Позднякова Любовь Анатольевна – Воспитатель Детский сад № 1 города Костромы
Дата поступления работы: 02.05.24г.
Проект в старшей группе
Куклы бывают разные!
Тип проекта: исследовательско-творческий
По времени: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В старшей группе у наших детей постепенно появляются элементы режиссерской игры. Но замечен явный дефицит в этом направлении. Девочки чаще играют с героями-животными (кошечками, пони, собачками), у мальчиков в приоритете супергерои и фантастические существа. Сюжет довольно примитивный и скудный по содержанию. Современные дети очень мало играют с настоящими куклами.
В нашей группе активно развивается строительная игра с конструктором Бабашки, но она недостаточно богато обыгрывается детьми. Мы решили обратить внимание детей на то, как можно играть с разными человечками в их постройках. Артём принёс в садик свою любимую игрушку Гуджитсу (тянущаяся фигурка монстра-героя). Перед завтраком он поставил его на полку с куклами, а девочки сделали ему замечание, что здесь только куклы и попросили Артёма убрать игрушку. Я спросила, является ли Гуджитсу куклой? Дети разошлись в мнениях и задумались….
Так и родилась идея о том, чтобы дети познакомились с разнообразием видов кукол, какие они были раньше, из чего их делали.
Эти задачи можно успешно решать с созданием мини-музея. Важная особенность мини-музея — участие в их создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею. Они приносят из дома экспонаты, пополняют их своими рисунками, экспонатами собственного творения. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Главное в музее – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.
Цель проекта: Создание условий для знакомства с разнообразием видов кукол из разных материалов
Задачи проекта:
- Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям через образ народной куклы. Способствовать сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности
- Расширять кругозор и познавательный интерес детей
- Познакомить дошкольников с историей появления и видовым разнообразием кукол.
- Развивать мелкую моторику
- Расширять и активизировать словарь детей. Формировать навыки построения связных монологических и диалогических высказываний, учить составлять описательные рассказы. Развивать интонационную выразительность речи, навыки речевого общения.
- Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире. Познакомить со способами изготовления кукол.
- Развивать художественный вкус, способствовать развитию творческих способностей детей.
- Воспитывать бережное отношение к результатам ручного труда.
- Создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей.
Ожидаемые результат:
- Дети получат общие представления о разнообразии кукол, их области применения, способах изготовления.
- Умеют мастерить простую куклу своими руками;
- пополнение предметно-развивающей среды, что поспособствует успешной реализации проекта;
- дети имеют способность наблюдать, творить, обобщать полученные знания, способны развивать сюжетно-ролевую игру.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
Формирование проблемы.
Поиск путей решения проблемы, обсуждение возможных вариантов.
Поиск дополнительной информации в интернете.
Информационная работа с родителями.
Подбор и изучение методической литературы, материалов и пособий для проведения занятий, детской художественной литературы по теме, тематических занятий, бесед с детьми, стихов, загадок,
Подготовка презентации и иллюстративного материала.
Разработка тематического планирования мероприятий по формированию интереса к познавательной деятельности дошкольников и их родителей.
2. Основной:
Познание с использованием ИКТ: Просмотр презентации «Какие куклы бывают».
Игры со строительным материалом: строительство домов для кукол.
Игры с неструктурированным материалом: лоскутки ткани, нитки, веревочки.
Отгадывание загадок (петрушка, неваляшка, матрешка, и др.).
Чтение художественной литературы: Т. Александрова «Катя в игрушечном городе».
Беседы: «Твоя любимая кукла», «Из чего она сделана?», «В куклы играют только девочки?»
Словесные игры: «Придумай имя кукле», «Опиши куклу».
Художественное творчество детей:
- Рисование: Матрёшка
- Аппликация: одежда для бумажной куклы
- Ручной труд: кукла-столбушка
- Театральные игры: Матрёшка, пальчиковый театр, театр БИ-ба-Бо
Взаимодействие с родителями: помощь в создании мини-музея кукол
3. Заключительный:
Создание мини-музея.
Гостевание: приглашение ребят из других групп в мини-музей кукол.
Выставка детских работ.
Обыгрывание построек из Бабашек с использованием разных кукол.
Выводы:
В результате проведённой работы, совместными усилиями воспитателей, детей и родителей был создан мини-музей “Такие разные куклы”, где собрались экспонаты из разных материалов и разных времён (дерево, пластик, силикон, ткань, камень, фарфор, пластилин). С помощью нашей «Морской почты» были приглашены дети из двух групп для посещения мини-музея и мастер-класса.
“Куклы своими руками”, уголок, где желающие могут сами изготовить куклу по представленным схемам. (бумажную и куклу-столбушку)
Проект способствовал развитию игровой деятельности детей, формированию у них элементарных исследовательских действий; любознательности, инициативы, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.