Васина Юлия Викторовна – Заместитель руководителя ДОУ ЦРР – д/с «Снежинка» г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Дата поступления работы: 19.02.2019г.
«Кластерный подход во взаимодействии с социальными партнерами ДОУ»
1. Введение
Современная реальность диктует необходимость развития социального партнерства в дошкольном образовании как одного из главных условий дошкольной организации, ориентированной на формирование личности ребенка. Вполне очевидно, что детский сад должен не только обеспечить образовательные запросы населения, но и решать задачи культурно-просветительского характера, способствовать реализации концепции единения семьи и ДОУ, уделять особое внимание удовлетворению образовательных потребностей каждого ребенка иными словами, стать детским садом для всех детей, детским садом для каждого ребенка.
Один из путей решения данной проблемы видится в разработке кластерного подхода в дошкольном образовании, который основан на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов, применяется в исследовании проблем их конкурентоспособности, а также метод стимулирования инновационной деятельности самого учреждения. В результате кластерного развития ДОУ для каждого участника ожидается: наиболее активное внедрение инновационных технологий, предсказуемость результатов, интенсивное развитие образовательного учреждения.
Инновационная деятельность образовательных кластеров предполагает обеспеченную новыми идеями и подходами, способствует повышению результативности научно-внедренческой деятельности, качественному удовлетворению потребностей в образовательной услуге, а также созданию условий для саморазвития и самоорганизации субъектов кластера.
Создание единого информационного пространства в освоении теоретической базы и ценного опыта работы в области технологии социального партнерства, направленной на развитие личности каждого ребенка в условиях реализации ФГОС ДО имеет существенное значение для обеспечения реализации основных направлений Программы развития образования «Социокультурная модель системы образования Нерюнгринского района».
2. Обоснование проблемы
Анализ основных теоретических исследований и публикаций в рамках кластерного взаимодействия ДОУ и социума показал, что на современном этапе существует ряд проблем в организации работы по взаимодействию дошкольных организаций с социальными партнерами:
– потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
– приспособление новшеств к новым условиям;
– воспроизводство инновационности и формирование условий, способствующих этому.
Одним из условий, способствующих разрешению проблем в организации работы по взаимодействию дошкольных организаций с социальными партнерами на наш взгляд, является развитие взаимодействия ДОУ и социума от формального диалога к партнёрским отношениям, отношениям сотрудничества. При этом результатом жизнедеятельности ДОУ будет являться успешное взаимодействие с социумом, в результате которого дошкольное учреждение само становится мощным средством социализации личности.
Таким образом, кластерное развитие дошкольного образования – это альтернатива существующей системе, предполагающая целевое объединение профессионалов образования, передовых идей и материальных ресурсов. Взаимодействие детского сада с различными социальными объектами повышает качество образовательных услуг и уровень стандартов дошкольного образования, создает условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности ребенка.
3. Цели и задачи образовательного кластера
Цель: Разработка модели образовательного кластера как формы социального партнерства и взаимодействия ДОУ с социумом, способствующей инновации в дошкольном образовании, объединению его участников для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их творческого потенциала и социализации в обществе.
Задачи:
- повышение качества образовательного процесса;
- выявление и обоснование организационно – педагогических условий развития образовательного кластера как эффективной формы взаимодействия с социумом.
- разработка нормативно-правовой и организационной базы, обеспечивающей деятельность образовательного кластера и взаимодействия с социальными партнерами;
- отработка механизма взаимодействия ДОУ и социума.
- выявление и развитие способностей каждого ребенка в различных видах деятельности; самоопределение в коллективе сверстников
- расширение возможностей дополнительных образовательных услуг;
- качество выпускника ДОУ как совокупность компетенций с позиции удовлетворенности участников и потребителей образовательного процесса.
4. Ресурсы, необходимые для образования кластера:
- кадровые ресурсы: заинтересованные руководители, творческие педагоги;
- информационные ресурсы: информационный банк данных обо всех и для всех участников образовательного кластера;
- организационные условия: проект организации социального партнерства ДОУ с организациями и учреждениями социума;
- материально-технические условия: использование материально-технических ресурсов всех партнеров.
5. Практическая значимость состоит в том, построение модели образовательного кластера как формы взаимодействия с социумом может быть использовано при подготовке: пакета нормативной документации между учреждениями и социальными партнерами; методических пособий и рекомендаций по организации социального партнерства на основе кластерного подхода.
При разработке образовательного кластера мы отметили возможные противоречия и риски, предусмотрели пути их преодоления.
1. Наличие конкурентных отношений между образовательными учреждениями.
Пути минимизации рисков: изучение перечня предоставляемых услуг у конкурентов, предложение отличных от них дополнительных услуг.
2. Сопротивление части педагогов внедряемым изменениям.
Пути минимизации рисков: поддержка инновационной деятельности педагогов;
приглашение к сотрудничеству педагогов ДОУ, города, имеющих готовые программы дополнительного образования.
3. Слабое информирование родителей, общества о предоставлении спектра дополнительных услуг дошкольного образования.
Пути минимизации рисков: усиление программы маркетингового продвижения услуг;
разработка и проведение рекламной акции по продвижению оказываемых в рамках образовательного кластера услуг через сайт ДОУ, СМИ (телевидение, газеты, Интернет, рекламные листовки);
4. Неготовность социальных партнеров к сотрудничеству.
Пути минимизации рисков: заключение договоров на взаимовыгодных условиях.
6. Предполагаемый результат:
1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.
2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
5. Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума в создании единой воспитательной системы.
Механизм реализации:
1. Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности.
2. Социально-просветительская деятельность среди общественности.
3. Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства.
7. Этапы реализации образовательного кластера:
I этап (подготовительный) (январь 2017г. – сентябрь 2017г.)
Цель: подготовить ресурсы для реализации образовательного кластера
Задачи этапа:
1.1 Создание творческой группы по реализации образовательного кластера.
1.2 Агитация и мотивация потенциальных участников образовательного кластера.
1.3 Формирование нормативно-правовой базы.
1.4 Поиск социальных партнёров, заключение договоров.
1.5 Разработка мониторинга процесса функционирования образовательного кластера по взаимодействию ДОУ и социума.
1.6 Разработка системы методического сопровождения реализации образовательного кластера по взаимодействию ДОУ и социума.
1.7 Формирование мотивационной готовности всех участников проекта
1.8 Разработка модели образовательного кластера по взаимодействию ДОУ и социума.
1.9.Разработка механизмов поддержки, стимулирования деятельности педагогических работников ДОУ ЦРР – д/с «Снежинка» в части реализации образовательного кластера по взаимодействию ДОУ с социумом.
Требования:
– к кадровому обеспечению;
– материально-техническому обеспечению;
– учебно-материальному обеспечению;
– к информационно-методическому обеспечению;
– к психолого-педагогическому обеспечению;
– к финансовому обеспечению.
II этап (внедренческий) сентябрь 2017г.- сентябрь 2020г.
Цель: практическая реализация образовательного кластера по взаимодействию ДОУ и социума.
Задачи этапа:
2.1 Активизировать и систематизировать работу в формате агитации и мотивации потенциальных участников образовательного кластера.
2.2 Реализовать мероприятия по основным направлениям, определённым образовательным кластером.
2.3 Внедрение новых организационных форм работы по взаимодействию с социумом в рамках реализации образовательного кластера.
2.4 Обеспечить реализацию мероприятий по проведению мониторинга процесса функционирования образовательного кластера повзаимодействию ДОУ и социума.
2.5 Проводить корректировку мероприятий по реализации образовательного кластера в соответствии с результатами мониторинга.
III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2020 г.
Цель: выявление соответствия полученных результатов по основным направлениям образовательного кластера, поставленным целям и задачам.
Задачи этапа:
– Анализ качества социального партнерства всех участников образовательного пространства.
– Анализ, оценка и обобщение результатов реализации образовательного кластера по взаимодействию ДОУ с социумом.
– Представление аналитических материалов на педсовете ДОО, общем родительском собрании, размещение информации на сайте ДОО.
– Определение новых направлений для дальнейшей работы в рамках взаимодействия ДОУ с социумом.
– Сотрудничество с каждым социальным партнером строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей и конкретной деятельности.
Ожидаемый результат: создание информационного банка опыта работы; популяризация деятельности ДОУ; разработка проектов по реализации работы платформ кластера; систематизация опыта работы ДОУ по проблеме взаимодействия ОУ с социумом.
8. Принципы организации работы с социальными партнёрами:
– адаптивность – приспосабливаемость открытого сотрудничества к любой инфраструктуре образовательного учреждения, контингенту, условиям обучения;
– интегративность – обеспечение формирования активной образовательной среды за счет современных информационно образовательных ресурсов, системы деятельностных педагогических технологий сетевого взаимодействия с организациями – носителями новейшего опыта в различных отраслях знаний;
– комплексность – обеспечение содержательной, методологической, технологической целостности образовательных программ;
– модульность (модульного построения сотрудничества), позволяющих учитывать специфические особенности конкретной группы детей и дающих возможность широкого использования личностно-ориентированного подхода, выстраивания индивидуальной образовательной траектории;
– реализация обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности продвижения внедряемого продукта
– прогностичности – ориентации образовательного процесса на возможные динамические изменения социально-экономической, технологической и социокультурной среды, на решение возникающих противоречий между социальными отношениями участников образовательного кластера.
Активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает воспитательно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:
• использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
• решать комплекс образовательных задач, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательной программы ДОУ.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.