Статья «Эмоциональный интеллект: как помочь детям понимать и управлять своими чувствами»

Смирнова Екатерина Анатольевна – Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад №16 «Солнышко» Кемеровская обл., Прокопьевский МО, пгт. Краснобродский
Дата поступления работы: 30.10.2025г.

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Тема: «Эмоциональный интеллект: как помочь детям понимать и управлять своими чувствами»

Девиз: «Чтобы воспитать умного ребенка – учите его буквам, чтобы воспитать успешного ребенка – учите его эмоциям!»

Цель: Познакомить участников с концепцией эмоционального интеллекта (ЭИ) и дать им практические инструменты для его развития у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1.  Дать простое и понятное определение эмоциональному интеллекту.
2. Показать важность развития ЭИ для будущего успеха и благополучия ребенка.
3. Отработать на практике техники и игры, развивающие эмоциональную сферу.
4. Вдохновить участников на создание эмоционально-благоприятной среды.

Целевая аудитория: Воспитатели, педагоги-психологи

Оборудование:

  • Экран для презентации и видео.
  • Раздаточный материал: карточки с пиктограммами эмоций, бланки «Дневника настроения», список литературы.
  • Реквизит: зеркала, мячик, материалы для творчества (бумага, краски, карандаши, журналы для коллажей), игрушки-пособия (например, платочек-«облачко» для игры).
  • Мягкая игрушка для передачи слова.

Ход мастер-класса:

I. Вводная часть (10-15 минут)

1. Приветствие. Упражнение «Эмоциональный градусник»

Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые участники! Предлагаю начать с проверки нашего эмоционального состояния. У меня в руках мячик. Передавая его, пожалуйста, одним словом-эмоцией или чувством опишите, с каким настроением вы пришли сегодня. Например: “я любопытная”, “я немного уставшая”, “я воодушевленная”».

(Упражнение проходит по кругу. Ведущий принимает все эмоции без оценки, благодарит за искренность).

Ведущий: «Вот сколько разных эмоций в нашей группе! И все они имеют право на существование. Это и есть первый шаг к эмоциональному интеллекту – признание своих чувств».

2. Актуализация темы: «Зачем это нужно?»

На экране — два столбика:

  • Ребенок с развитым ЭИ: Легко знакомится, справляется с гневом, понимает последствия своих действий, умеет договариваться, проявляет эмпатию.
  • Ребенок с низким ЭИ: Дерется, закатывает истерики, не может объяснить, что чувствует, часто бывает одинок.

Ведущий: «Эмоциональный интеллект – это не модное слово, а ключевой навык XXI века. Это помогает не только в общении, но и в учебе. Умный ребенок не тот, кто не плачет, а тот, кто понимает, почему он плачет, и что с этим делать». Поэтому эмоциональный интеллект очень важен в познавательном развитии ребенка.

II. Теоретический блок (15 минут)

1. Что такое Эмоциональный Интеллект? Простая формула.

Ведущий: «Давайте упростим сложное определение. ЭИ – это умение:
  1. РАСПОЗНАВАТЬ эмоции (свои и чужие).
  2. ПОНИМАТЬ их причины («Я злюсь, потому что он отнял мою машинку»).
  3. УПРАВЛЯТЬ ими (не подавлять, а выражать социально приемлемым способом).
  4. ИСПОЛЬЗОВАТЬ их для решения задач.
Это навык, которому можно и нужно учить, как читать или считать».

2. 4 кита развития ЭИ у ребенка:

  • Эмоциональный словарь: Даем названия чувствам. Не «перестань кричать», а «Я вижу, ты очень рассержен».
  • Эмпатия: Учимся понимать чувства других. «Посмотри на Машу, ей грустно, потому что она упала».
  • Принятие: Любая эмоция – это хорошо. Плохим может быть поступок, но не чувство. «Злиться – можно, драться – нельзя».
  • Собственный пример: Ребенок учится не на словах, а на том, как мы, взрослые, справляемся со своим гневом, грустью, радостью.

III. Практический блок: «Галерея инструментов» (50-60 минут)

Ведущий: «Перейдем к самому интересному – что конкретно делать? Сейчас мы с вами попробуем несколько техник».

Инструмент 1: «Словарь эмоций»

Цель: Расширить палитру эмоциональных понятий «рад» /«грустен».
Практикум (10 мин): Участники делятся на группы. Каждая группа получает карточку с базовой эмоцией (РАДОСТЬ, ГНЕВ, ПЕЧАЛЬ, СТРАХ). Задача: за 3 минуты написать, как можно больше синонимов и оттенков этой эмоции (радость – восторг, удивление, удовольствие, ликование…). Затем – обмен результатами.
Идея для группы: Создать в группе «Альбом эмоций» с фотографиями самих детей, изображающих разные чувства.

Инструмент 2: «Зеркало настроения» и «Какой я сегодня?»

Цель: Учить ребенка распознавать свое состояние.
Практикум (5 мин): Раздать участникам небольшие зеркала. Попросить изобразить ту эмоцию, которую они назвали в начале, а затем сменить ее на противоположную. Обсудить, как меняются ощущения в теле.
Идея для группы: Утром приходить в группу и показывать на пиктограмме или цветовом круге свое настроение.

Инструмент 3: «Сказкотерапия и ролевые игры»

Цель: Проработать сложные ситуации в безопасном формате.
Практикум (15 мин): Разбиться на мини-группы. Разыграть сценку-загадку:
Сцена: «Два ребенка хотят играть с одной и той же игрушкой».
Задача: Показать НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант развития событий (драка, крик). А затем показать ПРАВИЛЬНЫЙ, используя «Я-сообщения» и техники переговоров («Я тоже очень хочу поиграть, давай поменяемся?»).
Обсуждение: Какие слова и действия помогли разрешить конфликт?

Инструмент 4: «Коробочка для гнева» и другие способы управления эмоциями

Цель: Дать ребенку безопасный выход для сильных негативных эмоций.
Ведущий: «Мы не можем запретить злиться, но мы можем предложить инструмент».
Практикум (10 мин): Обсудить в кругу, какие методы «выпустить пар» они знают или используют.
Физические: Побить боксерскую грушу, покидать мягкие мячики в угол, порвать старую газету, потопать ногами.
Творческие: Нарисовать свой гнев, а затем смять или разорвать рисунок, слепить из пластилина и преобразовать во что-то другое.
Дыхательные: «Подуть на одуванчик», «Подышать как дракон» (резкий выдох через рот), упражнение «Задуй свечу».

IV. Рефлексия и подведение итогов (10-15 минут)

1. Упражнение «Чемодан в дорогу»

На доске или ватмане рисуется чемодан.

Ведущий: «Наше занятие подходит к концу. Давайте соберем наш общий «чемодан» инструментов, которые мы заберем с собой в работу и в семью. Что вы для себя сегодня взяли?»

Участники по кругу называют один конкретный метод, который они планируют использовать (например: «Я буду использовать “Я-сообщения”», «Я создам коробочку для гнева дома»). Ведущий кратко записывает это в «чемодан».

2. Заключительное слово и ресурсы

Ведущий: «Развитие эмоционального интеллекта – это не разовое мероприятие, а ежедневная практика. Это язык, на котором мы говорим с детьми о самом главном – о них самих. Начните с малого: просто называйте эмоции. Вы удивитесь, как это изменит ваше общение».

Рекомендация книг: Книги и пособия по теме ЭИ для детей (например, «Город эмоций» Виктории Шиманской, «Что такое чувства?» проекта «Энциклопедия для малышей»).

Важный акцент: «Самый главный инструмент – это вы. Ваше спокойствие, ваше принятие и ваша искренность. Спасибо за вашу работу!»

Раздаточный материал: Участники получают памятку с основными тезисами, списком игр («Угадай эмоцию», «Зеркало», «Дневник настроения») и полезными ресурсами.

Вам также может понравиться...
16712