Молчанова Марина Владимировна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 96 «Сосенка» г. Архангельск
Дата поступления работы на конкурс: 09.12.2016г.
План-программа кружка для детей подготовительной к школе группы «Юный исследователь»
1. Актуальность и значимость программы
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Новые технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Этапы развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается групповой, коллективный поиск).
3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
Программа построена на основе следующих принципов:
•Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
•Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
•Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
•Принцип «развивающей интриги».
•Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
•Принцип деятельного подхода к развитию личности.
•Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
•Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.
•Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
Практическое значение программы кружка
Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала и как следствие помогает подойти к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:
•обогащение представлений об окружающем мире,
•развитие познавательной инициативы (любознательности),
•освоение культурных форм упорядочения опыта: родовидовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.
Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Продолжительность реализации программы– 2016-2017 учебный год.
Режим занятий –
Формы занятий
Особенности организации занятий кружка
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.
Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду –детская лаборатория и дома).
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).
Программа кружка предполагает:
•сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
•сформированность личности ребенка;
•основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.
Перспективы работы
Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.
Цель и задачи программы
Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировоззрения ребенка, еголичностный рост.
Задачи программы:
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддержать у детей инициативу, любознательность, сообразительность, самостоятельность.
5. Формирование у детей способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержательный раздел
Перспективный план работы кружка
Тема занятия | Цель | Формы и методы работы |
Октябрь | ||
Вводное занятие«В гостях у Знайки» | Уточнить представление о том, кто такие учёные, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза» о способе познания мира-эксперименте, о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. | 1.Беседа с детьми об учёных.2. Объяснить, что понятия «наука» и «гипотеза».3. Рассказать о детской лаборатории и культуре, правилах поведения.4. Практическая работа:* Игра «нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем».* Опыт «может ли вода подниматься».5. Итоги.6. Домашнее задание. |
«Песочная страна» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | 1.Беседа с детьми.2. Напомнить правила техники безопасности при проведении опытов.3. Практическая работа:* Рассматривание песка с помощью лупы.* Опыт: «сыпучесть песка»* Лепим из влажного песка.4.Объясненить и показать как нарисовать рисунок сухим песком.5. Итоги.6. Домашнее задание.7. Выставка рисунков: «Песочная страна» |
Цветной песок | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка; научить пользоваться тёркой. | 1.Беседа с детьми.2. Правила техники безопасности при проведении опытов.3. Практическая работа:* Объяснить и показать, как пользоваться тёркой.* Игра «Следы на песке»* Опыт: «разноцветный песок»4. Итоги5. Домашнее задание |
Волшебное сито | Познакомить детей со способом отделения песка от камешков и мелкой крупы от крупной с помощью сита; развивать самостоятельность. | 1.Беседа с детьми.2.Правила техники безопасности.3.Показать, как с помощью сита отделить камешки от песка.4.Практическая работа:*Сюрпризный момент*Опыт: «Песчаный конус»5.Итоги.6.Домашнее задание. |
Ноябрь | ||
Какая бывает вода? | Уточнить представления детей о свойствах воды; познакомить с принципом работы пипетки; развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. | 1.Беседа с детьми.2.Напомнить правила поведения в лаборатории.3.Объяснить и показать, как пользоваться пипеткой.4.Практическая работа:*Кроссворд.*Опыт: «можно ли перенести воду в соломинке».*Игра «Кто больше перенесёт воды пипеткой»5.Итоги6.Домашнее задание |
Форма воды. | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | 1.Беседа с детьми.2.Напомнить правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Опыт «может ли вода иметь форму?»*Игра «узнай и назови»4.Итоги5.Домашнее задание. |
Вода – растворитель.Очищение воды. | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | 1.Беседа с детьми.2.Объяснить и показать, как можно очистить воду.3.Правила поведения в лаборатории.4.Практическая работа:*Опыт: «Что растворяется в воде?»*Опыт: «Фильтрование воды».5.Итоги.6.Домашнее задание. |
Путешествие Капельки. | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения. | 1.Беседа с детьми.2. Показ и рассказ по схеме: «Круговорот воды в природе».3.Правила поведения в лаборатории.4.Практическая работа:*Опыт: «Как появляется пар»*Опыт: «Домашнее облако».5.Итоги6.Домашнее задание. |
Декабрь | ||
Воздух | Расширить представления детей о свойствах воздуха; познакомить детей с чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. | 1.Беседа с детьми.2.Объяснить, как пользоваться чашечными весами.3.Рассказать об изобретении воздушного шара.4.Напомнить правила поведения в лаборатории.5.Практическая работа:*Опыт: «Воздух расширяется».*Игра: «Узнай по запаху»6.Итоги.7.Домашнее задание. |
Воздух повсюду. | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость. | 1.Беседа с детьми.2.Напомнить правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Игровое упражнение: «Почувствуй воздух».*Опыт: «Воздух сжимается».*Эксперимент: «Яйцо в бутылке».4.Итоги.5.Домашнее задание. |
Воздух работает. | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы. | 1.Беседа с детьми.2.Правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Опыт: «Свойства воздуха»*Эксперимент: «Вертящиеся спирали».4.Итоги.5.Домашнее задание. |
Ледяные шары. | Дать детям представление о свойствах воды, льда | 1.Беседа с детьми.2.Правила поведения при проведении опытов.3.Практическая работа:*Опыт: «Свойства воды»*Эксперимент: «Цветные шары».4.Итоги.5.Домашнее задание. |
Январь | ||
Сила тяготения. | Дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | 1.Беседа с детьми.2.Объяснить, что такое глобус.3.Правила поведения в лаборатории.4.Практическая работа:*Опыт: «Почему все предметы падают?»*Схематично зарисовать.5.Итоги6.Домашнее задание. |
.Упрямые предметы. | Познакомить детей с физическим свойством предметов-инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. | 1.Беседа с детьми.2.Напомнить правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Эксперимент: «Медведь в машине»*Фокус: «Упрямая монета»4.Итоги5.Домашнее задание. |
Хитрости инерции. | Познакомить детей с фокусом основанном на физическом явлении-инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. | 1.Беседа с детьми.2.Вспомни правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Фокус со стаканом воды и листом бумаги.*Эксперимент: «Как отличить сырое яйцо от варёного»4.Итоги5.Домашнее задание. |
Что такое масса? | Выявить свойство предметов-массу; закрепить знания о приборе измерения массы-чашечными весами; научить способам их использования. | 1.Беседа с детьми.2.Помни правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Что тяжелее?*Зафиксировать результаты в блокноте наблюдения.4.Итоги. |
Февраль | ||
Замёрзшая вода-лёд.Почему не тонут айсберги? | Уточнить представления детей о свойствах льда; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходов. | 1.Беседа с детьми.2.Рассматривание иллюстраций с изображением айсбергов.3.Вспомнить сказку «Заюшкина избушка».4.Практическая работа:*опыт со льдом.*Игра «Арктическое морское путешествие»5.Итоги6.Домашнее задание. |
О «дрожалке» и «пищалке» | Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука-дрожание предметов. | 1.Беседа с детьми.2.Правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Эксперимент: «Что слышим?»*Изготовление спичечного телефона.4.Итоги5.Домашнее задание. |
Как сделать звук громче? | Обобщить представление детей о физическом явлении-звуке. | 1.Беседа с детьми.2.Правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Опыт с линейкой, проволокой.*Изготовление рупора.4.Итоги5.Домашнее задание. |
Свет и тень. | Познакомить с образованием света от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | 1.Беседа с детьми.2.Правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Игра «Теневой театр»*Показ знакомой сказки.4.Итоги5.Домашнее задание. |
Март | ||
Ловись, рыбка, и мала, и велика. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | 1.Беседа с детьми.2.Правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Магнитная игра «Рыбалка»*Эксперимент «Притягивает-не притягивает»*Задание «проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается».4.Итоги5.Домашнее задание. |
Фокусы с магнитом | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | 1.Беседа с детьми2.Правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Фокус «Разборчивый гусь»*Фокус «Могут ли звери сами двигаться?»*Эксперимент «Достань иголку из воды не замочив руки»4.Итоги5.Домашнее задание. |
Что отражается в зеркале? | Познакомить детей с понятием «отражение»; найти предметы, способные отражать. | 1.Беседа с детьми.2.Вспомни правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Что ты видишь в зеркале?*Задание «Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение»4.Итоги5.Домашнее задание. |
Свет повсюду. | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные. | 1.Беседа с детьми2.Объяснить, какие бывают источники света.3.Напомнить правила поведения в лаборатории.4.Практическая работа:*Игра «Свет бывает разный»*Сравнение по картинкам «Что светит ярче»5.Подведение итогов.6.Домашнее задание. |
Апрель | ||
Мир ткани | Познакомить с названиями тканей; формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива одежды. | 1.Беседа с детьми.2.правила безопасного обращения с ножницами.3.Практическая работа:*Рассмотреть различные кусочки ткани.*Эксперимент «Свойства ткани»4.Подведение итогов.5.Домашнее задание. |
Почему в космос летают на ракете? | Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полёта самолёта. | 1.Беседа с детьми.2.Рассматривание иллюстраций.3.Правила поведения в лаборатории:*Эксперимент с шариком.*Изготовление коллажа «Всё что летает».4. Подведение итогов.5.Домашнее задание. |
Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | 1.Беседа с детьми.2.Правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Опыт «Сквозь лист»*Опыт «Нужен ли корешкам воздух?»4.Подведение итогов.5.Домашнее задание. |
Что выделяет растение? | Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. | 1.Беседа с детьми.2.Правила поведения в лаборатории.3.Практическая работа:*Опыт «Во всех ли листьях есть питание»*Опыт «Что выделяет растение?»4.Наблюдение за растением 1-2 дня. Подведение итогов.5.Домашнее задание |
Май | ||
Откуда взялись острова? | Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования. | 1.Беседа с детьми.2.Показ книги «Мой первый атлас».3.Объяснить, что такое остров.4.Практическая работа:*Изготовление модели «Морское дно»5.Подведение итогов.6.Домашнее задание. |
Как происходит извержение вулкана? | Познакомить детей с природным явлением-вулканом, причиной его извержения. | 1.Беседа с детьми.2.Объяснить, что такое вулкан.3.Показ иллюстраций.4.Напимнить правила поведения в лаборатории.5.Практическая работа:*Изготовление раствора для лавы.*Испытание вулкана.6.Итоги.7.Домашнее задание. |
Как появляются горы? | Познакомить детей с причиной образования гор; научить самостоятельно изготавливать солёное тесто. | 1.Беседа с детьми.2.Показ мнемотаблицы опыта «Извержение вулкана».3.Объяснить, как появляются горы.4.Практическая работа:*Изготовление солёного теста.*Макет горы.5.Подведение итогов.6.Домашнее задание. |
Как образуются метеоритные кратеры? | Смоделировать с детьми метеоритный кратер; уточнить представление детей о Солнечной системе. | 1.Беседа с детьми.2.Показ карты «Солнечная система».3.Объяснить, что такое Солнечная система, метеоритный кратер4.Напомнить правила поведения в лаборатории.5.Практическая работа:*Алгоритм действий «Метеоритный кратер»*Изготовление метеоритного кратера.6.Итоги.7.Домашнее задание. |
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
1. Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).
2. Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Ожидаемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
• быстрое включение в активный познавательный процесс;
• самостоятельное пользование материалом;
• остановка цели и нахождение путей ее достижения;
• самостоятельность при поиске открытий;
• проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
• настойчивость в отстаивании своего мнения;
• расширение кругозора детей;
• развитие критического мышления и речи;
• развитость мускулатура пальцев;
• проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:
• самостоятельно ставит проблему;
• выдвигает гипотезы, предположения;
• самостоятельно планирует деятельность;
• выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
• доводит дело до конца;
• ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.
Предметно-развивающая среда и система работы по программе:
1. Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
2. Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
3. Обучающие познавательные занятия.
4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
5. Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художесвенно-эстетическая.
Материально-техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
• приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
• природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
• утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
• завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
• сделать знаки, разрешающие или запрещающие.
Дополнительное оборудование:
• специальная одежда (халаты, фартуки);
• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
• карточки-схемы для проведения эксперимента;
• индивидуальные дневники экспериментов;
• правила работы с материалом;
• индивидуальные дневники.