Пикулева Ирина Леонидовна – Воспитатель МДОУ №280 Ворошиловского района г. Волгоград
Дата поступления работы на конкурс: 20.07.2020г.
Настольно – дидактическая игра
«Разноцветные квадратики»
(Игра для детей старшего дошкольного возраста.)
Игра используется в группе старшего дошкольного возраста совместной, индивидуальной, самостоятельной деятельности педагога и детей.
Дидактическая игра в соответствии с ФГОС ДО многофункциональна, доступна, безопасна; активирует самостоятельную игровую деятельность детей, обогащает предметно-пространственную среду группы, привлекает детей своей яркость, необычностью.
Игра используется в следующих образовательных задачах:
1. Вызвать у детей самостоятельный интерес к игре.
2. Развивать логическое мышление, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
3. Продолжать формировать пространственное ориентирование по игровому полю.
4. Формировать умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время.
5. Обучать ребят различать такие понятия, как по «вертикали», «диагонали», «горизонтали».
6. Систематизировать знания, полученные ранее.
7. Воспитание творческой самостоятельности.
8. Воспитание культуры честного соперничества в играх.
Возможные различные варианты игры:
Вариант № 1
«Крестики-нолики»
Цель игры: создать условия для развития познавательных способностей старших дошкольников (внимания, памяти, логического и творческого мышления).
Задачи:
- содействовать пробуждению желания и стремления к деловому сотрудничеству со сверстниками,
- развивать познавательный интерес к предметам;
- снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: игровое поле; крестики и нолики.
Правила игра:
Участвует два игрока. Игроки по очереди ставят знаки (крестики и нолики) на игровом поле.
Побеждает игрок, которому удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три свои знака. Если игрокам не удается выстроить три свои знака подряд, то игра повторяется вновь и признается ничья. В этом суть игры «Крестики-нолики».
Игру можно использовать при викторине. Тогда участниками будут две команды. Каждой команде задается вопрос. При правильном ответе, команда помещает на игровое поле свой знак (крестик или нолик). Выигрывает та команда, которая сумеет на игровом поле выстроить ряд (по горизонтали, вертикале или диагонали). Если командам не удается выстроить три своих знака подряд, то побеждает та команда, у которой больше знаков на игровом поле.
«Петухи и куры»
Цель: Аналог игры крестики-нолики, только вместо фишек используются игрушки, правила те же, поставить в один ряд одного героя или другого и не дать своему сопернику сделать то же самое.
Главное в этой игре – не торопиться и внимательно смотреть за ходами соперника.
Ход игры:
В начале игры дети договариваются, каким героем они будут играть. Право первого хода можно разыграть с помощью жребия или считалки. Выигрывает тот игрок, кто первым поставит своего героя в вертикальных, горизонтальных столбцах или по диагонали.
Вариант № 2
«Судоку»
Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления; закрепление знания цветов; закрепление знания геометрических фигур, цифр, знаков; ориентировка на микроплоскости.
Правила: На игровом поле из 9 клеток необходимо разместить геометрические фигуры так, чтобы в каждом столбике и строке каждая фигура встречалась только один раз. Найти необходимые среди фигурок и положить на пустую клетку игрового поля. Проверить и потом двигаться дальше. И так до тех пор, пока не заполнятся все пустые клетки на игровом поле.
«Чего не хватает»
Цель: развитие мышления, внимания, учит делать умозаключение.
Ход игры:
Ребенку показываем игровое поле с карточками. «Посмотри, здесь в каждом ряду карточки с изображением героев, а в последнем одного героя не хватает. Как ты думаешь какого (который есть и в первом ряду и во втором)?»
Разложи карточки так, чтобы ни в строчке, ни в столбце не было одинаковых карточек.
Вариант № 3
«Где находиться, скажи и покажи»
Цель: умение выполнять словесную инструкцию взрослого (воспитателя), закреплять ориентировку в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз, «по диагонали», «вертикально», «горизонтально»)
Ход игры:
Поместить МАШИНКУ на одну из клеточек поля (это будет точка отсчёта). Далее взрослый (а потом и сами дети) словесно обозначает местоположение МАШИНКИ, как это делается при проведении графических диктантов (например, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо…). Дети обозначают результат цветом квадрата и местом его расположения (на пример: МАШИНКА верхнем правом углу зеленого цвета квадрата).
В данную игру дети могут играть с воспитателем, а также и самостоятельно.