Скосырская Маргарита Александровна – Музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребёнка – детский сад №5 «Ромашка» г. Ивантеевка Московская область. Дата поступления работы на конкурс 07.07.2016г.
На Троицу песни народные – веселые, хороводные!
(Летний праздник для старшей и подготовительной групп Детского сада)
Цель:
Дать детям знания о русском празднике –Троица, и о том, что берёза –символ России.
Задачи:
– Развивать у детей интерес к обрядам праздника- зелёных святок, познакомить с обычаями, связанными с этим праздником.
– Воспитывать любовь к народному творчеству: песням, хороводам, подвижным играм, к устному творчеству: потешкам, загадкам, за кличкам, стихам.
Предварительная работа:
Заучивание стихов про берёзу, чтение рассказов о русском дереве-берёза, разучивание народных игр.
В зал входит ведущая с девочкой, одетые в русские народные костюмы.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
Пожилые и молодые!
Девочка: Маленькие и большие!
Обе: И все, все, все!
Ведущий: Мы собрались сегодня вместе
Чтоб повстречаться с русской песней!
Есть много песен разных:
Веселых, грустных праздничных.
Будем петь да играть,
Всех вокруг радовать!
Девочка: И народная музыка
Будет звучать
О музыке вот что хочу я узнать:
Ты где зародилась, русская музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом,
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Ведущий: Пролетали утки-
Уронили дудки,
Пролетали гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней нашли,
Не удивились.
Девочка: Ну а песня?
Ведущий: С песней на Руси родились!
Вы не спать пришли,
Не стоять пришли,
А Троицу – праздник
Встречать пришли.
Троицу встречать,
Песни русские запевать!
Троица – это старинный народный праздник земли, воды, леса. Троица – их день рождения. В этот день земля, вода и лес именинники. С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Много песен, стихов сложил народ о березке.
1-ый ребенок: Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
Ведущий: В Троицу нельзя было рубить и ломать лес. Березку в этот день наряжали в красную девицу- в сарафан и платочек. Люди ходили друг к другу в гости. Вот и к нам сегодня пришли девицы-красавицы. Посмотрите, вот они!
Танец с березовыми веточками (девочки подготовительной группы)
1-ая девочка: Ой девицы, ой красные,
В Троицу березоньку
Надо бы украсить!
2-ая девочка: Надо бы венки плести,
Косы завивать
(берут маленькие веночки, украшенные ленточками)
3-ая девочка: Девицы-красавицы, мы венки плели, желания загадывали. Через три дня придем, если венок не развязан – желание исполнится.
4-ая девочка: Березка-красавица
Русских полей!
Порадуй, березонька,
Наших детей!
5-ая девочка: Вместе хоровод мы заведем
Про березоньку споем!
Хоровод «Во поле березка стояла»
Ведущий: Как у наших у ворот,
Собирается народ.
Все играют, играют,
Народ потешают!
А на чем они играют, мы и ребятишек спросим.
Выходят дети старшей группы с инструментами
1-ый ребенок: Может бубен загреметь, будто гром,
Может бубен зазвенеть ручейком.
Как встряхнешь его руками –
Ноги вмиг запляшут сами.
2-ой ребенок: Думал ложкой щи хлебают?
Ложками давно играют!
Эй, берите все скорей,
Здесь ансамбль ложкарей!
3-ий ребенок: Это что за разговор?
То ли ссора, то ли спор?
Как сороки затрещали,
Инструмент такой узнали?
Тараторит, будто тетка,
Называется трещотка!
4-ый ребенок: Зазвучат торжественно и мощно
Волшебные колокола
И не со звонницы – со сцены,
К нам эта музыка пришла.
Затем прозрачный очень нежный,
Вдруг колокольчик зазвенел,
Как будто в бабушкиной сказке
Веселый пастушок запел!
5-ый ребенок: Под гусли звончатые,
Русские, старинные,
Песни исполнял гусляр,
Древние, былинные!
6-ой ребенок: Без гармошки многозвучной
На Руси жилось бы скучно
Все любили гармониста
Он играл задорно, быстро
И страданья и частушки
Пели под гармонь подружки.
7-ой ребенок: Звонче балалайки
В целом мире нет!
Она исконно русский
Народный инструмент!
Пели под нее, плясали,
И грустили, и вздыхали…
В праздники под ахи-охи
Потешались скоморохи!
Ведущий: А теперь сыграем вместе!
Что получится?
Дети: Оркестр!
«Частушки» (дети старшей группы)
Ведущий: Песня русская, как же ты хороша,
Песня русская, жизни нашей душа!
Под музыку появляется Леший с мешком за плечами
Леший: Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут. И вдруг – шум, гам, громко поют и в барабаны бьют!
Ведущий: Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды!
Леший: Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю. А с вами я поиграю!
Игра: «Пошел козел по лесу».
Леший: А сейчас я отдохну. Стихи послушаю: о лете, о природе!
Дети читают стихи
Ведущий: У ворот солнцеворот
Выходи плясать, народ!
Танец «Выйду ль я на реченьку»
Леший: Как красиво танцевали
А еще со мной сыграли!
Игры:
1. Собери шишки с завязанными глазами
2. Перенеси воду в ложке
Ведущий: А что это за свист?
А что это за пляс?
Свистопляска началась!
Выходят дети со свистульками. Играют мелодию.
Ведущий: Ну а вы чего сидите?!
Плясать разве не хотите?
Хоровод: «Земелюшка чернозем»
Леший: Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете весело с русскими песнями, играми, день рождения леса, земли нашей, воды. Приходите в гости ко мне! Знаю, вы лес не обидите. А сейчас мне пора обратно. До свидания!
Леший уходит
Ведущий: На прощанье хочу всем сказать:
Песню русскую любите,
Праздники народные чтите,
Как лучшего друга их берегите!
С песней по жизни шагайте,
На праздниках ее распевайте!
И заканчивается наше веселье
Сладким угощеньем!
Кисельком, да крендельком,
Да вкусным пирогом!
После чаепития дети идут украшать березку на участок