Габбасова Гульчачак Шамилевна – Учитель начальных классов МБОУ «Школа №184» г. Казань
Дата поступления работы: 12.01.2019г.
Технология проблемного обучения в начальной школе.
Любовь к преподаванию в школе привили во мне мои учителя, у которых я училась. Но сейчас вспоминаю, как же было всё по-другому, образование было другое, время прошло, и изменилось всё в преподавании. На традиционном уроке учебный материал преподносили готовым. Если ребёнок слушает внимательно, имеет достаточно высокую мотивацию, полученные знания осмысленны, прочно усваиваются и могут быть при необходимости воспроизведены. Но к сожалению, дети все разные, очень часто это выражается в механическом воспроизведении заученного материала, инициатива не проявляется, фантазию и творчество нет возможности проявить, знания из личного опыта не применяются, а забываются. Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным. Поэтому надо было изменить методы, приёмы преподавания. Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, владеющий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Ещё в 19 веке немецкий педагог А. Дистервег говорил: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий». Ведущую роль отводил проблемному обучению и Ш.А. Амонашвили.
Дети тоже меняются, они уже не такие, как были раньше. Что же делать, чтобы ребёнок с удовольствием усваивал знания, развивался, был заинтересован находить ответы на поставленные вопросы? Я считаю, что вот тут нам поможет проблемное обучение. На своих уроках я использую элементы технологии проблемного обучения. Проблемы нам встречаются в жизни на каждом шагу, нам приходится их решать, а когда мы находим решение этих проблем, мы приобретаем какой-то опыт, чему-нибудь учимся и как же мы бываем удовлетворены, когда та или иная проблема решена.
Так что же такое проблема? Заглянем в философский словарь: «Проблема – вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляют существенный практический или теоретический интерес». Проблема – это вопрос, требующий исследования. Чем больше будем исследовать, решать проблемы, тем больше будет развиваться интеллект человека, его потребность в усвоении новых знаний.
Теперь определимся, что же такое технология в педагогике? Само понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. В 70-е годы понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все, что касается совершенствования учебного процесса. Образовательная технология, определение – это система поэтапно-последовательных действий педагога и учащегося (учащихся), построенная в единстве всех.
Ну а теперь подойдём к определению технология проблемного обучения. Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций (Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.). Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Он предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.
В своей практике использую элементы технологии проблемного обучения по всем предметам. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе. Особенно эффективно применение этой технологии или её элементов при изучении нового материала.
Готовясь к урокам, учителю необходимо тщательно продумать создание проблемной ситуации на том или ином уроке, подобрать наводящие вопросы для решения проблемы, необходимо взвесить имеющиеся знания на данный момент. Из опыта своей работы, могу сказать, что на решение проблемы невозможно определиться со временем, это зависит от детей, как скоро они найдут решение данной проблемы. Иногда это бывает очень быстро, но чаще всего на это уходит больше времени, чем планирует учитель. Но самое главное, чтобы не учитель, а сами учащиеся нашли решение этой проблемы, определили тему и поставили цель урока. Дети тоже разные, и не всегда они могут решить какую-то проблему, вот тут и надо продумать учителю доступность этой проблемы и серию наводящих вопросов, чтоб помочь детям, если они затруднились.
Использование элементов технологии проблемного обучения начинаю постепенно с 1 класса. Делать это нужно систематически. И уже в 4 классе учащиеся привыкают к решению проблем на разных уроках, на это уходит меньше времени, и ученики грамотно и быстро определяются с темой и целью урока. Технология проблемного обучения состоит из двух частей: создание проблемы и решение этой проблемы. Создать проблему может учитель или сами учащиеся. Можно представить проблему в игровой форме, что повышает мотивацию детей к решению этой проблемы. В решении проблемы основными участниками являются ученики, учитель является наблюдателем и направляющим. При исследовании проблемы, учащиеся сравнивают, анализирует, выводит гипотезу, высказывает своё мнение, оспаривает его и т.д. Очень положительное, что на уроке каждый из учеников хочет первым найти решение проблемы
Такие уроки дают неплохие результаты, более качественное, творческое усвоение знаний, развитие интеллекта, воспитание активной личности, позволяющей и в жизни решать проблемы.
Приведу примеры использование проблемного обучения на разных уроках. На уроках русского языка при изучении темы «Наречие» в 4 классе, детям предлагаю слова разных частей речи, например: дом, собака, яркий, бежит, высокий, пенал, знаменитый, солнечный, быстро, моет, карандаш, пушистый и т.д. Предлагаю распределить слова в 3 столбика в зависимости, какой частью речи является эти слова. На тот момент дети уже знают, что такое существительное, прилагательное, глагол. Они распределяют слова, и у них остаётся одно слово «быстро», они не знают, какая это часть речи и ставят цель урока познакомиться с этой частью речи.
Ещё один пример с урока русского языка. При изучении темы «Правописание ь у существительных женского рода после шипящих» во 2 классе, предлагаю детям ряд слов: печь, дочь, плащ, рожь, товарищ, уж, ночь и т.д. Предлагаю определить почему в одних словах пишется ь, а в других нет, если они затрудняются, то могут распределить слова в 2 столбика с учетом наличия ь. После этого они определяют тему, цель урока, правило и даже алгоритм действий написания существительных с шипящей на конце.
На уроках математике тоже применяю элементы технологии проблемного обучения. При изучении темы «Литр» в 3 классе, предлагаю провести классификацию разных мер, например: килограмм, километр, тонна, грамм, литр, метр, сантиметр и т.д. При распределении разных мер, дети делают вывод, что одна мера лишняя, доказывают почему и ставят тему и цель урока. Эта проблемная ситуация ещё позволяет повторить меры длины и меры веса.
На уроках математики можно использовать проблемные ситуации и при изучении геометрических фигур, и при изучении порядка действий в выражениях, и при изучении новых видов задач и т.д., например, дать два или три одинаковых выражения, а ответы разные. Учащиеся выполняют решение выражения и находят правильный ответ. Это же и позволит повторить порядок действий в выражении. Таких примеров можно приводить очень много.
Большое поле деятельности для применения проблемных ситуаций дают уроки литературного чтения. Ведь цель знакомства с любым произведением литературы – узнать то, что хотел донести до нас автор. Проблемы героев не оставляют детей равнодушными. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы на разных предметах. Эта работа зависит от учителя, насколько профессионально он может создать такие ситуации. У учителя тоже создаётся интерес при создании таких ситуаций.
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, дискуссии, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Даже психологами доказано, что «проблемная ситуация» является главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучению родному языку и развития личности. Издательство «Амрита» 2011г.
2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.