СТАТЬЯ «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛАБОРАТИВНОГО “TRAVEL BUDDY” ПРОЕКТА»

Астанкова Алина Сергеевна – Студентка 2-го курса магистратуры ВГУ РГФ г. Воронеж
Дата поступления работы: 20.06.2023г.

Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции с использованием коллаборативного “travel buddy” проекта

Педагогическая модель, основанная на использовании технологии коллаборативного “travel buddy” проекта, направлена на развитие коммуникативной компетенции обучающихся в сфере иноязычного общения. Эта модель предполагает сотрудничество между учениками, позволяя им изучать иностранный язык через практические ситуации и обмен опытом.

В рамках модели каждому ученику предоставляется возможность иметь “travel buddy” – партнера из другой страны, чей родной язык является изучаемым языком. Ученики совместно работают над проектами, связанными с путешествиями и культурой страны партнера. Это может быть создание виртуальных путеводителей, обмен письмами, проведение видеоконференций и другие активности, способствующие практике иностранного языка и расширению культурных знаний.

Модель имеет следующие ключевые характеристики:

Коммуникативная направленность: основная цель модели – развитие коммуникативных навыков и умений учащихся. Взаимодействие с “travel buddy” стимулирует их активное использование иностранного языка в аутентичных ситуациях.

Коллаборативный подход: модель предполагает сотрудничество между учениками в рамках проектов. Они работают вместе, обмениваются идеями, делятся информацией и корректируют свои навыки на основе обратной связи от партнера.

Аутентичные материалы: стимулирование использования реальных материалов, связанных с культурой и страной партнера, позволяет учащимся лучше понять иноязычную среду и углубить свои знания о культурных особенностях.

Виртуальная коммуникация: использование современных информационных и коммуникационных технологий позволяет ученикам общаться с партнером удаленно, без географических ограничений. Это расширяет границы обучения и предоставляет больше возможностей для практики языка.

Оценка и обратная связь: модель предусматривает систему оценки и обратной связи, которая позволяет учащимся отслеживать свой прогресс и вносить коррективы в свою работу. Оценивание может быть, как индивидуальным, так и коллективным, с учетом результатов совместной работы.

Такая педагогическая модель способствует активному и глубокому изучению иностранного языка, развитию коммуникативной компетенции и расширению культурных знаний учащихся. Она стимулирует их мотивацию и интерес к изучению иностранных языков и создает условия для применения полученных знаний в реальных коммуникативных ситуациях.

Использование коллаборативного “travel buddy” проекта в развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся средней школы имеет несколько особенностей:

Практика реальной коммуникации: “travel buddy” проект предоставляет учащимся возможность взаимодействовать с носителями языка и проводить реальные коммуникативные задания. Это помогает им преодолеть барьеры и страхи перед общением на иностранном языке и применять свои знания на практике.

Культурный обмен: “travel buddy” проект позволяет учащимся познакомиться с культурой и обычаями страны партнера. Они учатся не только языку, но и расширяют свои культурные знания, что способствует более глубокому и полноценному пониманию иноязычной среды.

Развитие коммуникативных стратегий: в ходе работы над проектом учащиеся учатся применять различные коммуникативные стратегии, такие как объяснение непонятных моментов, задавание вопросов для уточнения информации, использование контекстных подсказок и т.д. Это помогает им стать более гибкими и эффективными коммуникаторами на иностранном языке.

Развитие навыков сотрудничества и работы в группе: участие в “travel buddy” проекте требует сотрудничества и взаимодействия с партнером из другой страны. Учащиеся учатся эффективно коммуницировать, разделять задачи, договариваться и решать проблемы в коллективе. Это способствует развитию навыков работы в группе и повышает социальную компетентность.

Мотивация и заинтересованность: использование интерактивных и современных технологий в проекте, таких как видеоконференции, обмен сообщениями и создание виртуальных материалов, увеличивает мотивацию учащихся. Они становятся более заинтересованными в изучении иностранного языка и показывают большую активность в учебном процессе.

В целом, коллаборативный “travel buddy” проект предоставляет уникальную возможность для развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся средней школы. Он помогает им применять знания в реальных коммуникативных ситуациях, погружаться в иноязычную среду и развивать навыки сотрудничества и работы в группе.

В рамках проекта учащиеся сталкиваются с реальными коммуникативными задачами, которые могут возникнуть при путешествии или взаимодействии с носителями языка. Они учатся применять свои знания и навыки в практических ситуациях, таких как заказ еды в ресторане, ориентация в городе, общение с местными жителями и т.д.

При реализации коллаборативного “travel buddy” проекта в развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся средней школы могут возникнуть следующие сложности:

Языковой уровень партнеров: Возможны различия в языковом уровне между партнерами. Если один из партнеров имеет более высокий уровень владения языком, это может создать неравновесие в коммуникации и затруднить взаимопонимание. Важно найти баланс и обеспечить поддержку и адаптацию для учащихся с разными уровнями языковой подготовки.

Организационные сложности: Работа в рамках проекта требует организации и координации времени и активностей между партнерами. Различные часовые пояса, расписание занятий и другие обстоятельства могут создавать трудности в планировании встреч и совместной работы.

Культурные различия: Различия в культуре и обычаях могут стать препятствием для понимания и сотрудничества. Различные манеры общения, восприятие времени, этикет и прочие аспекты культуры могут потребовать дополнительного объяснения и адаптации для эффективного взаимодействия.

Технические проблемы: Использование информационных и коммуникационных технологий в проекте может привести к техническим проблемам, таким как проблемы с интернет-соединением, совместимостью программного обеспечения или оборудования. Необходимо быть готовым к таким трудностям и предусмотреть альтернативные варианты коммуникации.

Мотивация и активное участие: Вовлечение учащихся в проект и поддержание их мотивации может быть вызовом. Необходимо создать интересные и стимулирующие задания, поощрять активное участие и регулярно предоставлять обратную связь и поддержку.

Эти сложности могут быть преодолены путем тщательной организации проекта, учета индивидуальных потребностей и способностей учащихся, гибкого подхода к адаптации и регулярного обмена опытом и советами между педагогами, осуществляющими проект.

Для успешной реализации этой технологии необходимо учитывать несколько условий.

Во-первых, на занятиях по иностранному языку следует организовать среду активного обучения, включая развлекательное содержание с обучающими целями, такие как интерактивные задания, видео и проекты. Это позволит учащимся эффективнее учиться и быть более заинтересованными.

Во-вторых, для повышения эффективности обучения и вовлеченности учащихся необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии. Они могут быть использованы как для организации учебного процесса в рамках занятий, так и для самостоятельной работы учащихся. Это позволит им получить доступ к разнообразным ресурсам и упражнениям, а также общаться с другими учащимися и носителями языка.

При выборе и адаптации материалов необходимо учитывать цель и задачи урока, уровень коммуникативной компетенции учащихся и подходящие формы, и средства обучения. Методы, формы, приемы и средства обучения должны соответствовать поставленным целям и выбираться с учетом ожидаемых результатов обучения.

Описанная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся с использованием проекта “Travel Buddy” может быть полезна для понимания теоретических основ развития коммуникативной компетенции. В ней отражены педагогические условия и принципы, которые легли в основу данной модели, и она может быть использована при формировании коммуникативной компетенции учащихся средней школы.

В результате педагогического эксперимента, проведенного в частном образовательном учреждении дополнительного образования, было подтверждено, что реализация разработанной технологии в обучении иностранному языку способствует повышению уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся среднего школьного возраста. В экспериментальной группе было выявлено значительное улучшение коммуникативной компетенции по сравнению с контрольной группой.

Таким образом, разработанная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проекта “Travel Buddy” оказалась эффективной, и предложены методические рекомендации по её применению в условиях дополнительного образования.

Вам также может понравиться...
15801