ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ»

Кобежикова Татьяна Борисовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан Республика Хакасия
Дата поступления работы: 11.08.2022г.

Развитие речи детей дошкольного возраста на хакасском языке с помощью ТРИЗ

Одна из актуальных проблем в системе образования Республики Хакасия – национально-региональный компонент, в частности вопрос обучение родному (хакасскому) языку.

 Методика обучения родному (хакасскому) языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формирование у детей мотивации к данному виду деятельности.

Особенности овладения хакасским языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящем на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения. Общение – самая значимая форма обучения детей хакасскому, на занятиях мы много общаемся – это рассказывание, диалоги, монологи, дети делятся своими впечатлениями, задают много интересных вопросов, по той или иной теме и у них появляется желание найти ответ на

эти вопросы.

В этом направлении используем наиболее успешные элементы методики ТРИЗа. Задача заключается в том, чтоб расширить интерес детей, воспитание их любознательности. Интерес является не только условием для успешного выполнения работы, но и сам возникает в процессе ее осуществления. В тех случаях, когда активная деятельность детей направлена на решение различных познавательно-речевых задач, создаются благоприятные условия для переживания детьми радости открытия, радости изучения многого на другом языке.

Из элементов ТРИЗа по обучению детей хакасскому языку используем 5 основных тем, это:

– Обучение рассказыванию по картине (сначала рисуем все, что видим на картине, называем все на хакасском языке, потом составляем логическую цепь и составляем интересный рассказ.

 – Системный анализ: Это что-то для чего-то

                                     Это что-то из чего-то

                                     Это что-то часть чего-то

                                     Чем-то было раньше что-то

                                     Что-то будет с этим что-то

                                     Есть противники у что-то

                                     Много есть друзей у что-то

    Например, давайте разберем этот стул – одырчах.

1. Для чего: азыранарга, пазарга, хоостирга, ойнирга.   (Чтобы за ним есть, писать, рисовать, играть.)

2. Из чего оно сделано: агастан – из дерева

3. Часть чего: туранан, – часть дома, часть мебели.

4. Чем было раньше: тайгада оскен,агас полган. – росло в лесу, было дерево  и т.д.

– Составление самостоятельно своих загадок.

– Обучение детей языку через сказки (самостоятельное составление и придумывание сказок). Многие педагоги понимают под этим лишь придумывание детьми новых сказок. Однако придумывание – такой этап, когда дети опираются исключительно на свой жизненный опыт, интуицию. Помощь взрослых в этом виде деятельности должна быть сведена до минимума. Поэтому целесообразнее вначале научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Использование сказочных задач объясняется не только тем, что в любой сказке неизбежно возникают противоречия между персонажами, которые необходимо разрешать, но и тем, что выход из создавшихся затруднительных положений зачастую зависит от выявления и использования различных ресурсов. Более того, при решении любой сказочной задачи дети стремятся с наименьшими затратами достичь идеального результата.

– Нахождение логической связи между предметами, рисунками, явлениями:

Все на свете похоже друг на друга, например: одырчах – книга (стул – книга), какая между ними связь?

Агастан идiлгеннер – оба сделаны из дерева, кун – яблоко (солнце – яблоко) – тогылахтар, сарыглар (оба круглые, оба желтые и т.д.)

На занятиях учитывая индивидуальные и психологические особенности детей, широко и успешно используем данные элементы методики ТРИЗ. Когда у ребенка развита фантазия, он больше думает и размышляет, самостоятельно делает выводы. Это само собой развивает речь ребенка, у него обогащается словарный запас на хакасском языке, появляется масса интересных и увлекательных вопросов, на которые ребенок хочет найти ответ. А вот ответы мы уже учимся давать на хакасском языке, через интерес ребенок по желанию овладевает родной (хакасской) речью.

 Наш опыт показал, что дети с большим интересом ходят на занятия, для них это не просто занятие по хакасскому языку, но и время, когда они самостоятельно сочиняют, думают, фантазируют, играют, проводят интересные опыты. Через эти приемы, дети непроизвольно обучаются языку, и они с удовольствием общаются на нем.

И, конечно же, в своей работе по обучению детей хакасскому языку широко используем кукольный, пальчиковый театр, дети лучше воспринимают материал именно когда с ним разговаривает сказочный персонаж. Они приходят к детям со своими смешными историями или бедами дети всегда отзываются на них, и забывают о присутствии с ними воспитателя.

Дети с удовольствием выполняют роль этого героя или персонажа, и мы с ними ставим кукольный театр, обыгрываем сказки и сами вживаемся в эти роли.

Успешно проходят занятия, когда используется много наглядности, демонстрационного материала, дидактических игр, картины и натуральные объекты (игрушек, овощей, фруктов и т.д.)

Особый колорит, национальную окраску изучению хакасского языка придает современный детский фольклор. С этой целью подобрано множество народных потешек, прибауток, песенок, пословиц и загадок, которые применяются как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Через предметы народного искусства, художественную литературу воспитывается у детей чувство прекрасного, любовь к Родине, уважение к труду людей, создавших красоту родного края. Благодаря участию в национальных праздниках, а хакасские народные праздники и обряды всегда связаны с игрой. Ведь народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Поэтому мы на занятиях знакомимся и разучиваем новые народные игры. Ведь игра развивает речь ребенка, мышление, воображение, внимание, творчество, и конечно же, ловкость, быстроту и силу. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, захватывающей и веселой.

Играя в различные игры, знакомясь с родным краем, городом, его достопримечательностями, а также благодаря участию в национальных праздниках, у детей воспитывается устойчивый интерес к языку, культуре, традициям хакасского народа.

Вам также может понравиться...
15417