Дидактические игры «Игры и игровые упражнения для развития у дошкольника креативного мышления»

Мосолова Надежда Викторовна – Старший воспитатель ЦРР – детский сад №11 г. Заринск, Алтайский край
Дата поступления работы: 23.07.24г.

Игры и игровые упражнения для развития у дошкольника креативного мышления

Гибкость мышления, быстрая реакция, изобретательность — как развить у ребенка все эти ценные способности? Конечно, с помощью игры и игровых упражнений!

Зачем развивать креативное мышление? Способность мыслить нешаблонно и придумывать что-то новое много раз выручит в сложных и нестандартных ситуациях, поможет вырасти более самостоятельным и уверенным в себе. «Я справлюсь!» — так будет думать ребенок (а потом и взрослый).

Задания и упражнения можно использовать как на занятиях, так и в режимных моментах.

«Посмотрите на мир чужими глазами»
Читаем детям неоконченный рассказ:
«Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание — продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

«Составьте рассказ от имени другого персонажа»
Предлагаем задание:
– Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой (предметом мебели, камешком на дороге, животным диким или домашним, человеком определенной профессии). Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни.

«Составьте рассказ, используя данную концовку»
Читаем детям концовку рассказа и предлагаем сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале.
Примеры концовок:
«Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».
«Маленький щенок приветливо вилял хвостом».
«Котенок сидел на дереве и громко мяукал».

«Сколько значений у предмета»
Предлагаем какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое.

Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

«Назовите как можно больше признаков предмета»
Называем какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др.

Задание: назвать как можно больше возможных признаков этого предмета (например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др.)

Наблюдение как способ выявления проблем
Предлагаем рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти листья с натуры или по памяти.

«Дорисуй фигуру»
Изобразите на бумаге круг, квадрат, треугольник, ромб, волнистую линию — или просто любые каракули — пускай ребенок сам придумает, какие детали дорисовать, чтобы получился какой-то предмет, животное, растение, человек — всё, что угодно.

Можно сделать отпечаток ладони или просто положить на лист любой небольшой предмет  мандарин, цветочный листик, пуговицу, даже макаронину. Задание точное такое же  додумать и дорисовать.

«Смастери новое из старого»
Что можно сделать из ненужных картонных коробок, старых втулок от бумажных полотенец и бумаги, карандашных огрызков, старых рисунков и распечаток, пластиковых стаканчиков и крышечек, палочек от мороженого? Да миллион поделок!

Например:
• из перчатки – потеряшки — игрушку,
• из пластиковой бутылки — кашпо,
• из палочек — кукольную мебель.
Вместе придумайте, что можно соорудить из тех ненужных вещей, которые есть у вас дома — и вперед, за работу!

Тема одна — сюжетов много
Предлагаем придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, тема «Осень» («Город», «Лес» и др.): раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу.

Вам также может понравиться...
16204