Классный час «Есть ли дружбе место в спорте?»

Сазонова Анжелика Олеговна – Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №50 им. Загороднева В.И.» Ленинского района г. Саратова
Дата поступления работы: 29.05.2025г.

Разработка классного часа
«Есть ли дружбе место в спорте?»
(для учащихся 8-11 классов)

Авторы:
учитель русского языка и литературы Сазонова Анжелика Олеговна,
учитель физической культуры Куценко Светлана Борисовна

Цель:
– приобщить учащихся к традициям большого спорта,
– научить вежливому общению с соперниками/собеседниками.

Задачи:
– способствовать развитию у учащихся интереса к занятиям ФК и спорту;
– воспитывать умение действовать в команде;
– воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, стремление ценить и беречь дружбу.
– воспитывать чувство гордости за спортивные достижения  известных  спортсменов.

Введение.
Спорт может способствовать единению людей самых разных национальностей в России.

Спорт всегда был не только средством укрепления физического и нравственного здоровья человека, не только соревнованием, но и силой, объединяющей народы. Известно, что в Древней Греции на время Олимпийских игр прекращались любые войны, заключалось перемирие.

Учитель:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня  нам предстоит  очень  важный разговор.
А начну я его со стихотворения, которое поможет определить тему нашего занятия:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде поможет друг,
Ему протянет руку.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести разговор?

Ответ учащихся:
– О дружбе, о настоящих друзьях.

Учитель:
– Вопрос дружбы очень спорный. Чаще всего мы поддерживаем нужные отношения с нужными людьми и называем это дружбой. И когда эта связь разрывается, отношения рвутся и уходят в прошлое. А что говорить про спорт, где огромная конкуренция и соперничество? Бывает ли там дружба вообще?

Учитель:
– Хочется верить, что дружба, как в детской песенке, где «…дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и гроз…», существует. Или хотя бы искренние добрые чувства по отношению к человеку, с которым ты рядом учишься, живешь, тренируешься, работаешь…

Учитель:
– Что такое дружба на самом деле?

Ответ учащихся:
– Желание вместе проводить время, общие увлечения.

Учитель:
– Дружба – это личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи.

Учитель:
– Если говорить о спорте, то когда дети занимаются вместе спортом продолжительное время, между ними также выстраиваются отношения?

Ответ учащихся:
– Да.

Учитель:
– Опишите эти отношения. Какие они?

Ответ учащихся:
– Сначала они дружеские, потому что они делают все вместе: вместе учатся и тренируются, вместе преодолевают сложности, вместе ездят на соревнования и сборы. На этом этапе они одна команда. Они тянутся друг к другу. Они хотят дружить.

Учитель:
А, если в эти отношения вмешиваются, например родители? Что происходит с детьми, с их дружбой?

Ответ учащихся:
– Когда подключаются родители, которые ждут от своих юных спортсменов результатов и готовы на многое, чтобы замотивировать ребенка к победе, начинаются сравнения и обсуждения других спортсменов. И дружбе приходит конец.

Учитель:
Очень важно, чтобы родители не взращивали в своих детях зависть к соперникам неосторожными фразами. Сами по себе дети не будут сравнивать хуже они или лучше. Возможно, будут сомнения и внутренние вопросы, но не открытый конфликт. А вот если мама или папа будут акцентировать внимание на успехах соперников, а не поддерживать и подбадривать своего ребенка, это может негативно отразится на отношениях в коллективе.

– Ведь чаще всего в конфликтных ситуациях между детьми виноваты родители. Они конкурируют между собой, втягивают в это своих детей, начинают сравнивать результаты, рост, вес, отношение тренера… И разрушают дружбу.

Учитель:
– Ребята, как вы думаете, почему?

Ответ учащихся: 
-У каждого ребенка есть свои таланты и свои достоинства. Кому-то легче дается, например, растяжка в таком спорте, как гимнастика, а кто-то лучше работает с предметом, кто-то целеустремлен и трудолюбив. Но важно не сравнивать с другими, а выявлять слабые места и вместе работать над ними.

Учитель:
– Правильно ребята, надо вместе с ребенком ставить цели, вместе достигать их, не оглядываясь на других. Работать только над собой, соревноваться только с собой.
Надо бережно относится к детской дружбе, которая потом может перерасти в настоящую взрослую. Помочь детям быть одной командой.

Учитель:
– Ребята, а какие бы вы дали рекомендации спортсменам?

Ответ учащихся:
– На соревнованиях — соперники, но в жизни вы друзья.
– Проиграть другу — не зазорно.
– Дружбу необходимо ценить.
– Если ты настоящий друг, то надо уметь радоваться и огорчаться за друга.

Учитель:
– Родители учат детей жизни, с родителей ребенок берет пример, к мнению и словам родителей ребенок прислушивается. Если взрослый верит в дружбу, в дружбу в спорте, то и ребенок вырастет с этой верой.

– Трудно давать рекомендации родителям, которые растят чемпионов. Бывают ситуации, когда все средства хороши. Иначе мы лишились бы многих олимпийских чемпионов.

Учитель:
– Как вы думаете, что самое важное для ребенка?

Ответ учащихся:
– Для ребенка в первую очередь важно знать, что его любят и поддерживают, независимо от того, победил он или проиграл, лучше он или хуже остальных в команде.

Учитель:
– В психологическом воспитании спортсмена тренер и родители – одна команда. Тренер формирует нравственные, моральные нормы и ценности. Родители прикладывают максимум усилий, чтобы не разрушить их.

Учитель:
– Давайте рассмотрим несколько примеров дружбы между известными спортсменами.

Ученик 1:
Роналдо и Роберто Карлос
– Роналдо не раз говорил, что Карлос — его боевой товарищ и верный друг. Спортсмены общаются уже больше 20 лет и не обращают внимания на резкие высказывания поклонников.

– Будущие звезды футбола познакомились в 1993 году. Они вместе тренировались, ездили на сборы и проводили досуг. Попав сначала в сборную Бразилии, а затем и в мадридский «Реал», они смогли сохранить теплые отношения. Парни даже шутили, что вместе они провели больше времени, чем со своими женщинами. Окончание футбольной карьеры не повлияло на общение. Их отношения остались все такими же крепкими и теплыми.

Ученик 2:
Марко Ройс и Марио Гетце
– Поклонники с теплотой говорят о трогательной дружбе между этими спортсменами. Марко и Марио поддерживают друг друга в карьере и в жизни. Дружба зародилась в тот период, когда оба парня строили карьеру в Дортмунде. Однако у них были и другие общие интересы, поэтому спортсмены часто проводили время вместе и вне тренировок. В 2014 году Ройс получил серьезную травму и вынужден был пропустить Чемпионат Мира. Гетце совершил благородный поступок — показал журналистам футболку с именем друга и заявил, что Марко тоже причастен к победе команды.

Ученик 3:
Криштиану Роналду и Марсело
– Общительный Роналду имеет много приятелей-спортсменов. Но близким другом считает Марсело. Мужчины познакомились в 2009 году, когда вместе оказались в «Реале». Многие пророчили, что парни станут соперниками. Но нет — они отлично ладили на поле. Марсело и Роналду любят подурачиться и посмеяться над своими неудачами. Скорее всего, именно эта черта объединила их и сделала верными друзьями.

Ученик 4:
Александр Гвоздик и Сергей Ковалев
– Бойцы-тяжеловесы очень дружны, поэтому никогда не хотели совместных поединков. Поклонники были уверены, что спортсмены просто боятся конкуренции. Но мужчины в один голос заявили, что если будет нужно, они проведут бой. У обоих парней есть амбиции и желание стать чемпионом. Однако они отрицают зависть к успехам друг друга. Ковалев говорил: «Я рад, что Саша стал чемпионом. Мы с ним хорошие друзья».

Ученик 5:
Дэвид Луис и Тьяго Силва
– Эти спортсмены дружат с раннего детства. Мальчики одновременно проявили интерес к футболу и начали делать первые успехи. Когда парни подросли, они пытались вместе попасть в молодежные клубы, но им везде отказывали. На этом этапе спортивные пути Дэвида и Тьяго разошлись, однако молодые люди поддерживали связь. В 2014 мужчины оказались в одной команде. Каждый из них добился отличных результатов, но фанаты часто воспринимали игроков как единое целое. Поклонники восхищались нерушимой дружбой и упорством обоих футболистов.

Учитель:
– Я уверена, что у каждого есть пара лучших друзей. Я не говорю об идеальной литературной дружбе, как у мушкетеров Александра Дюма, когда вы говорите между собой только высоким пафосным слогом и рискуете жизнью.

– Две вещи подчеркивают дружбу, делают ее крепче, доводят до уровня, когда вам уже не нужны слова, чтобы понимать друг друга, и каждое ваше движение словно копирует движение друга. Это, например,  совместная служба в армии или игра в одной команде. Что, в принципе, одно и то же.

– Я скажу вам словамиодного американского тренера по легкой атлетике, Джона Джонсона, человека грубого и прямого, который кричал на спортсменов за недостаток усердия: «Спорт – это мирная война с самим собой и со своим оппонентом! Старайтесь!».

– Чем же так похожи армия и команда? В обоих случаях вас окружает строгая иерархия – есть офицеры или тренерский штаб, есть «старики» и «новички», в обоих случаях есть некоторый элемент дедовщины. В обоих случаях успех возможен только в случае полного единства ради одной общей цели. В обоих случаях спортсмены, тренируясь, растут  вместе – набираются опыта, проводят большую часть своего времени рядом друг с другом, растут  как личности, жертвуют чем-то ради общего блага.

– Уверенна, что у вас есть добрые, верные друзья, которые в трудной ситуации придут к вам на помощь и помогут справиться с любой бедой.

Ребята, всегда внимательно слушайте собеседника, помогайте ему и старайтесь услышать мнений другого человека. Жизнь многогранна и умейте общаться с людьми, уважая мнение каждого человека.

Вам также может понравиться...
16574