Макаренкова Юлия Анатольевна – Воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №42 г.о. Люберцы, Московская область
Дата поступления работы: 20.02.2019г.
Досуг в старшей группе на тему: «Этот загадочный космос»
Цель: сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников.
Задачи: – совершенствовать двигательные умения и навыки;
– формировать оптимальную двигательную активность в процессе двигательной деятельности;
– воспитывать нравственные качества личности дошкольников (чувство дружбы, взаимовыручки, целеустремленность).
Предварительная работа: формирование у детей представлений о космосе (солнце, планеты солнечной системы, небесные тела), полете человека в космос, через просмотр презентаций, чтение книг, разучивание стихов.
Ход занятия
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы отпраздновать День космонавтики. Именно 12 апреля 1961 года наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире космический полёт на космическом корабле- спутнике “Восток. Корабль “Восток” вышел на орбиту, один раз облетел вокруг земного шара и благополучно приземлился. Космический полёт готовили тысячи людей: учёные, конструкторы, рабочие. Каким же он был… этот русский человек Юрий Алексеевич Гагарин? (фото Гагарина). Он был обычный человек -мужественный, добрый, умный, трудолюбивый смелый. Давайте послушаем его голос! (звучит голос Гагарина). В память о полёте в космос Ю.А. Гагарина мы каждый год 12 апреля отмечаем День космонавтики.
– Наша планета не единственная во вселенной. Во вселенной миллионы звёзд и планет, которые вращаются вокруг них. Ребята, как называется звезда, вокруг которой вращается Земля и другие планеты? (солнце) Правильно, давайте вспомним о космических “братьев и сёстрах” нашей Земли.
Стих (Дети представляют планеты. На каждом одета картинка с изображением планеты)
1 ребёнок: По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, чтыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь – Уран, за ним – Нептун,
Он восьмым идёт по счёту, а за ним уж потом
И девятая планета, под названием Плутон!
2 ребёнок: Зачем под вечер солнышко торопится сбежать?
Наверное, у солнышка желанье полежать?
Наверное, у солнышка есть мягкая кровать?
Наверное, там солнышку ужасно мягко спать.
3 ребёнок: Быть может просто солнышко
Нам устаёт светить?
И очень нужно солнышку
Себя подзарядить.
4 ребёнок: Спокойной ночи, солнышко!
Мы можем подождать,
А завтра с первым лучиком
Ты к нам придёшь опять!
Ведущая: – Ребята! А что мы увидим, если посмотрим тёмным вечером на небо? (Звёзды, Луну) (фото звёзд)
– Луна – это спутник Земли! А вы готовы прямо сейчас отправиться в космическое путешествие? (ответы детей). Вы зачислены в команду звёздного десанта! И мы с вами отправляемся в путешествие в космос.
Песня “Звёздный десант”
Мы летим через космос,
Нас ведет звездный компас,
Надевайте скафандры друзья.
Сквозь туманы и дали,
Шлют привет марсиане,
Новый мир открывает Земля.
ПРИПЕВ: А где-то фантомы, сверкают кометы,
И звездные войны идут.
Но смелость и мужество нашей команды
К победе десант приведут.
Мы летим через космос,
Нас ведет звездный компас.
Обжигает борта метеор.
Риск оправдан и смело
Мы берёмся за дело.
Сверил наши часы командор.
Мы летим через космос,
Нас ведет звездный компас,
Прошивает миры звездолет.
Черных дыр во вселенной
Меньше станет, наверно,
Когда мы к ним направим полет.
Ребёнок: Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим,
Но в игре один секрет,
Опоздавшим места нет!
Ведущая: Итак, нас ждёт первая планета! Готовы? (обратный отсчёт 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Старт!)
Фото Меркурия
Ведущая: Ну вот, ребята, мы и прибыли. Что это за планета? (дети – Меркурий). Это самая близкая к солнцу планета, она одна из самых маленьких в солнечной системе. На Меркурии невозможно жить, там очень жарко, днём температура на этой планете +350 градусов. Всё живое там просто сгорит.
– Чтобы нам отправиться на следующую планету, нам нужно ответить на вопросы:
– Как называют человека, который летает в космос? (космонавт)
– Как называется одежда космонавта? (скафандр)
– Как называется летательный аппарат, на котором летают в космос? (ракета)
– Как называется созвездие, похожее по названию на животного? (медведица)
– Почему на Земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)
– Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Гагарин)
– Как называется космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полёт? (Восток)
– Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (день космонавтики)
Ведущая: -Молодцы! Ребята, а вы знаете что едят настоящие космонавты? (суп, кашу). Да, всё едят, и суп, и каши, и компот, и борщ, и котлеты. А как они едят? Как мы с вами? Из тарелок? (дети – нет, из тюбиков). А почему? (ответы детей). Ну молодцы! Справились с заданием на этой планете, можно лететь дальше! Начинаем обратный отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Фото Венеры
Ведущая: -Мы на второй планете солнечной системы. Что это за планета, ребята? (дети – Венера). Правильно! По своим размерам Венера похожа на нашу планету, но на Венере нет воды, морей, океанов, рек, почти вся поверхность занята застывшей лавой. На Венере невозможно жить.
– Чтобы продолжить нам своё путешествие, вам необходимо собрать “Звёздный букет”
Игра “Звёздный букет”
От каждой команды выходит один участник, которому завязывают глаза – перед ним по 5 звезд синих и красных. Команда криками: «Бери! Не бери!» – помогает собрать только красные звезды.
Оценка конкурса: кто из участников быстрее соберет 5 красных звезд, та команда и выиграет.
Ведущая: – Молодцы! Отправляемся на следующую планету. А вы знаете какая планета третья от Солнца? (дети – Земля). Правильно, \то наша планета Земля! Готовы? Обратный отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Фото Земли
Ведущая: Вот мы и на Земле, ребята! На нашей планете есть и горы, и пустыни, и растительность, и реки с морями. Земля очень сильная планета: она всё притягивает к себе и никуда не отпускает. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь. И только у ракеты есть такой мощный реактивный двигатель. Хотите увидеть, как он работает? (дети – да)
(Опыт с шарами, надуваем шары и отпускаем).
Ведущая: Ну что отправляемся дальше? Нас ждёт следующая планета. Обратный отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Фото Марса
– Что это за планета, ребята? (дети – Марс). Правильно, мы на Марсе. Это четвёртая планета солнечной системы. Одно наиболее частых событий на планете – это пылевые бури, которые разрушают всё вокруг. Магнитное поле на Марсе намного слабее чем на Земле, всё намного легче отрывается от поверхности Марса, а значит на Марсе существует что? (дети – невесомость). Давайте поиграем в игру.
Игра “Невесомость”
(дети стоят на одной ноге, стараются сохранить равновесие)
ведущая: – Ну что ребята? Отправляемся дальше? Обратный отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Фото Юпитера
Ведущая: Дети, что это за планета? (дети – Юпитер)
– Правильно! Эта планета является самой большой в солнечной системе. На поверхности Юпитера толстый слой льда, под которым может находиться вода, но кислорода и воды на его поверхности нет. А значит мы не сможем там дышать, поэтому и жить там невозможно. Прежде чем отправиться дальше, отгадаем загадки:
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда.
Все планеты освещает.
От других звезд защищает…. (Солнце)
На небе ночью мы сияем
Сверкаем, словно огоньки.
Всех красотой мы удивляем
Хотя от вас мы далеки…. (Звезды)
Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки.
Промелькнут года и дни.
Но не встретятся они…. (Планеты)
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ясных звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной …. (Комета)
Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит.
Небесный, космический…. (Метеорит)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски …(космонавт)
Ведущая: Молодцы! Готовы дальше путешествовать?
Физкультминутка “Космодром”
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)
Ведущая: Молодцы! Отправляемся дальше. Обратный отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Фото Сатурна
Ведущая: Ой, какая необычная планета! Что это за планета? (дети – Сатурн)
– Ребята, это самая красивая планета солнечной системы. Её окружают яркие кольца. Год на этой планете длится очень долго, почти 30 земных лет, а средняя температура на поверхности составляет – 180 градусов. (Тут ужасный холод. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп.
-Ребята, давайте поиграем!
Игра “Кольца Сатурна”
(Дети делятся на две команды. Нужно пролезть через обруч и вернуться к своей команде. Выиграет та команда, которая быстрее закончит).
Ведущая: Ну молодцы, быстрые вы какие! Полетели дальше? Обратный отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Фото Урана
Ведущая: – Мы прибыли на седьмую планету, это… (дети – Уран)
– Она уникальна. Её особенность в том, что она вращается вокруг Солнца лёжа на боку. Уран тоже имеет кольца, но их трудно увидеть (фото Урана с кольцами). Его также называют “Ледяной планетой”, так как температура на его поверхности составляет -224 градуса.
– Ну что, полетели дальше? Обратный отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Фото Нептуна
Ведущая: Мы с вами прилетели на Нептун. Нептун назван так в честь бога моря, потому что это очень холодная планета и находится далеко от солнца! Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушуют вихри и скорость ветра самая высокая из всех планет солнечной системы.
-Давайте построим наши планеты в ряд.
(Ребята, представляющие планеты, строятся друг за другом также как расположены планеты в солнечной системе)
Ведущая: – Ребята! Осталась одна планета, на которой мы с вами не побывали, какая? (дети – Плутон). Ну тогда вперёд! Обратный отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Фото Плутона
Ведущая: Ну вот мы и на Плутоне. Это карликовая планета. Из-за того, что эта планета очень маленькая, многие учёные вообще считают, что это не планета. Плутон единственная планета, название которой придумал ребёнок. Когда планета была открыта, 11 -летняя девочка из Англии предположила, что эту новую планету нужно назвать в честь римского бога подземного мира. Так её и назвали – Плутон.
– Ну что, возвращаемся из нашего путешествия? Мы полетим обратно среди тысячи звёзд. Обратный отсчёт 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Танец “Звёзды”
Ведущая: – Вот мы и дома, на Земле, в нашем детском саду.
Есть одна планета Сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
Ведущая: – Вам понравилось наше космическое путешествие? (ответы детей). Вы были смелыми, ловкими, быстрыми. Поэтому награждаетесь медалями.