Смирнова Екатерина Анатольевна – Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад №16 «Солнышко» Кемеровская обл., Прокопьевский МО, пгт. Краснобродский
Дата поступления работы: 30.10.2025г.
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: «Эмоциональный интеллект: как помочь детям понимать и управлять своими чувствами»
Девиз: «Чтобы воспитать умного ребенка – учите его буквам, чтобы воспитать успешного ребенка – учите его эмоциям!»
Цель: Познакомить участников с концепцией эмоционального интеллекта (ЭИ) и дать им практические инструменты для его развития у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать простое и понятное определение эмоциональному интеллекту.
2. Показать важность развития ЭИ для будущего успеха и благополучия ребенка.
3. Отработать на практике техники и игры, развивающие эмоциональную сферу.
4. Вдохновить участников на создание эмоционально-благоприятной среды.
Целевая аудитория: Воспитатели, педагоги-психологи
Оборудование:
- Экран для презентации и видео.
- Раздаточный материал: карточки с пиктограммами эмоций, бланки «Дневника настроения», список литературы.
- Реквизит: зеркала, мячик, материалы для творчества (бумага, краски, карандаши, журналы для коллажей), игрушки-пособия (например, платочек-«облачко» для игры).
- Мягкая игрушка для передачи слова.
Ход мастер-класса:
I. Вводная часть (10-15 минут)
1. Приветствие. Упражнение «Эмоциональный градусник»
Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые участники! Предлагаю начать с проверки нашего эмоционального состояния. У меня в руках мячик. Передавая его, пожалуйста, одним словом-эмоцией или чувством опишите, с каким настроением вы пришли сегодня. Например: “я любопытная”, “я немного уставшая”, “я воодушевленная”».
(Упражнение проходит по кругу. Ведущий принимает все эмоции без оценки, благодарит за искренность).
Ведущий: «Вот сколько разных эмоций в нашей группе! И все они имеют право на существование. Это и есть первый шаг к эмоциональному интеллекту – признание своих чувств».
2. Актуализация темы: «Зачем это нужно?»
На экране — два столбика:
- Ребенок с развитым ЭИ: Легко знакомится, справляется с гневом, понимает последствия своих действий, умеет договариваться, проявляет эмпатию.
- Ребенок с низким ЭИ: Дерется, закатывает истерики, не может объяснить, что чувствует, часто бывает одинок.
Ведущий: «Эмоциональный интеллект – это не модное слово, а ключевой навык XXI века. Это помогает не только в общении, но и в учебе. Умный ребенок не тот, кто не плачет, а тот, кто понимает, почему он плачет, и что с этим делать». Поэтому эмоциональный интеллект очень важен в познавательном развитии ребенка.
II. Теоретический блок (15 минут)
1. Что такое Эмоциональный Интеллект? Простая формула.
Ведущий: «Давайте упростим сложное определение. ЭИ – это умение:
1. РАСПОЗНАВАТЬ эмоции (свои и чужие).
2. ПОНИМАТЬ их причины («Я злюсь, потому что он отнял мою машинку»).
3. УПРАВЛЯТЬ ими (не подавлять, а выражать социально приемлемым способом).
4. ИСПОЛЬЗОВАТЬ их для решения задач.
Это навык, которому можно и нужно учить, как читать или считать».
2. 4 кита развития ЭИ у ребенка:
- Эмоциональный словарь: Даем названия чувствам. Не «перестань кричать», а «Я вижу, ты очень рассержен».
- Эмпатия: Учимся понимать чувства других. «Посмотри на Машу, ей грустно, потому что она упала».
- Принятие: Любая эмоция – это хорошо. Плохим может быть поступок, но не чувство. «Злиться – можно, драться – нельзя».
- Собственный пример: Ребенок учится не на словах, а на том, как мы, взрослые, справляемся со своим гневом, грустью, радостью.
III. Практический блок: «Галерея инструментов» (50-60 минут)
Ведущий: «Перейдем к самому интересному – что конкретно делать? Сейчас мы с вами попробуем несколько техник».
Инструмент 1: «Словарь эмоций»
Цель: Расширить палитру эмоциональных понятий «рад» /«грустен».
Практикум (10 мин): Участники делятся на группы. Каждая группа получает карточку с базовой эмоцией (РАДОСТЬ, ГНЕВ, ПЕЧАЛЬ, СТРАХ). Задача: за 3 минуты написать, как можно больше синонимов и оттенков этой эмоции (радость – восторг, удивление, удовольствие, ликование…). Затем – обмен результатами.
Идея для группы: Создать в группе «Альбом эмоций» с фотографиями самих детей, изображающих разные чувства.
Инструмент 2: «Зеркало настроения» и «Какой я сегодня?»
Цель: Учить ребенка распознавать свое состояние.
Практикум (5 мин): Раздать участникам небольшие зеркала. Попросить изобразить ту эмоцию, которую они назвали в начале, а затем сменить ее на противоположную. Обсудить, как меняются ощущения в теле.
Идея для группы: Утром приходить в группу и показывать на пиктограмме или цветовом круге свое настроение.
Инструмент 3: «Сказкотерапия и ролевые игры»
Цель: Проработать сложные ситуации в безопасном формате.
Практикум (15 мин): Разбиться на мини-группы. Разыграть сценку-загадку:
Сцена: «Два ребенка хотят играть с одной и той же игрушкой».
Задача: Показать НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант развития событий (драка, крик). А затем показать ПРАВИЛЬНЫЙ, используя «Я-сообщения» и техники переговоров («Я тоже очень хочу поиграть, давай поменяемся?»).
Обсуждение: Какие слова и действия помогли разрешить конфликт?
Инструмент 4: «Коробочка для гнева» и другие способы управления эмоциями
Цель: Дать ребенку безопасный выход для сильных негативных эмоций.
Ведущий: «Мы не можем запретить злиться, но мы можем предложить инструмент».
Практикум (10 мин): Обсудить в кругу, какие методы «выпустить пар» они знают или используют.
Физические: Побить боксерскую грушу, покидать мягкие мячики в угол, порвать старую газету, потопать ногами.
Творческие: Нарисовать свой гнев, а затем смять или разорвать рисунок, слепить из пластилина и преобразовать во что-то другое.
Дыхательные: «Подуть на одуванчик», «Подышать как дракон» (резкий выдох через рот), упражнение «Задуй свечу».
—
IV. Рефлексия и подведение итогов (10-15 минут)
1. Упражнение «Чемодан в дорогу»
На доске или ватмане рисуется чемодан.
Ведущий: «Наше занятие подходит к концу. Давайте соберем наш общий «чемодан» инструментов, которые мы заберем с собой в работу и в семью. Что вы для себя сегодня взяли?»
Участники по кругу называют один конкретный метод, который они планируют использовать (например: «Я буду использовать “Я-сообщения”», «Я создам коробочку для гнева дома»). Ведущий кратко записывает это в «чемодан».
2. Заключительное слово и ресурсы
Ведущий: «Развитие эмоционального интеллекта – это не разовое мероприятие, а ежедневная практика. Это язык, на котором мы говорим с детьми о самом главном – о них самих. Начните с малого: просто называйте эмоции. Вы удивитесь, как это изменит ваше общение».
Рекомендация книг: Книги и пособия по теме ЭИ для детей (например, «Город эмоций» Виктории Шиманской, «Что такое чувства?» проекта «Энциклопедия для малышей»).
Важный акцент: «Самый главный инструмент – это вы. Ваше спокойствие, ваше принятие и ваша искренность. Спасибо за вашу работу!»
Раздаточный материал: Участники получают памятку с основными тезисами, списком игр («Угадай эмоцию», «Зеркало», «Дневник настроения») и полезными ресурсами.