ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ»

Горбунова Елена Викторовна – Учитель – логопед ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 07.01.2018г.

Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей

     Развитие речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность крупной и мелкой моторики, зрительного и фонематического восприятия. В последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось.

     Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки.

     На основе исследований М.М. Кольцов в 1973 г. делает важнейший вывод о том «…что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть еще одна речевая зона мозга».

     Недостатки развития мелкой моторики у детей проявляются:

– в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений;

– затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;

– невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;

– снижение двигательной памяти и самоконтроля;

– замедленности, застревании на одной позе.

     Анализируя возможности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичесва замечает, что названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром. При этом отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тонкой дифференцированной моторики пальцев рук. При этом часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц. Поэтому у детей отмечается напряженность мелкой мускулатуры и в связи с этим неловкость движений пальцев рук. Поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по развитию мелкой моторики рук.

     Для подготовки детей дошкольного возраста к обучению выделяются два направления развития мелкой моторики:

1. пальчиковый игротренинг;

2. формирование графомоторных навыков.

Развивающая работа основывается на результатах диагностики, возрастных и индивидуальных особенностях детей и специфики их диагноза.

     К задачам развития мелкой моторики относятся:

– ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук;

– развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук;

– формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую;

– развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений;

– динамической координации (координированной работы — одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук;

– развитие зрительно-моторной координации.

Принципы построения работы:

– игровая мотивация;

– от простого к сложному;

– выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновременно асинхронно;

– учет трех составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления;

– учет индивидуального темпа детей;

– задания на разных уровнях сложности:

– по подражанию

– образцу

– речевой инструкции

– использование аутокоманд (ребенок проговаривает все, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами).

Вся система работы по развитию мелкой моторики рук реализуется поэтапно, выделяется несколько групп упражнений.

     Первая группа — упражнения на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

Самомассаж массаж кистей и пальцев рук.

Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на ЦНС, улучшающий функции рецепторов, проводящих путей. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

     Самомассаж и массаж рекомендуется проводить 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3-5 минут во второй половине дня, во время коррекционного часа. При этом используется от 3 до 5 упражнений на начальном этапе, затем 5-7. При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа. После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Для массажа используются различные приспособления и мелкие предметы (массажные щетки, грецкий орех…). Важно, чтобы руки ребенка при проведении массажа были чистыми, без царапин или других повреждений.

     На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает логопед, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.

Кроме самомассажа, в первую группу входят упражнения:

– на расслабление мышц — поглаживание («погладь котенка», «погладь, как мама» и т.д.);

– на растяжение мышц, для снятия застоя в них и скованности («дотянись до конца дорожки», «вот шагает великан» и т.д.);

– на развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики.

Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук весьма эффективен пальчиковый бассейн — небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой (крупа гречки, риса…). Для игры «Угадай кто в бассейне спрятался?» в таз помещаются игрушки или мелкие предметы по лексическим темам. Для формирования тактильной (мышечной) памяти используется игра «Угадай, какой, какая?»: в бассейн помещаются игрушки из различного материала (по одной), разложив такие же на столе. Опуская руку в бассейн, ребенок ощупывает игрушку, затем находит такую же на столе и называет, из какого материала она изготовлена или какая она по форме, величине.

Пальчиковый бассейн можно использовать и для моделирования кистью руки артикуляционной позиции языка. Так, перед выполнением упражнения «чашечка» ребенок «ковшом экскаватора» – рукой зачерпывает и пересыпает крупу в лежащую рядом крышку.

     Вторая группа — упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики — сопряженная гимнастика. При ее выполнении соблюдаются те же правила, что и при артикуляционной гимнастике и упражнениях на развитие кинетического и динамического компонентов мелкой моторики. Здесь в первую очередь следует учитывать принцип «от простого к сложному», т.е. сложность упражнений должна нарастать одновременно: от одного движения аратикуляционным аппаратом и кистью руки (улыбнуться или широко открыть рот) до нескольких — улыбнуться, открыть рот, высунуть узкий язык; от одновременных простых движений и действий одной рукой до разнонаправленных движений и действий двумя руками. Например: «Улыбка» (губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны), «Змейка» (волнообразные движения руками, а языком выполняется «змейка»). Упражнения сопряженной гимнастики разучиваются по подражанию и моделям, а затем дети выполняют их по инструкции.

     Третья группа — упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук.

1. Упражнения с маленькими (теннисными и каучуковыми) шарами или грецкими орехами. При сжатии и сдавливании шар (орех) нужно держать очень плотно, добиваясь ощущений ломоты, растягивания и чередуя сжатие и расслабление пальцев. Такое упражнение используется в основном в индивидуальной работе, т.к. необходим контроль со стороны взрослого над правильностью выполнения и недопустимость переутомления мышц. После выполнения этих упражнений необходимо выполнить растирающий самомассаж или массаж рук резиновым мячиком или щеткой – «ежиком»

2. Упражнения с ручным резиновым эспандером или небольшими резиновыми мячами (можно использовать игрушки для прорезывания зубов).

3. Упражнения и игры с пальцами в течение 2-3 минут. Вновь разучиваемые упражнения выполняются в медленном темпе, под счет на 3-5 раз каждое.

     Четвертая группа — упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу. Их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками.

     Пятая группа — самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами (симметрично, асимметрично, акцентуированно); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую, реципрокной координации, умения противопоставлять большой палец остальным; динамической координации (выполнение условных движений с выработкой стереотипа и с отказом от него: «пальчики здороваются»; разнообразные пальчиковые игры, связанные с лексическими темами; игры с пальчиками.

     Каждое новое упражнение сначала разучивается одной (ведущей) рукой. После достаточного усвоения переходить к обучению другой рукой, и только после того как упражнение освоено до автоматизма, можно отрабатывать его двумя руками одновременно, постепенно убыстряя темп. По мере накопления у детей освоенных упражнений нужно переходить к гимнастике для пальчиков, используя стихотворное сопровождение.

     Особое внимание следует уделять правильному положению кисти руки, точности переключения с одной позиции на другую, дифференцированности движений пальцев рук, их синхронности или последовательности, полному расслаблению пальцев и кистей рук при выполнении соответствующих упражнений.

     пальчиковые игры и упражнения желательно проводить перед первым занятием, прогулкой, в начале индивидуального занятия воспитателя с ребенком по заданию логопеда (во второй половине дня); пальчиковые игры с речевым сопровождением, соответствующим лексической теме, – перед коррекционным занятием или на занятии во время физкультминутки; самомассаж (массаж) пальцев и кистей рук — в утренние часы и на индивидуальных занятиях воспитателя с детьми.

     Шестая группа — упражнения на развитие мелкой моторики и формирования графомоторных навыков. Работа проводится в несколько этапов:

– формирования умения чертить горизонтальные и вертикальные линии, следить за движением своей руки;

– умения копировать круг, крест, квадрат, треугольник и другие изображения, а также ставить точки или рисовать кружки между двумя горизонтальными линиями и следить глазами за движением своей руки;

– умения копировать буквы.

В работе по формированию графомоторных навыков используется опыт копирования геометрических форм, соединения контура рисунка по точкам, раскрашивание картинок внутри контура с применением шаблонов.

     Развивая мелкую моторику, необходимо соблюдать следующие требования:

– клетка в рабочих тетрадях должна быть крупной, в подготовительной к школе группе до конца декабря — клетка крупная, а с середины января — мелкая;

– для штриховки и раскрашивания необходимо иметь альбомы и раскраски;

– особое внимание следует обратить на правильный захват карандаша ребенком и положения кисти руки во время работы;

– не допускать поворачивания листа или тетради при выполнении задания;

– не использовать упражнения на безотрывное проведение длинных горизонтальных линий, рисунков, особенно если рисунок на всю ширину тетради.

Для развития мелкой моторики используются такие виды работ, как лепка букв из пластилина, рисование букв на манке (на тарелочке или в пальчиковом бассейне), ощупывание букв, вырезанных из наждачной бумаги, вырывание букв из газетной бумаги, выкладывание букв из фасоли (гороха) на карточках, намазанных пластилином.

В свободной деятельности детям предлагаются игры: «Собери бусы», «Вырежи и наклей» и т.д. Дополнительная работа проводится воспитателем на занятиях по развитию продуктивных видов деятельности.

     Приведенная группировка упражнений по развитию мелкой моторики и последовательность их включения в работу не являются строгим правилом. Выбор упражнений может варьироваться в зависимости от того, какие задачи решаются в данный момент коррекционной работы.

     Целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится более подвижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости. Сопряженная гимнастика у детей способствует наиболее эффективной подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, развитию мелкой моторики, нормализирующему тонус мышцы артикуляционного аппарата, улучшающему речедвигательную функцию организма.

Вывод: использование системы работы по развитию мелкой моторики рук в комплексе с другими видами коррекционной работы эффективно способствуют развитию речи и психических процессов.

                                                        Литература

1. М.М. Кольцова Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. Москва, Просвещение, 1973г.

2. Логопедия /под редакцией Л.С. Волковой. Москва, 2006 год

3. Е.М. Мастюкова Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. Москва. Просвещение. 1997 год

4. И.Е. Светлова Готовим руку к письму. Москва. Гном-Пресс. 2005 год

5. И.Г. Топоркова Развиваем руки. Ярославль. Академия развития. 1997 год

Вам также может понравиться...
16204