Обобщение опыта «Сохранение личного эмоционального ресурса педагога в условиях современной школы»

Багатдинова Екатерина Валерьевна – Заместитель директора по УР МОУ «Лицей № 50» Ленинского района г. Саратова
Дата поступления работы: 17.06.2025г.

Педсовет: «Сохранение личного эмоционального ресурса педагога в условиях современной школы»

Тема сегодняшнего педагогического совета очень актуальна. Эмоциональное благополучие педагога является одной из составляющих безопасной образовательной среды школы.
В современной жизни с её трудностями, многозадачностью от человека любой профессии требуется напряжение всех его нравственныхи физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации. Они испытывают двойные нагрузки. Труд педагога отличается яркой эмоциональной насыщенностью, высокой загруженностью. Со временем МОГУТ возникать два взаимосвязанных психологических состояния: эмоциональное выгорание и профессиональная усталость.

Но!!! самочувствие педагога далеко не личное дело. Так как важнейшей движущей силой различных направлений укрепления безопасности образовательной среды является система отношений «учитель – ученик», то и общие факторы связаны со стилем и стратегией поведения педагога. Межличностное взаимодействие между учеником и учителем по праву занимает центральное место в понимании эмоциональной безопасности.

Школа, в которой создается безопасное пространство для обучения, открытого взаимодействия и личностного роста – это такая школа, в которой учителя и администрация обращают внимание не только на успеваемость, но и на эмоциональные колебания среди учащихся и педагогов.

Цель нашего педагогического совета:
 – познакомиться с таким явлением, как профессиональное выгорание в учительской среде;
– вспомнить симптомы его проявления;
– разобраться в себе, понять, насколько велик наш запас прочности в отношении стрессовых ситуаций;
– найти способы противостоять этим факторам.

Как синдром «эмоциональное выгорание» представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивается как результат хронического стресса на рабочем месте.

Как проявляется?
1. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
2. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям и т.д.);
3. Утрата чувства юмора;
4. Постоянное чувство неудачи, вины;
5. Повышенная раздражительность;
6. Упорное желание переменить род занятия;
7. То и дело возникающая рассеянность;
8. Нарушение сна;
9. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
10. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.

Ка же помочь себе?
– Заботится о своём здоровье.
– Не доводить уровень эмоциональных нагрузок до критических значений.
– Не залезать в «кредит» ВАШИХ внутренних резервов и возможностей.
– Не забывать о том, что не только ваши ученики, но и вы сами нуждаетесь в заботе и внимании, защите вашего здоровья и эмоционального ресурса.

В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успех дела, за которое взялся.Важно сосредоточить усилия не на сокращении отрицательных эмоциональных состояний, а на умножении положительных.

«Сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время «вкладываясь» в других, они начинают испытывать разочарование, ВЕДЬ не всегда удается достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей энергии, ведет к усталости и эмоциональному истощению.

В педагогической профессии, важным условием сохранения и укрепления эмоционального благополучия педагога выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться.

В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.

Вам также может понравиться...
16575