СТАТЬЯ «КАК СБЕРЕЧЬ ПЛАНЕТУ ЭТУ?»

Макаревич Ирина Михайловна – Воспитатель ГБОУ Школа №887 г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 27.03.2018г.

Проектная деятельность по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему

«Как сберечь планету эту?»

Все хорошее в детях – из детства!

Как источник добра – пробудить!

Прикоснуться к природе – всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, что б земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши.

Что б для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

Цели:

– Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

– Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.

– Ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного и живого мира.

Задачи:

– Воспитываем чувство любви к Родине, бережное отношение к окружающему миру.

– Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за ее сохранность.

– Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них.

– Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.

– Формировать у детей бережное, ответственное, доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

– Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

– Развивать у детей воображение, фантазию, речь, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

– Обратить внимание родителей на проблемы проектной деятельности, вовлечение их в реализацию проекта и в разнообразные виды деятельности в природе.

Тип проекта: Социальный, информационный, творческий.

Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь 2016г. – май 2017г.)

Участники проекта: Дети старшей группы, родители, педагоги.

Охват проекта: Все образовательные области.

Девиз проекта:

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!»

Актуальность проекта:

     «Любовь к Родине начинается с любви к природе!» – именно под этим лозунгом проходят все мероприятия экологического движения страны и направлены они, на то, чтобы наши дети научились любить Родину, через любовь к окружающему миру. И здесь нельзя не вспомнить высказывание русского педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: “Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.

     Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

     Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что познание природы, развитие интереса, любви к Родине, к окружающему миру в дошкольном возрасте возможны в изучении, в исследовании окружающих объектов, при непосредственном взаимодействии с ними. Именно в этом нам и поможет наиболее эффективный метод – метод экологического проекта, который подразумевает совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

Основная идея проекта:

Продолжаем развивать умения детей и их родителей отмечать красоту нашей Родины, родного края, любимого города, района. Создать условия для формирования у детей и родителей основ экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающей среде.

Работа с родителями в рамках реализации проекта:

1. Проведение родительского собрания: “Цели и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста”.

2. Знакомство с планом реализации проекта (обмен мнениями, вопросы, предложения).

3. Оформление папок передвижек для информации родителей по темам проекта.

4. Привлечение родителей к сбору информации, иллюстраций, фотографий по темам проекта.

5. Привлечение родителей к проведению занятий, экологического содержания (по их желанию и возможностям).

6. Участие и помощь в организации акций, стенгазет, плакатов по темам проекта.

7. Участие в тематических конкурсах, выставок рисунков и поделок (совместно с детьми).

8. Привлечение родителей к “Вечерним посиделкам” – чтение художественной литературы, рассказы из личного опыта, проведение мастер – классов для детей группы.

9. Совместное посещение музеев, выставок, Зоопарка, Планетария, парков и т.д.

10. Разучивание с детьми стихотворений, пословиц, поговорок, закличек, потешек по темам проекта.

11. Участие в конкурсе группы: “Лучшая семейная сказка, про Экологию”.

12. Активное участие в отчетном мероприятии по реализации проектной деятельности.

Прогнозируемый результат:

1. Создание на территории и в помещении детского сада предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир, природу в целом.

2. Развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса и инициативности, коммуникативных навыков, образного мышления и творческих способностей.

3. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы.

4. Развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

5. Формирование чувства любви к родине, к малой родине, осознанного правильного отношения к планете земля и к человеку как к части природы.

6. Приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, расширения кругозора детей группы.

7. Воспитание экологически безопасного поведения в природе.

8. Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.

9. Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей экологической культуры, патриотических чувств и гражданской ответственности.

10. Появление у детей и родителей общих интересов.

11. Сплочение детского коллектива.

План реализации проекта

I этап. Подготовительный (информационно-аналитический):

1. Составление перспективного плана реализации проектной деятельности.

2. Мониторинг основ экологического воспитания каждого ребенка группы.

3. Мониторинг детей на тему “Хорошо – плохо”, оценивание поступков героев сказок, мультфильмов и литературных произведений.

4. Наблюдение и беседы с детьми на темы проекта.

5. Анкетирование родителей на тему “Методы и способы экологического воспитания” детей старшего дошкольного возраста.

6. Консультация для родителей: “Как привить любовь к природе у детей”

7. Изучение научной литературы и ФГОС по темам экологического воспитания.

8. Подборка художественной литературы, стихотворений, пословиц и поговорок по теме проекта.

9. Подборка музыкальных произведений знаменитых композиторов, детских песен экологического содержания.

10. Подборка дидактических, сюжетно-ролевых, развивающих, подвижных игр для реализации проектной деятельности.

II этап. Основной (практический):

“Есть одна планета – сад в этом космосе холодном

Только здесь шумят леса, птиц скликают перелетных.

Лишь на ней увидишь ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету!”

Я. Аким

Цель: Воспитываем гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и к окружающему миру в целом.

Формы и методы реализации:

Занятия и разные формы бесед:

“Мой любимый город”,

“Дом, в котором мы живем”,

“Что люблю то берегу”,

“Земля заботу любит”,

“Растение – земли украшение”,

“Лес наше богатство”,

“Мы за них в ответе”,

“Любимое Черное море”,

“Бездомные животные”,

“Зимушка – зима”,

“Жизнь птиц зимой”,

“Заповедники”,

“Вода – это жизнь”,

“Что значит беречь природу”,

“Чистый или грязный воздух”,

“Огород на окне”,

“Весна идет, весне дорогу”,

“Комнатные растения”,

“Красная книга России”,

“Почему исчезают животные и растения”,

“Час земли”,

“Луговые полевые цветы, ты их не рви, а просто посмотри”.

Презентации по темам проекта:

“Земля наш общий дом”,

“С чего начинается Родина”,

“На прогулку в лес”,

“Эти удивительные животные”,

“Синичкин календарь”,

“Они у нас зимуют”,

“Час земли”,

“Красная книга России”,

“Весенние цветы”.

Оформление плакатов и стенгазет.

“МЫ за них в ответе”, “День защиты животных”, “Район, в котором мы живем”, “Как мы отдыхали на черном море”, “Покормите птиц зимой”, “Мы ходили в Зоопарк”.

Рассматривания репродукции картин великих художников.

В этом разделе нам поможет книга М. Петрова “Картины русских художников. Репродукции и описания” (демоматериал с методичкой).

Прослушивание музыкальных произведений.

За помощью при работе с этим разделом можно обратить внимание на методическую разработку Г.В. Шпотова “Роль музыки в экологическом воспитании детей”.

Тематические выставки.

Организация выставок поделок и рисунков по темам проекта в течении всего года.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов, загадок и пословиц:

Б. Житков “Что я видел”, Ю. Тувим “Овощи”, Я. Тайц “Послушный дождик”, Э. Хогарт “Мафин и его знаменитый кабачок”, А. Амосов “Андрюха”

Е. Трутнева “Стало вдруг светлее вдвое…”,

И. Соколов-Микитов “Листопадничек” Д/и “Кто чем дышит?”, “Ботаническое лото”, “Вершки-корешки”, “Разрезные картинки”.

Т. А. Шорыгина “Родник”, “Мурзик, иди сюда!”, “Почтовая голубка”, “Прозрачный невидимка”, “Южный ветерок”, “Зимний лес”, “Зима”, “Когда дубраве лучше живётся”.

Н. Рыжова “Вы слыхали о воде?”

Е. Серов “Град”

А. Барто “Дождь”

Г. Ладонщиков “Лёд”, “Что мы видели в лесу”

Н. Некрасов “Мороз”

Я. Аким “Облака”

Н. Михайлова “Пар”

И. В. Переверзева “На море”

Г. Х. Андерсен “Русалочка”

К. Ушинский “История одной яблоньки”

К. Паустовский “Тёплый хлеб”

В. Бианки “Синичкин календарь”

Е. Благинина “Улетают, улетели…”, “Стрижи”

С. Маршак “Сыплет, сыплет снег охапками…”

Проведение акций:

“Что люблю – то берегу”,

“День защиты животных”,

“24 октября – Российский день без бумаги” (рисунок на асфальте и работа с бросовым материалом),

“Поможем деревьям подготовиться к зиме”,

“Моё любимое черное море” (поделки из ракушек и камней),

“Покормите птиц зимой”,

“Синичкин день”,

“Международный день рек. Наша река Москва – чистой быть должна” (Прогулка в парк и уборка сухого мусора по берегу реки),

“День земли”,

“День подснежников”,

“Украсим наш участок”.

“Посадка каштанов на территории детского сада и приурочена к Всероссийскому дню посадки леса”.

Организация просмотров тематических мультфильмов, видеофильмов и слайдов:

Мультфильмы: “Бемби”, “Мальчик и земля”, “Это совсем не про это”, “Клад”, “Паровозик из Ромашково”, “Сказка о белой льдинке”, “Рыжая кошка”, “Сказка старого дуба”.

Продуктивная деятельность (экспериментирование, опыты, ручной труд, рисование, лепка, аппликации).

Экспериментирование и опыты:

“Из чего состоит почва?”,

“Почему дует ветер?”,

“Свойства воздуха”,

“Свойства воды?”,

“Твердая вода”,

“Песок влажный и сухой”,

“Нюхаем, трогаем, слушаем”.

Различные игры (дидактические, развивающие, имитационные, подвижные, сюжетно-ролевые):

Подвижные:

“Ходят капельки по кругу”,

“Земля, вода, огонь, воздух”,

“Ручеек”,

“Кот и птички”

“Летает, плавает, бегает”,

“Я знаю” (игра с мячом)”,

“Воздух, земля, вода” (игра с мячом)”

“У меня в огороде” с мячом”,

“Мошки и ласточки”,

Дидактические и развивающие:

Настольно-печатная игра “Пирамидки” (“Птицы в природе”),

“Выбери правильно дорогу”,

“Зоологическое лото”,

“Ботаническое лото”,

“Какая? Какой? какое?”,

“Что умеют делать звери?”,

“Что это за птица?”,

“Где, что растет?”,

“Так бывает или нет”,

“У кого кто?”

Словесные игры:

“Я начну, а ты продолжи”,

“Хорошо – плохо”,

“Закончи предложение”.

Театрализованная деятельность и проведение экологических праздников:

Инсценировки сказок с экологическим уклоном.

“Осенины”,

“Наши питомцы”,

“Зимушка – зима”,

“Всемирный день снега” (Спортивный праздник на улице),

“Весну встречаем, песни распеваем”,

“Как птицы весну встречают”,

“День земли”,

“Международный день Матери Земли”.

Наблюдение и труд в природе:

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

III этап. Заключительный.

Оформление выставки детских работ “Мы любим природу”,

Подготовка презентации педагогами группы на тему: “Наши добрые дела”,

Проведение отчетного мероприятия с участием родителей “Будем природу мы беречь!”.

Награждение семьи придумавшим: “Лучшую сказку про Экологию”

Вам также может понравиться...
16183