идти от сердца.

Детей до трехлетнего возраста можно выдрессировать так, что они будут вежливыми, но они все-таки еще слишком малы, чтобы понять смысл такого поведения. Иначе состоит дело с детьми детсадовского возраста. В этот период родители уже могут объяснить ребенку, что любому человеку приятно слышать, когда к нему обращаются со сло­вами «пожалуйста» или «спасибо». Такие объяснения не должны но­сить приказного характера. Например, многим мамам неловко, если ребенок не поблагодарит, получив от постороннего человека лакомст­во, и они заставляют ребенка произнести «спасибо». Не стоит этого де­лать, потому что вы в понимании ребенка унижаете его перед незнако­мым человеком. Будет правильно, если вы сами поблагодарите его, а потом, когда останетесь без свидетелей, объясните малышу, что ему следовало бы сказать «спасибо».

Надо, чтобы ребенок осознал волшебство вежливости, разбудите в нем желание понять другого человека, откройте ему глаза на то, как слово может обидеть человека, а может и доставить радость. Как объяс­нить это малышу? Существует четыре правила, которым рекомендуется следовать родителям в общении с детьми:

Следите за тоном, в котором вы ведете разговор. Ежедневно ребенок наблюдает, как его родители говорят с другими людь­ми по телефону, на лестничной площадке или в магазине. При­ветливо или ворчливо? Поразмышляйте над собственным поведе­нием, ведь именно у отца и матери дети учатся тому, как следует общаться с людьми.

Уважайте ребенка. Если у родителей и детей равноправные от­ношения, у ребенка развивается чувство собственного достоинст­ва, а это основная предпосылка истинной вежливости. Ребенку, которому без конца только приказывают, трудно потом будет общаться с другими вежливо и открыто.

Объясняйте ребенку, чего ждут от него другие люди, например, «бабушка была бы очень рада, если бы ты сначала с ней поздо­ровался, а потом шел к своим игрушкам». Такое объяснение по­нятно и четырехлетнему малышу. В этом случае приветствие наполнится для ребенка смыслом.

Будьте гибкими. Не обязательно всегда требовать соблюдения правил, не настаивайте на «пожалуйста», «спасибо» или «здрав­ствуйте», а постарайтесь понять ребенка, если он забыл о вол­шебных словах. Если он от радости, что получил подарок, забудет поздороваться с бабушкой, сделайте вид, что не заметили, – это тоже одно из правил вежливости.

Вам также может понравиться...
16204