Сафаулина Ольга Юрьевна – Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №232 «Жила-была сказка» г. Нижний Новгород
Дата поступления работы: 05.05.2024г.
Сценарий праздника
«Солнце на небе играет, Светлый праздник наступает»
Пояснительная записка
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»
К.Д. Ушинский
«Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», – повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве.
Одной из главных задач детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
В развитии чувственной сферы человека немалую роль играет искусство, так как оно неназойливо, считаясь с реалиями времени, становится источником постижения (проживания и познания) общечеловеческих ценностей. А среди них всегда были Любовь, Добро, Красота, Истина, Вера.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народная и православная культура – источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно – это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши должны уметь говорить языком доброты.
По моему глубокому убеждению, сегодня, как никогда стало первой необходимостью – «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт.
Ни для кого не секрет, что в современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык.
Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков. И решить её предоставляется музыке, которая воздействует, прежде всего, на эмоциональный мир человека, развивая его эмоционально-нравственную отзывчивость, как небезразличное отношение к чувствам других людей, к содержанию музыкального произведения, которое включает «личностные смыслы», вложенные в него композитором, исполнителем, воспринимающим музыку.
Праздник позволяет предоставить детям базисные знания о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а духовность «от ума» не бывает, она бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает должное мировоззрение. Важно, чтобы дети прониклись этим чувством. Желание создать своё, что-то сделать своими руками, должно стать для них потребностью, частью жизни.
Содержание музыкальной деятельности Пасхального праздника разработано для детей подготовительного к школе группе на основе программы ФОП, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по основному направлению – «Художественно-эстетическое развитие».
Основная идея работы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины.
Всё более актуальной проблемой становится повышение роли семьи в жизни общества. Красной нитью проходит тема любви в духовно-нравственном воспитании, заботливого отношения к окружающим.
Основа подлинного уважения к людям у ребят – любовь и искреннее уважение ко всем. И только дети, выросшие в духе такого отношения, будут уважать и своих родителей – это азбука воспитания.
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь помогает вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство. Повышается их компетентность в вопросах музыкального воспитания посредством активного участия в образовательном процессе. Это верное средство, связывающее детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять нам, верить – значит можно творить, фантазировать, воображать. Музыкально – творческая деятельность создает положительную, эмоционально благоприятную атмосферу во время сотворчества взрослого и детей, что побуждает их к нахождению своих неповторимых способов самовыражения не только в организованной деятельности, но и в праздничных досугах, и в повседневной жизни.
Согласно требованиям ФГОС ДО, праздник построен в специально созданной социальной ситуации развития детей, при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность, посредством создания единого образовательного проекта. Музыкальная познавательно – исследовательская деятельность проводилась в форме праздника в организованной предметно – пространственной среде с использованием макетов Православного храма, яйца и пасхального кулича.
Содержательно насыщенная атрибутами, костюмами, доступная и безопасная, уютная и просторная атмосфера праздника дает детям возможность свободно действовать с предметами, музыкальными инструментами; поразмышлять над ответами, своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться, а значит проявить исследовательскую и творческую активность. С помощью интонации, мимики, движения, этюдов, дети по-своему выражали свои чувства, это помогало им понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Не случайно и включение в содержание занятия примеров классической и современной духовной музыки. Исполнение старинных и современных песен праздничной тематики – одно из эффективных средств воспитания преемственности поколений и традиций.
Работа с дошкольниками по формированию интереса к Пасхальным обрядам в празднике посредством музыкальной творческой деятельности, умению самостоятельно или с помощью взрослого получить ответы на интересующие вопросы проходит через все виды музыкально-художественной деятельности. Использование ситуативных этюдов, просмотров познавательных презентаций, дают возможность детям вместе с педагогом погрузиться в волшебный мир народных традиций и песнопений.
Шедевры мировой классической, народной и духовной музыки помогают развивать у них художественный вкус, познавательный интерес, формировать желание быть активными, любознательными, творческими, вступать в диалог и поддерживать его, делясь своими фантазиями и идеями.
Формирование и развитие творчества ребенка рассматривается в процессе праздника во всех трех позициях музыкальной деятельности: ребенок – слушатель, ребенок – исполнитель, ребенок – сочинитель: осуществлена интеграция задач всех видов музыкальной деятельности, обусловленная тем, что для ребёнка реально существует одна музыкальная деятельность, представленная лишь различными ее видами; как результат – в основе самостоятельной музыкальной деятельности появляется побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с духовной музыкой. И не менее важный мотив – самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным православным искусством.
Цель праздника: Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного духовного опыта, основанного на традициях русского народа в праздновании Пасхи.
Задачи:
1. Формировать первоначальные представления о духовном мире, знакомить детей с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории; обогащать духовный мир детей.
2. Содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
3. Оказать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни.
4. Содействовать формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, общей радости, проявлению этих чувств.
5. Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка и художественно-эстетическое, познавательное развитие в целях выявления ранней одаренности.
6.Активизировать самостоятельную творческую деятельность детей и удовлетворить потребности в самовыражении и фантазии в проблемных и игровых ситуациях в процессе праздника.
Предварительная работа:
1. Знакомство с народными традициями, обычаями:
Просмотр презентаций, сопровождающихся беседами с детьми на темы: «Благовещение», «Вербное воскресение», «Страстная неделя», «Крестный ход», «Пасха. Светлое Христово Воскресение», «Пасхальное угощение».
2. Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций книг, рассказывающих о русских праздниках.
3. Разучивание стихотворений.
4. Активизация словаря: Светлая седмица, «Христос Воскресе», «Пасхальный Благовест».
5. Разучивание песен, хороводов и обрядовых игр.
6. Разучивание танца «Курицы и цыплят» с детьми из танцевального кружка.
7. Рисование пасхальных яиц в самостоятельной художественной деятельности.
8. Проектная деятельность с родителями: «Светлое воскресение»:
– изготовление совместных с детьми поделок, аппликаций;
– разучивание движений танцевальной композиции «Испечём кулич»
Оборудование, атрибуты к празднику:
1. Фортепиано. Мультимедиа, ноутбук, записи симфонической духовной музыки: колокольные звоны и христианские песни.
2. Презентация песни: «Душа». Картинная галерея из детских рисунков – «Светлый праздник»и репродукций картин русских и современных художников на тему: «Русские праздники».
3. Полотна из лёгкой ткани небесного цвета для танца, птицы из бумаги – голуби.
4. Детские музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, маракасы, колокольчики, ложки, трещотки, румбы, бубенцы.
5. Макеты Храма, яйца и кулича.
6. Костюмы и декорации. Мольберты. Заготовки для игр. Плоскостные фигурки с изображением курицы и цыплят.
Описание проведения мероприятия
Для организации и реализации поставленных задач духовно-нравственного воспитания в музыкальной творческой деятельности выбран Пасхальный праздник с элементами театрализованной деятельности.
1. Ведущая деятельность – музыкальная познавательно исследовательская игра – сложные интегративные виды заданий: инструментальное и танцевальное творчество; переход к учебной деятельности, ситуационные этюды и задачи поискового характера, их широкая вариативность, проблемность.
2. Формы организации детей на празднике: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
3. Содержание разных видов музыкальной деятельности обеспечивает развитие детей в возрасте 6-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Художественно-эстетическое развитие».
4. Педагогический процесс для реализации поставленных задач строится на принципах ФОП и ФГОС ДО:
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
– уважение личности ребенка; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенкав различных видах деятельности;
5. ОД предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Все виды деятельности строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса.
6. Длительность праздничного мероприятия 50 мин.
Оформление музыкального зала
Структура праздника: вводная часть
Цель: включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы.
В качестве сюрпризного момента используется: яркое, красочное оформление музыкального зала: макет Храма, выставка поделок взрослых и детей, картинная галерея из детских рисунков на тему «Светлый праздник Пасхи».
Обращение к опыту детей как к художникам – создателям прекрасного. Создание поисковой ситуации («В ожидании чуда»)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния: дети «сажают» птиц на крышу, стены Храма, тем самым дополняют художественный образ атмосферы праздника. Под музыку и пение птиц читают стихи о приближающемся празднике.
Проблема: какие праздники предшествовали Пасхальному Светлому Воскресению (Благовещенье, Вербное воскресенье).
- Основная часть
Цель: вызвать интерес детей к культуре русского народа, его праздникам, традициям и обрядам; продолжать развивать ассоциативное мышление, воображение. Выполнение поставленных задач с учётом здоровьесберегающих методов.
Стимулирование потребности создать игровой музыкальный образ (голубые небеса – полотна, образ журавлей в хороводе) Ситуативные театральные этюды, записи праздничного колокольного звона, приход Весны с веточками вербы и использование мультимедиа позволили значительно оживить совместную деятельность с детьми; расширили возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала. Переход к решению заданий, направленных на развитие музыкальных творческих способностей, закрепление имеющихся у детей вокальных навыков, навыков игры на музыкальных инструментах; представлений о выразительных и изобразительных средствах искусства.
- Пение. Тембры детских голосов рассматриваются педагогом как
украшение пасхальных песен, которые поют дети ещё с большим старанием и желанием. Сольное пение позволяет детям с хорошими вокальными данными самореализоваться, получить эстетическое удовлетворение, а остальным детям научиться получать наслаждение от пения сверстников.
- Участие в шуточной викторине позволяет найти Курочке своих цыплят
(плоскостные фигурки – составление композиции)
- Включение в праздник загадок для «рецепта» кулича – ещё один приём
для активизации речи детей.
- Игровое инструментальное и танцевальное творчество включено в песню
«Вербочки». Во время проигрыша девочки исполняют свои движения, представляя себя тонким деревцем, а мальчики играют на муз. инструментах.
- Дети в русских костюмах «проживают» старину. Играют в оркестре
вместе с оркестром рус. нар. инструментов
Каждый ребенок смог найти аналоги в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность к творчеству сверстников.
Проектная деятельность музыкально-инструментального творчества:
1 этап: выбор выразительных музыкальных средств для сочинения своих танцевальных движений с веточками вербы: характер, настроение, динамика, ритм; выбор музыкального инструмента для исполнения аккомпанемента.
2 этап: инструментальное творчество: игра-импровизация. Мотивация детей на создание своих музыкальных продуктов.
Интегративная деятельность
Слушание праздничного колокольного звона, чтение стихов (приём –мелодекламация). Проводятся народные игры, взятые из обрядов Нижегородской области. Создают образ крашенки из элементов декоративной росписи (Городец, Хохлома). Продолжается дополнительная мотивация детей на создание своих музыкальных продуктов.
Сюрпризные моменты
Создание театрально-танцевальных композиций (цыплята «вылупились из «яйца», начинают танцевать); появление на празднике Весны, курочки Наседки и родителей в костюмах поваров, которые, исполняя пантомиму, «пекут кулич» с сюрпризом).
3. Заключительная часть
- Совместная «Русская пляска» и хоровод с родителями и Весной.
- Начинка кулича (шоколадные яйца) получают все дети. Гости праздника
получают яйца, расписанные детьми в самостоятельной художественной деятельности. Удовлетворение потребности в создании своих музыкальных продуктов.
- Рефлексия деятельности: «Пантомима». Дети с помощью жестов
показывают результаты своей работы: машем руками над головой – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
В ходе праздника – организованной музыкальной деятельности обогатилсязапас полученных ранее музыкальных впечатлений по теме: «Традиции Православия: Пасхальный праздник», решена задача закрепления и развития, приобретенных детьми умений и навыков. Систематизированы понятия о выразительных и изобразительных возможностях музыки. Музыкальными средствами для этого послужили знакомые инструментальные и вокальные произведения, песни современных композиторов и восприятие нового для детей праздничного колокольного звона.
Эта музыкальная, творческая деятельность стимулировала детей выражать собственные мысли и чувства. Для наиболее полного раскрытия нового учебного материала на празднике использовались:
- фронтальная деятельность, в которой одновременно участвовала вся
группа: «посещение выставки» поделок и рисунков; исполнение песен; слушание музыкальных произведений и художественно – поэтических текстов; проектная деятельность. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята почувствовали, что успех и неудача каждого – успех и неудача всей группы. Это позволило детям быстро включиться в заданную ситуацию, моделировать, используя разные формы, которым старшие дошкольники придают новый смысл. Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребенка.
- Самостоятельная работа.
Получив знания о выразительных и изобразительных средствах музыки, уловив суть создания музыкальных образов, старшие дошкольники стали их использовать в собственных творениях. Самостоятельная деятельность на празднике явилась эффективным средством самообучения, самореализации и самовыражения детей. Ребята искали средства выразительности и изобразительности; читали стихи; выбирали слова, характеризующие мелодию; предлагали танцевальные движения и выбирали музыкальные инструменты для раскрытия образа.
Складываясь в игре, воображение перешло в другие виды музыкальной деятельности дошкольника. Им стало доступно сочинение песенок-закличек на готовые стихи. Наиболее ярко воображение проявилось в сочинении танца с ветками вербы. Дети использовали знакомые движения и движения, только что выдуманные самими.
Данное мероприятие помогло развитию произвольного воображения, когда ребенок начинает планировать, проектировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов, музыкальных сочинений. При этом дети удерживали предложенный замысел и насыщали его все более новыми и необычными деталями. На празднике дети легко включаются в игровую, проблемную ситуации. Использование разных форм и средств педагогического воздействия, на мой взгляд, повлияло и на индивидуальное развитие каждого ребенка опосредованно через весь коллектив группы. Данный праздник подтверждает необходимость дифференцированного подхода к детям.У детей сформирована потребность в занятиях музыкальной деятельностью, они с интересом и желанием создают свои музыкальные и художественные образы.
Подобная структура праздника помогла в реализации поставленных задач, а также в эффективном использовании современных образовательных технологий и методических приёмов, поскольку не разрушалась психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление». Увлеченность музыкальной деятельностью выражалась в положительных эмоциях: хорошем настроении, заинтересованности в активных музыкальных и творческих проявлениях воспитанников.
Список рекомендуемой литературы
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004
2. Бронштейн М.М Праздники народов России. – М.: Росмэн-Пресс, 2004
3. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. – М.: Перспектива. – 2009
4. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб: Детство – Пресс, 2010
5. Ермолаева С. Д «Русская народная песня детям» – М.: Детство– пресс, 2012
6. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста. – М. 2004
7. Зацепина М.Б., Мещанинова З.Н., Лисицина О.А. Проведение народных праздников в учреждениях дошкольного образования детей //Детский досуг.-2012
8. Зинченко З.И.Детям о православной вере. М.: Смирение2010
9. Зотова О.Н. Развитие творческой активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нижний Новгород, 2008
10. Крашенникова Н.Б., Красильникова Н.В. Использование музыкальных инструментов в детском саду. Нижний Новгород, 2011
11. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2006
12. Крылова Е. Забытый праздник //Детский досуг. – №3 – 2010
13. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду– М.: ТЦ Сфера, 2009
14. Науменко Т. Фольклорный праздник. М., 2000
15. Поваров К.С.Миссия к детям: Формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного воспитания.–М.ИЭОЛГКО, 2007
16. Харченко Т. Без прошлого нет будущего // Дошкольное воспитание. – 2008 – №2
Пасхальный праздник
«Солнце на небе играет, Светлый праздник наступает»
Взрослые роли: ведущий, Весна, Наседка, повара – родители
Детские роли: цыплята – дети из танцевального кружка
Музыкальный репертуар:
1. Танцевальная композиция с полотнами и голубями «Душа»
2. Хоровод: «Благовещенское солнышко»
3. Колокольный звон
4. Песня, танцевально-игровое творчество с игрой на муз. инструментах: «Вербочки»
5. «Пасха, запах кулича» – песня с солистами
6. Песня: «Сегодня у окошка»
7. Игра с пением: «Раскрась яйцо»
8. Игра: «Катись, катись, яичко»
9. Игра: «У кого дольше прокрутится яйцо»
10. Танцевальная композиция с родителями: «Испечём кулич»
11. «Русская пляска»
12. Общий хоровод: «Весна пришла, праздник принесла»
Ход праздника:
(Девочки-солистки – в белых платьях с веночками на головах, остальные дети – с голубями, полотнами нежно-голубого цвета)
Исполняется песенно-танцевальная композиция «Душа»
(сл. и муз. Жанны Колмагоровой)
1. Сладко, чуть дыша, спит моя душа, снятся ей загадочные сны.
Как роса чисты детские мечты, как полны они весны!
Припев: Не буди, не надо, пусть душа отдохнет!
Погоди, не время, солнце рано встает!
Не буди, не надо, пусть весна подождет,
Ждет душа родная, ждет, не буди…
2. Будет новый день, будет свет и тень, краски дня сольются почивать.
И душа, как знать, будет чудо ждать, чтобы сны увидеть опять.
Припев.
3. Сладко, чуть дыша… Не буди… Спит моя душа … Не буди…
Сладко чуть дыша… Не буди… Спит моя душа … Не буди…
(в заключении птиц помещают на крышу Храма, возле куполов; полотна убираются, дети стоят по обе стороны от макета Храма)
Звучит инструментальная мелодия с пением птиц
(дети читают стихи – мелодекламация):
Вед. Птички радостно взлетают, птичью песенку поют,
Всех с весною поздравляют, и приветы с неба шлют.
Дети: 1.Собирались по весне, как и обещались.
Не скучали по зиме, с нею распрощались.
А как Масленка была? Что она нам принесла?
2. Говорила, будет пост, что дадут нам редьки хвост.
И что через семь недель будет Пасха – светлый день!
Что яичко будем красить, да кулич пасхальный святить!
3. Солнца яркие лучи будут нам сиять,
В небесах безоблачных бликами играть!
4. Вы послушайте вокруг, как щебечут птицы,
Радость Благовещенья солнышком искрится!
Я хочу, чтоб в этот день стали мы дружнее,
Чтоб в домах был детский смех, а в глазах – веселье!
5. Что ж, ребята, запоём, хоровод заведём.
Пусть Весна-красна придёт, Светлый праздник принесёт!
Исполняется хоровод «Благовещенское солнышко»:
1. Благовещенское солнышко людям – хлеб, а птицам – зёрнышко.
Припев: Вы летите, жаворонушки, на родимую сторонушку.
Весть несите о спасении. Скоро, скоро Воскресение.
2. Покидайте клетку тёмную, выбирайте волю – вольную.
Припев.
Хорошо на колокольне позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней, чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье, этот дивный перезвон,
Светлым гимном Воскресенья зазвучал со всех сторон!
Звучит праздничный колокольный звон
(Все проходят парами на свои места, входит Весна с веточками вербы)
Вновь станет на душе светлей, ручьи обиды смоют.
Под колокольный звон церквей встречаемся с Весною.
Весна. С праздником да весельем, гости дорогие!
В неделю предпасхальную так небо высоко!
И облачко хрустальное, и дышится легко.
У птенчиков – распевочки, лучами солнце льёт!
Возьмите в руки вербочки, и праздник в дом войдёт!
Дети: Это с вербочки цветочки – пушистые комочки.
По весне она цветет, праздник Пасхи к нам зовет.
Дети: Верба, вербочка прекрасна. Приди весною солнце ясно!
Тепло принеси и веселье заведи!
(Девочки берут веточки, мальчики – музыкальные инструменты)
Танцевально – игровое творчество с пением «Вербочки»:
1. Весна ещё не сшила лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила кудрявые барашки.
Припев: Верба ветки дарит нам, отнесём их в божий храм
И под колокольный звон их поставим у икон.
2. Барашки золотые бегут по тонким веткам,
Весёлые, живые, как маленькие детки.
3. Нет в России пальм зелёных лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой верба веткой золотой.
Весна. Бездонна нынче неба высь…Звонят колокола.
Они звонят: «Очнись! Проснись! Благая весть пришла!»
И льётся музыкой с небес: «Христос Воскрес!» «Воистину Воскрес!»
Ликуют небеса! Грядут большие чудеса…
Дети: Как радостно звучат нам птичьи переливы.
Они тепло в себе таят, весенний звон игривый.
Будем петь да плясать, будем Пасху справлять!
Дети: Вот купола опять блестят, на солнышке сверкают.
Волшебных куличей наряд о Пасхе возвещает.
Дети: Пришла Весна, Весна – красна нас всех гулять зовет она!
Солнце ясное встает, всех на улицу зовет.
Веселится народ – праздник Пасхи у ворот!
Исполняется песня с солистами: «Пасха, запах кулича»
- Снег и стужа на земле не вечны, всё вдруг оживает, словно в сказке.
Дни поста легки и скоротечны, если помнить радость Светлой Пасхи.
Припев: Пасха, пасха, запах кулича, пасха, пасха, зажжённая свеча
Крестный ход, как огненная речка, пусть от ветерка не тухнет свечка!
Пусть тепло от каждого сердечка охраняет этот огонёк!
Свет разрушил тьму, Христос Воскресе! Радость напоила поднебесье!
Смерти больше нет! Его спасенье в Светлое Христово Воскресенье!
2. По-весеннему запели птички, все обиды вылечит любовь.
Разукрась пасхальные яички и подарки к пасхе приготовь.
Припев.
3. Если грусть – печаль придут нежданно, ты их от себя скорей гони.
Вспомни радость Пасхи долгожданной и надежду в сердце сохрани!
Припев.
Вед. Из далёкой старины пришёл к нам мудрый совет: жизнь изучать с яйца.
Этому мудрому совету последуем и мы. Посмотрите внимательно на это чудо природы (берёт яйцо в руки).А вот и наседка, пока в полном одиночестве
(показывает на плоскостную фигурку курицы – на магнитной доске)
Весна. Для начала найдём среди вас знатока по яичным вопросам. За каждый правильный ответ, у нашей наседки появится цыплёнок.
Проводится шуточная викторина
(к мольберту с магнитной доской прикрепляют фигурки цыплят)
- Верите ли вы, что смерть Кощея на конце иглы, а игла в курином яйце?
- Верите ли вы, что бывают яйца-болтуны?
- Верите ли вы, что в яйце курицы есть витамины?
- Верите ли вы, что птицы клесты откладывают и насиживают яйца зимой?
- Верите ли вы, что в яйцо древних динозавров могло влиться одно ведро воды?
Вед. Молодцы, ребята, справились со всеми вопросами.
Весна. Будем петь да шутить, и на Пасху чудеса творить!
(хлопает в ладоши, закрывает мольберт с магнитной доской вуалью, под музыку входит Курица Наседка)
Наседка. Я явилась сюда из волшебной страны,
Где заботой и лаской все дети согреты.
Где царит доброта и так много любви,
И задорно смеются и счастливы дети.
Весна. Добро пожаловать, Наседка, мы очень рады видеть тебя на празднике.
(Наседка присаживается)
Наседка. Расскажу я вам сейчас замечательный рассказ.
Давно это было, прабабушка говорила,
Как Мария Магдалина яйцо царю дарила:
«Христос Воскресе», – говорила.
Яйцо было белым, круглым, обыкновенным.
Царь подарок принимал, сувенир не отвергал,
Говорил, что верить буду, если сам увижу чудо.
Он яйцо в руках держал, сам с собою размышлял:
«Пусть яичко покраснеет – в Воскресенье я поверю».
Яйцо будто услыхало, алым цветом запылало.
«Вот так чудо, вот так чудо! Спорить я с тобой не буду!
Это чудо из чудес! Христос воистину воскрес!»
Дети: 13. Из года в год, из века в век передаётся истина.
Услышит каждый человек «Христос Воскрес – воистину!»
Исполняется песня «Сегодня у окошка»:
1. Сегодня у окошка чирикнул воробей:
«Вставай скорее крошка, проснись скорей, скорей!
Уж всюду льётся пение Христос воскрес, воскрес!
Сегодня воскресение! Поют Земля и лес! Сегодня воскресение! Поют Земля и лес!
Припев: Христос воскрес! Воистину воскрес! Христос воскрес!
Нам радость шлёт с небес!
2. И ты пой вместе с нами Спасителю хвалу!
Он яркими лучами рассеял ночь и мглу.
Пусть всюду льётся пение Христос воскрес ,воскрес!
Сегодня воскресение! Поют Земля и лес! Сегодня воскресение! Поют Земля и лес!
Припев.
Наседка. Мы знаем, что лежит яйцо в основе всех основ.
Воспринимайте скорлупу, как холст и полотно!
Возможно, знали Дымку вы, и Гжель, и Хохлому,
Но соберите здесь узор по вкусу своему!
Проводится игра: «Раскрась яйцо»
(На середину зала выносят три мольберта с прикрепленными белыми яйцами из бумаги. Каждому ребенку дают по цветному элементу. Дети по очереди подбегают и украшают яйцо городецкой, дымковской или хохломской росписью. Остальные ребята исполняют песенку)
Исполнение песни «Пасхальное яичко»:
- Рисую я отлично и с красками дружу.
Пасхальное яичко с любовью распишу.
Возьму по ярче краски, чтоб было веселей.
Любимый праздник – Пасха, для взрослых и детей!
Припев: Не будь моё яичко печальное. Сегодня ты красивое, пасхальное!
2. Весна рисует цветик, здесь – церкви куполок,
На этом – будет крестик, петрушечный листок,
Вот маленькая птичка в безоблачном раю…
Я каждому яичку отдам любовь свою!
Припев.
3. Но будет всех прекрасней, одно и всех важней.
Его я красной краской раскрашу поскорей.
Пусть красное яичко напоминает вновь,
Что ради новой жизни Христа пролита кровь.
Припев.
Весна. Молодцы, ребята, вот какие крашенки в зале появились!
Наседка. Я на праздник тоже снесла вам яйца (показывает корзинку с яйцами)
не простые, принесла вам яйца расписные.
В круг вставайте, не зевайте – с ними поиграйте.
(Передает ведущему, тот раздаёт яйца 4 детям, стоящим в разных местах круга)
Весна. Вот как весело у нас в этот пасхальный час!
Проводится игра «Катись, катись, яичко»:
- Катись, катись, яичко, по нашему кружочку.
Найди, найди, яичко, для себя дружочка.
- В круг, дружочки, выходите, парами для нас спляшите!
Наседка. Самые быстрые, самые ловкие! Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою.
Кто смелый – выходи, в обруче яйцо крути!
Весна. Чьё яйцо будет дольше крутиться, тот – победил, будет веселиться!
(вызывается 4-5 детей)
Проводится игра: «У кого дольше закрутится яйцо»
(дети садятся на стульчики)
Наседка. Какие шустрые ребятки, так похожи на моих желторотых цыплят.
Цып – цып -цып, мои цыплятки, где же вы, мои ребятки?
Выходите, попляшите, в праздник всех повеселите!
(в дверях зала появляется макет огромного яйца, из двух скорлупок – половинок появляются дети, занимающиеся в танцевальном кружке)
Исполняется: «Танец Курицы и цыплят»
Весна. Спасибо вам, за такой необычный танец!
Вед. Клуша, милая Наседка, задумала я порадовать наших гостей и испечь пасхальный кулич. Нет ли у тебя рецепта?
Наседка. Вот рецепт мой, получай, а мне пора уходить, цыплят кормить
(уходит и уводит цыплят)
Весна. Вот беда: рецепт написан такими корявыми буквами, не могу разобрать.
Не зря говорят, как курица лапой написала. Какие же продукты мне понадобятся? Может, вы, ребята, поможете? (отрывает листочки из «Книги рецептов»)
Загадки:
1. Крепкий круглый пузырек цветом бел, внутри желток.
Курочки его несут, расскажите, как зовут. (Яйцо.)
2. Я живу в морской воде, нет меня – и быть беде!
Каждый повар уважает и по вкусу добавляет. (Соль.)
3. Любят пить его котята, да малые ребята. (Молоко.)
4. Из неё пекут ватрушки, и оладьи, и блины.
В торты, пироги и плюшки положить меня должны. (Мука.)
5. Он на веточке созрел, фрукт красив и загорел.
Любят белки грызть его, прятать на зиму в дупло. (Орех.)
6. Виноградину сушили, на солнцепеке положили.
Она от зноя истомилась, а во что же превратилась? (Изюм.)
Весна. Спасибо, молодцы, ребята, с вашей помощью, смогли рецепт прочитать.
Вед. Поварята, слушай клич! Испечём Весне кулич!
У кого есть ложки – выходите, тесто сдобное, крутое замесите!
Дети: Пока тесто подойдёт, веселись честной народ.
Вы послушайте немножко как играем мы на ложках.
Дети: Эй, ребята не зевайте, инструменты разбирайте.
Вот оркестр у нас какой: шумный, звонкий, озорной!
Игра в оркестре детских шумовых инструментов с ложками
Дети: Вот и тесто настоялось, лишь кулич испечь осталось!
(входят родители, одетые в поварские костюмы, исполняют танец – пантомиму, в результате – выносится огромный макет кулича, который устанавливается у центральной стены)
Исполняется танцевально – игровая композиция: «Испечём кулич»
(звучит песня «Нет милей Руси»)
Весна. Ой, спасибо, что за диво! До чего кулич красив!
Не видала никогда я такого кулича.
Вед. А что у него внутри?
Весна. Мы узнаем до зари. А пока не унывать, всех приглашаю танцевать!
Дети: Раздайся, народ, музыка плясать зовет!
Пляска русская моя – замечательная!
Исполняется: «Русская пляска»
Дети: Повсюду слышен громкий смех, щебечут птицы звонко
О том, что праздник наступил для каждого ребенка.
Дети: Запахло сдобным куличом у нашего порога.
Творожной пасхой угощусь, попробую немного.
Вед. Что же в куличе у нас?
Весна. В куличе есть сладости для всеобщей радости!
(Весна раскрывает кулич и с помощью родителей – поваров, раздают детям, содержимое – шоколадные пасхальные яички)
Весна. Кто яйцо друг другу дарит счастлив целый год бывает!
Счастья я вам всем пожелаю и яйцом пасхальным угощаю!
Дети: За яйцо благодарим, мы ж свои тебе дадим!
Вот они смотри, какие яркие и расписные!
Их разрисовали сами, разукрасили цветами!
Дети: Обменяться нам пристало, ведь сама же ты сказала:
Кто яйцо друг другу дарит – счастлив целый год бывает.
Счастья мы тебе желаем наши крашенки вручаем!
Дети: Мы поклонимся Весне, мы поклонимся Красне,
Хорошо, что к нам пришла Светлый праздник принесла!
Дети: Поселились птицы в гнездах, снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух золотого кулича.
Дождик солнечный закапал в этот день святых чудес.
И меня, целуя, мама говорит:
Мама. Христос Воскрес!
Все. Воистину Воскрес!
Исполняется хоровод: «Весна – красна праздник принесла»
1. Нам весна – красна праздник принесла.
Нынче с самого утра веселится детвора.
Припев: А в воскресный день будет Светлый день!
Будем яйца красить, будем пасху святить!
2. Мы друзей соберём, угостим куличом.
И нам Пасха принесёт радость в дом на целый год!
Звучит песня: «Звучите песни до небес» в записи
(Дети дарят подарки гостям – расписные «яйца»)
Весна. На прощание мне очень хочется задать вам вопрос, на который я попрошу вас ответить при помощи мимики и жестов: машем руками над головой – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
Пантомима
(вместе с Весной все проходят в группу угощаться)