Кучерявых Дарья Владимировна – Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №28 «Умка» Алтайский край, г. Камень-на-Оби
Дата поступления работы: 21.03.25г.
Музыкальный спектакль «Умка»
для старшей и подготовительной группы.
Рассказчик: Далеко на Севере, в царстве вечного снега, обитал маленький медведь по имени Умка. Он жил вместе со своей мамой-медведицей. Умка обожал свой суровый край, восхищался северным сиянием, резвился в снежных сугробах и скатывался с ледяных горок. Он был таким же добрым и любознательным, как и все дети.
Первая сцена:
Звучит мелодия. Медведица обучает медвежонка строительству берлоги.
Медведица: Знаешь ли ты, сынок, как правильно построить надежную берлогу?
Умка: Нет, мамочка, научи меня.
Медведица: Когда идет густой снег, нужно выкопать когтями небольшую яму, лечь в нее и лежать, пока тебя не засыплет снегом.
Умка: А я не задохнусь?
Медведица: Не задохнешься, от твоего дыхания появится отверстие. Когда над тобой образуется большой сугроб, начинай ворочаться, потом встань и выгни спину, чтобы потолок стал выше. Если постараешься, у тебя получится отличная берлога. А сейчас пора спать, утром пойдём на рыбалку.
Умка: Не хочу спать! Почему всегда темно? Когда же выглянет солнце?
Медведица: Спи. Когда проснешься, будет светло.
Медвежонок вздыхает, крутится и засыпает.
Танец “Колыбельная”
Вторая сцена:
Пробуждение маленького медведя.
Умка спросил: “Мама, что это там?”
Медведица ласково ответила: “С добрым утром, мой малыш! Это восходящее солнце, пора отправляться за добычей.”
Медведи покинули свое зимнее убежище и заметили быстроногих оленей.
Олени описали круг и вернулись на исходные позиции.
Умка, полный любопытства, снова спросил: “Мама, а это кто такие?”
“Это олени, Умка,” – ответила медведица.
“А кто такие олени?” – не унимался медвежонок.
Медведица пояснила: “Олени – это звери, наши соседи, живущие здесь, на Севере.”
Олень 1: Северный Олень – символ волшебства,
И о нём из сказок знает детвора.
Их хочу напомнить тем, кто позабыл,
Что Олень на Севере – символ Жизни, сил.
Олень 2: У оленей есть секреты, –
Мы расскажем вам об этом:
Видят ультрафиолет,
В тундре не оставят след.
Олень 3: Летней, жаркою порой
Цвет глаз Оленя – золотой.
А холодною зимой –
Цвет иссиня-грозовой
Олень 4: В тундре людям без оленей
Не прожить в своих селеньях:
Вмиг домчат олени сани,
Даже вездеход отстанет.
Олень 5: Скажем честно, без «натяжки»:
Быстр, силён Олень в упряжке.
Пищу в тундре добывает:
Ягель ловко откопает.
Олень 6: С незапамятных времён
Помогает людям он.
В Арктике, на Севере
К нему – особое доверие.
Танец оленей
После завершения танца, олени моментально скрываются из виду.
Умка восхищенно: “Вот это скорость! Как здорово они скачут! Я тоже так хочу, смотри, мама!” (Пытается повторить прыжки, но безуспешно).
Медведица: “Рано тебе еще так уметь. Ты пока маленький, опыта не хватает. Подрастешь – все получится.”
Умка: “Мама, а давай поиграем в прятки?”
Медведица: “Ну давай.”
Умка закрывает лапами глаза.
Медведица, смеясь: “Ты весь белый, только черный носик тебя и выдает!”
Умка: “Теперь ты прячься, а я буду искать!”
Умка прячется за снежным холмом.
Медведица: “Куда же мой малыш подевался? Ах, шалун! Где же ты спрятался? Сейчас я тебя найду!”
Медведица делает вид, что ищет, затем уходит. Умка вылезает из укрытия.
Умка: “Вокруг ни следа, ни тропинки… Куда же я забрел? Только снег и лед. Мама, где ты? Мне страшно!” (Снова прячется за сугроб).
В этот момент свет приглушается, и появляется имитация северного сияния. Дети исполняют танец «Северное сияние» и замирают на своих местах. Свет включается.
Умка: “Какая красота! Как волшебно! Что это за чудо?”
Ребёнок 1: Глядите: ветер солнечный —
зеленое сияние,
подвижная бессонница,
холодное ласкание.
Ребёнок 2: То светится, как занавес,
то быстрым вихрем взвинтится;
погаснув, вспыхнет заново,
играет — не насытится.
Ребёнок 3: Подарок солнца яркого,
на Крайний Север посланный
ласкать земную маковку
зеленым ветром космоса,
Ребёнок 4: Затмить мерцанье звездное
картиною диковинной,
светить с луною позднею
над тундрой, снегом скованной,
Ребёнок 5: Чтоб хоть немного скрашивать
характер неуступчивый
Полярной Ночи, ставшей
бессолнечной попутчицей
доверчивому Северу.
Ребёнок 6: Северное Сияние озаряет Родные Края!
Северное Сияние — это Вольная Песня моя!
Северное Сияние — это Мир, где живут Друзья!
Северное Сияние — это Он, это Ты, это Я!
Танец «Северное сияние»
Дети уходят.
Под звуки мелодии дети передвигаются на олене, как вдруг один мальчик оказывается в снегу. К нему приближается Умка и обнюхивает.
Мальчик спрашивает: “Зачем ты это делаешь?”
Умка отвечает: “Мама говорила, что от вас пахнет дымом, но от тебя пахнет молоком. И где твой хвост? Может, он еще появится.”
Медвежонок прикасается к головному убору мальчика: “У тебя две головы, а у меня всего одна.”
Мальчик смеется: “Это не голова, это шапка. Смотри, она снимается.”
Умка удивляется: “Почему у тебя на носу нет шерсти и где твои когти? Давай поиграем!”
Мальчик и Умка начинают бегать, кидаться снежками, и тут Умка видит чум.
“Ого, какая огромная берлога!” – восклицает он.
Мальчик поправляет: “Это не берлога, а чум.”
Умка интересуется: “А как его делают?”
Мальчик объясняет: “Такой дом строится легко и быстро: нужно воткнуть палки в снег, связать их вместе сверху и накрыть оленьими шкурами. Чум готов!”
Умка показывает на огонь: “А что это за яркая птица?”
Мальчик отвечает: “Это огонь, на нем готовят еду. Лучше пойдем, я тебе кое-что покажу.”
Мальчик и Умка обходят круг и усаживаются возле чума. Внутрь входят северные народы и занимают свои места.
Мальчик чукча: Всем привет, я чукча!
Есть такой народ.
В России он живёт,
Народ-оленевод.
Оленей мы разводим
И на охоту ходим.
На Чукотке живём.
Дом “яранга” зовём.
Девочка чукча: Неяркое солнце
Очень мало греет.
А полярной ночью
Вовсе не алеет.
Северные ягодки
Летом зазывают.
Ими наша тундра
Землю осыпает.
В Беринговом море
Встречаем мы китов.
Тюленей и моржей
Ждём у берегов.
Мальчик ненец: Ненцы в тундре проживают
И Ямал своим считают,
Это будто край земли,
Мамонтёнка здесь нашли.
Холод. Лютая зима.
В юрте кончились дрова.
Вдоль замёрзшей Юрибей
След оставлен от саней.
Девочка ненка: Это Худи сыновья,
С Юрием одна семья,
Снег сыпучий разрывают,
Сучья, хворост собирают.
Тундра ненцев уважает,
Ненцы Север обожают.
У них оленей стадо,
И рыбалка здесь, что надо
Мальчик манси: Тёмно – синяя высь, ярко звёзды сверкают,
Белый снег освещают, хвойный лес и тайгу.
Вот сосульки в таинственном свете мерцают,
Представляя пред космосом дальним Югру.
Девочка манси: Русь глубинки далеких, таёжных окраин,
Снег окрасился светом лимонной луны.
Ханты есть здесь и манси – люди этого края:
Величавой природы, родной стороны.
Танец народов севера
После танца дети уходят. Мальчик чукча остаётся вместе с Умкой около чума. Слышно голос мамы медведицы.
Медведица: (за кулисами) Умка, где же ты?
Умка: ты слышишь, мама меня кричит, мне пора домой, когда-нибудь мы с тобой встретимся, и вместе будем плавать и нырять.
Мальчик: прощай, Умка, мне с тобою было очень весело.
Мальчик чукча убегает. Входит медведица
Медведица: сыночек наконец-то ты нашелся, я так рада, что мы опять будем вместе и будем плавать по морю на льдине.
Умка: я понял мама, хорошо там, где тебя любят!
Ведущий: Умка с матерью, как все белые медведи, стали жить на льдинах. Они охотились, ловили рыбу. А льды все плыли, унося их дальше от родного берега. А в небе появились два звездных ковшика. Большой ковшик – Большая Медведица, маленький – Малая.
Входят все дети и исполняют финальную песню.