Маврина Елена Юрьевна – Учитель начальных классов МОУ СОШ №22 г.о. Орехово-Зуево, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 21.04.2019г.
Спасибо, Азбука!
Ведущий:
1 сентября наши первоклассники переступили порог школы, а сегодня мы празднуем их первую победу, которую они одержали благодаря старанию, трудолюбию, желанию учиться. Сегодня мы благодарим и родителей, которые помогли приблизить эту победу. Наши первоклассники научились читать и писать.
1. Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2. Всех знакомых, незнакомых —
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
3. Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы ученики.
4. Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,
Это два!
Ну, а в-третьих, я Катюшке
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!»
5. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
6. Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
7. Мы все буквы изучили,
Можем мы слова читать
И «спасибо» вот за это
Нужно азбуке сказать!
8. Март месяц за окном стоит,
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
9. Не печалься, Азбука,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.
10. Все закончили недавно
Азбуку мы изучать.
Слово «Родина» и «Мама»
Знаем мы как написать.
11. Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык.
Учитель. Сегодня, друзья мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
(Звучит музыка. Входит Азбука)
Азбука. Здравствуйте, ребята!
Я – Азбука,
Начало всех наук,
Ведь слова рождаются из букв,
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ.
Песня «АЗБУКА» Азбука
I. Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
II. Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Припев.
III. Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.
1. В Азбуке живёт семья:
Буквы все от А до Я.
Две команды у них есть,
Кажется, они уж здесь.
2. Все они здесь собрались,
Петь готовы и «на бис»,
Все певцы прекрасные,
Ведь это буквы… (гласные)
3. Есть ещё одна команда,
И кого в ней только нет:
Звонкие и удалые,
И совсем, совсем глухие. Кто это? (согласные)
4. Вот остались два братишки,
И без них не выйдет книжки.
Нам без вас нельзя никак.
Это… (Твёрдый и мягкий знак)
5. Вот такие наши буквы-
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
Буквы выходят…
Учитель: – Гласные, здесь?
Гласные: – Здесь!
Учитель: – Согласные, здесь?
Согласные: – Здесь!
Учитель: – Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: – Здесь!
Учитель: Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
Все: – Алфавит!
«Забавная азбука»
А Аист в алом сапоге
На одной стоит ноге.
Б По дороге шёл баран,
Бил копытом в барабан.
В Волк купил велосипед
И поехал на обед.
Г На гитаре гусь играл,
Громко-громко гоготал.
Д Дятел на дубу сидит,
Дед на дудочке дудит.
Е, Ё У кого торчат иголки?
У ерша, ежа и ёлки.
Ж Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.
З Зайка с розовым зонтом
Притаился под кустом.
И Нашёл индюк иголку
И положил на полку.
Й Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.
К У открытого окошка
На подушке дремлет кошка.
Л Рядом с лилией лягушка
Подставляет солнцу брюшко.
М За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.
Н Носорог нашёл носок
И надел его на рог.
О В океане осьминог
Отдохнуть на дно прилёг.
П Пышет паром паровоз,
Он игрушки нам привёз.
Р Рыба раку говорит:
– В небе радуга горит.
С Слон гуляет по арене
Как большой артист на сцене.
Т Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У Однажды мышка с уточкой
Пришли на речку удочкой.
Ф Филин рядышком с совой
Гордо крутит головой.
Х Пили чай хомяк с хорьком
С пирогом и сахарком.
Ц Восседает царь на троне
В позолоченной короне.
Ч Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.
Ш Шмель присел на шоколадку:
– Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.
Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак!
Ы Буква ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.
Э Экскаватор землю роет,
Дом высотный рядом строят.
Ю Юля в юбку нарядилась,
Как юла она крутилась.
Я Яхта по морю плывёт
Яхта ягоды везёт.
Учитель: – Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Представляете, как тяжело живется тому, кто читать не умеет. Как Незнайка живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ни объявления!
Появляется Незнайка
Незнайка:
– Кто меня вспомнил? И чего вы это тут собрались?
Делать вам нечего? Повалялись бы лучше на диване…
Какие буковки!? Что в них толку?
Одни больше, другие меньше – какая разница!?
А то еще придумали: гласные, согласные! Подходит к согласным
– Ну, эти еще ничего – симпатичные! А эти? Подходит к гласным
– Ну что в них такого?! Подумаешь – кружок!
Дырка от бублика? («О»)
Или эти две палки («У»)
А это что? Калитка какая –то! («И»)
Вот уж и без них вполне можно обойтись!
Учитель:
– Нет, Незнайка, ты ошибаешься! Попробуй-ка прочитать хотя бы одно слово.
Незнайка:
– Ну и попробую! (Подходит к плакату, пытается прочитать, ходит с разных сторон, плачет)
Может я тоже хотел научиться читать, да только меня не учит никто, хоть пропадай!
Учитель: – Не плачь, Незнайка! Хочешь мы тебе поможем?
Незнайка: Очень (утирая слёзы)
1-й ученик:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
2-й ученик:
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
(Вместе): Гласные, согласные.
3-й ученик:
С-с-с… – змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат,
Р-р-р… – моторы тарахтят.
4-й ученик:
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни: МАША!)
К нам явились на урок.
5-й ученик:
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
6-й ученик:
«Мила мыла руки мылом,
Мама кашу варит нам».
Чтоб скорей и легче было,
Все читайте по слогам!
7-й ученик:
Соединили мы два слова –
Предложение готово:
«Дождь идет. Гремит гроза.
Улетела стрекоза».
8-й ученик:
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать!
Ведущий: Понял, Незнайка, что делать нужно?
Инсценировка «Сказка о букве Я»
АВТОР:
Всем известно:
Буква “Я” в азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
ДЕТИ (хором)
– Hеизвестно!
АВТОР:
– Интересно?
ДЕТИ (хором)
– Интересно!
АВТОР:
Hу, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили,
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква “Я” в строку не встала,
Взбунтовалась буква “Я”!
БУКВА Я
– Я, -сказала буква “Я”, –
Главная-заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Hе хочу стоять в ряду.
Быть желаю на виду! –
АВТОР:
Говорят ей:
БУКВЫ:
– Встань на место! –
АВТОР:
Отвечает:
БУКВА Я
– Hе пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною –
Hедоразумение!
Hедоразумение –
Hе более не менее!
АВТОР:
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
БУКВА Ф:
– Фу-ты ну-ты! –
АВТОР:
Фыркнул Ф, от обиды покраснев.
БУКВА С:
– Срам! –
АВТОР:
Сердито С сказала.
АВТОР:
В кричит:
БУКВА В:
– Воображала!
АВТОР:
Проворчало П:
БУКВА П:
– Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
АВТОР:
Я затопала ногами:
БУКВА Я:
– Hе хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! –
АВТОР:
Буквы тут переглянулись,
Все – буквально! – улыбнулись,
И ответил дружный хор:
БУКВЫ:
– Хорошо, идем на спор:
Если сможешь в одиночку
Hаписать хотя бы строчку, –
Правда, стало быть, твоя!
БУКВА Я:
– Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
АВТОР:
Буква “Я” взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела, –
Hаписать она сумела
Только “Я Я Я Я Я !”
АВТОР:
Как зальется буква “X”:
БУКВА Х:
– Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! –
БУКВА А:
А за голову схватилась.
Буква Б:
Б схватилась за живот…
АВТОР:
Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет:
БУКВА Я:
– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы “Ю”!
АВТОР:
– Что ж, – решил весь алфавит, –
БУКВА А:
Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы – вместе!
ВСЕ БУКВЫ:
Чтобы все от А до Я –
Жили, как одна семья!
Ведущий:
А теперь буквы нужна ваша помощь.
Поможем рассыпавшимся словам занять свои места в Азбуке.
(Первоклассники читают загадки)
1. Они стоят, они идут,
Они спешат и отстают.
Они нужны не для красы-
Диктуют время нам …
Дети с буквами – табличками выстраивают слово «ЧАСЫ»
2. Опасней всех в реке она
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом такая злюка.
Конечно, это…
Дети с буквами – табличками выстраивают слово «ЩУКА»
3. Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать новую черту вам я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я?-…
Дети с буквами – табличками выстраивают слово «ЛИНЕЙКА»
4. В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? …
Дети с буквами – табличками выстраивают слово «МЕЛ»
Ведущий: А сейчас ребята у нас музыкальная пауза. Мы споем «Частушки».
1. Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Развесёлые частушки
Споём вам обязательно!
2. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
3. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
4. Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
5. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу!»
6. Почему у малышей
Мокрые реснички
Потому что в Азбуке
Кончились странички
7. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
8. Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.
9. Мы простимся с азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем!
10. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо, ли
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Ведущий: А сейчас мы узнаем как хорошо вы знаете сказки.
1. А дорога далека,
А корзинка нелегка.
Сесть бы, сесть бы на пенек,
Съесть бы съесть бы пирожок (Маша и медведь)
2. Нет ни речки, ни пруда-
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца! (Сест. Аленушка и брат. Иванушка)
3. Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке (Колобок)
4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор (Айболит)
5. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое
Вы подскажите, как звали ее. (Красная шапочка)
6. Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то! (Волк и семеро козлят)
7. Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель Пятачок
Для него прогулка – праздник
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник. Медвежонок … (Винни Пух)
Ведущий: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями.
-Ребята, а вы знаете, что сказки любят не только дети, но и взрослые. Особенно им нравится играть.
Инсценировка сказки Теремок (выходят родители).
«Теремок»
Теремок (2 человека) – «Заходите, будьте как дома!» (взявшись за руки)
Мышка – «Я мышка-норушка»(чешет лапкой за ушком)
Лягушка – «Я лягушка-квакушка»(прыгает)
Ежик – «Я ежик-четвероножик»
Лисичка– « Я лисичка-хитрая сестричка»
Медведь – «Я медведь-косолапые лапы!»
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Мышка (реплика) бежит, побежала и стучит в Теремок. И стала Мышка (реплика) жить.
Вот по полю-полю Лягушка (реплика) бежит, побежала ближе и стучит. Выглянула Мышка (реплика) и стала звать к себе Лягушку (реплика) вместе жить.
Вот по полю-полю Ежик (реплика) бежит, побежал он к двери и стучит. И стали Мышка (реплика) да Лягушка (реплика) звать (машут лапками) к себе Ежика (реплика) вместе жить.
Вот по полю-полю лисичка (реплика) бежит, подбежала к двери и стучит. И стали Мышка (реплика), Лягушка (реплика) да Ежик (реплика) звать к себе Лисичку (реплика) вместе жить.
Стоит в поле Теремок(реплика), он не низок не высок. Вот по полю-полю Медведь (реплика) бредет, подошел он к двери и ревет. Испугались Мышка (реплика испуганно), Лягушка (реплика испуганно), Ежик (реплика испуганно), Лисичка (реплика испуганно) да и выскочили из Теремка (реплика испуганно). А Медведь (реплика) залез на крышу (обнял за плечи “теремок”) и раздавил Теремок (реплика хором и умирающим голосом).
Погоревали звери и принялись новый теремок (реплика) строить.
Лучше прежнего выстроили!
Вот и сказке конец! Каждый зритель – молодец!
Азбука.
Пора, друзья, проститься нужно.
Всех поздравляю от души.
Пусть в этой школе живут дружно,
И старшие, и малыши!
1. Буквы, слоги и загадки,
В доброй Азбуке живут,
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
2. Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Нужных знаний нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья
3. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим мы тебе до свидания!
Здравствуй! Новой книге говорим.
4. Смех и слезы, радость и печаль,
Довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль
Книги нам легко теперь читать!
Первоклассник и первоклассница читают стихотворение В.Д Берестова
«Как хорошо уметь читать!»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, почитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
ВСЕ ВМЕСТЕ
Ведущий:
Дорогие первоклассники! В народе говорят: «Азбука ступенька к мудрости». Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Мы от всей души вас поздравляем и желаем новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
Продолжите обучение по новым книгам «Литературное чтение», которые поведут вас в мир удивительных историй и приключений.
Танец «Первоклашки»