Комплекс упражнений «Игры и упражнения на развитие памяти младших школьников»

Моложай Ксения Викторовна – Воспитатель МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №115» г. Нижний Новгород
Дата поступления работы: 26.04.2024г.

Игры и упражнения на развитие памяти младших школьников.

Прием «Цепочка». Образы связываются в ассоциации попарно. После образования связи между первым и вторым образом внимание переносится на второй, а первый образ убирается из сознания. Далее образуется взаимосвязь между вторым и третьим образами и т. д.

На этапе припоминания в сознании возникают сразу несколько образов.

Связи образуются по определенной системе:
1) при горизонтальной ассоциации первый образ размещается слева;
2) при вертикальной ассоциации первый образ размещается внизу;
3) второй образ помещают в первый, если при соединении они проникают друг в друга.

Допустим, что вы собираетесь в магазин и должны запомнить, что нужно купить молоко, батон, бананы и творожные сырки.
Используя эти предметы, наглядно представьте себе первые два и с помощью зрительных образов придумайте связь между ними.
Пусть это будет молочная река, по которой, как лодка, плывет батон. Вдруг на берегу появляются бананы. Батон причаливает к берегу и принимает пассажиров. Удобно расположившись на батоне, бананы лезут в свои рюкзаки, достают творожные сырки и начинают завтракать.
Несколько раз повторите эту историю в уме, и вы все запомните.

Возьмем 12 пунктов, которые предлагают Майкл Курланд и Ричард Лупоф. Они
использовали шаблоны, которые часто встречаются в детективных романах.
1. Дама с рыжими волосами.
2. Секретное послание.
3. Жуткий крик.
4. Наручники.
5. Профессор Смит.
6. Выдвижная панель.
7. Алмазные копи.
8. Разбитое стекло.
9. Легкая струйка дыма.
10. Загородный дом.
11. Пистолет.
12. Кровь.
По этому списку Майкл и Ричард сочинили историю, которая связывает каждый из 12 пунктов в одну цепочку.

Связывает 1 и 2. Дамой с рыжими волосами восхищались, ей завидовали все, кто ее знал. Но однажды кто-то прислал ей секретное послание. Она держала в руках лист бумаги и внимательно изучала его.

Связывает 2 и 3. Когда она уже почти поняла смысл секретного послания, раздался жуткий крик. Такого пронзительного крика она еще никогда не слышала.

Связывает 3 и 4. До того как жуткий крик смолк, женщина почувствовала на своих запястьях что-то холодное – это были наручники.

Связывает 4 и 5. Она вгляделась в человека, который защелкнул на ее руках наручники, – это было зловещее лицо профессора Смита.

Связывает 5 и 6. Откуда взялся профессор Смит? И тут женщина увидела за спиной профессора выдвижную панель.

Связывает 6 и 7. Выдвижная панель? А вдруг за ней находятся легендарные алмазные копи? Это было действительно так.

Связывает 7 и 8. Женщина еще продолжала рассматривать алмазные копи, когда ее внимание привлек звук разбитого стекла.

Связывает 8 и 9. Разбитое стекло? Она повернулась и увидела, как в окно потянулась тонкая струйка дыма.

Связывает 9 и 10. Рыжеволосую даму удивило появление тонкой струйки дыма в этом уединенном загородном доме.

Связывает 10 и 11. Оказывается, тишину загородного дома потревожил пистолет, который кто-то бросил через разбитое окно.

Связывает 11 и 12. Женщина мгновенно схватила пистолет и нажала на курок. Пуля пропала в профессора, который упал в лужу собственной крови.

Упражнение «7 Чудес света».
В Древнем мире существовало семь чудес света:
1) египетские пирамиды;
2) висячие сады Семирамиды;
3) статуя Зевса;
4) храм Артемиды;
5) Галикарнасский мавзолей;
6) Колосс Родосский;
7) Александрийский маяк.
Как запомнить семь чудес света? Представьте зрительно каждое из них с помощью сочетания со словом-вешалкой.

1. Аист в Египте свил на одной из пирамид большое и удобное гнездо.
2. Давайте нагрузим сани доверху разными саженцами плодовых деревьев, чтобы их посадили в висячих садах.
3. Представьте пакетик с изюмом, который Зевс держит в руках: сладкое полезно для организма.
4. Все сорта сыра имеют неповторимый вкус, а некоторые достойны быть принесенными в дар богине Артемиде.
5. Вообразите осла, который привязан около Мавзолея. Наверное, его хозяин осматривает это чудо света.
6. В темноте ночи кто-то испачкал сажей Колосса Родосского.
7. Представьте себе бушующее море во время шторма. Ветер ломает деревья на побережье. Огромный сук сшиб с башни маяка фонарь.

Задание1:
Представьте себе яблоко. Опишите, какое оно?
− Какой вид образной памяти был задействован? (зрительная)
− Почему выполнение одной задачи вызвало у всех разные образы? (основано на личном опыте каждого – разное запечатление информации о данном предмете в зависимости от вкусовых и цветовых пристрастий, основанных на различных ощущениях и т.п.).
− Если провести уточнение задачи – представить кислое яблоко или лимон. Какие виды образной памяти будут задействованы? (вкусовая, как доминирующая, и зрительная).

Задание 2:
Представьте себе, что вы трогаете крупнозернистую наждачную бумагу; гладите пушистую кошку; у вас берут кровь из пальца.
− Какой вид образной памяти был задействован? (осязательная)
− Что происходило, когда вы выполняли задание? (возникали ощущения в руках)

Задание 3:
Взгляните на рисунок. Теперь быстро закройте глаза. Изображение сразу не исчезнет. На короткий миг оно встанет перед глазами – в этот момент работает образная (сенсорная) память. Запомните расположение символов в данной таблице и воспроизведите их в той же последовательности. Повторяйте задание, пока ряд не примет первоначального вида.

Метод тренировки зрительной памяти — метод Айвазовского.

Посмотрите на предмет, пейзаж или человека в течение 3 с. Постарайтесь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях. Задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза на 1 с, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите так несколько раз.

Взаимодействие с образами. Откройте любую художественную книгу и выберите какой – либо абзац из 5-6 предложений. Попробуйте представить себя в роли главного героя или просто героем второго плана. Найдите определенное ключевое слово-предмет в выбранном абзаце, мысленно представьте его. А теперь попробуйте мысленно приблизиться к этому предмету, разместитесь в нем поудобнее, пошевелитесь в нем немного, существуйте с ним как одно целое. Почувствуйте, что данный объект – это вы.

Теперь принимайтесь за сочинение истории, причем слова можно оживлять и даже укорачивать. Помните, что слова, из которых будет состоять ваша история, нужно приготовить заранее, что-то около 20-30 слов. Постепенно увеличивайте количество слов до 50-70, а потом переключайтесь на выполнение следующего упражнения.

Развитие слухового воображения.

1. Возьмите линейку и ударьте о стол. Расслабьтесь, закройте глаза и добейтесь состояния «пустоты» в голове. Постарайтесь «услышать» звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол) и тактильными (ощущать всем телом линейку, стол, удар).

2. Изменение слуховых ощущений. Представьте (аналогично тактильным ощущениям), что один вид звука входит в зону другого звука и «перетекает» в него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию на все тело. Затем представьте, что совершенно иной тональности звук завладел одной из зон тела. Распространите его по всему телу. По этой же схеме звук или неприятное ощущение «убирается» с тела.

Развитие вкусового воображения.

Тренировка вкусовых ощущений. Сосредоточьте свое внимание на краешке языка. По прошествии 1-2 мин возникнет обильный слюноотделительный процесс. Возьмите кусочек сахара и положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте глаза, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук одновременно).

Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара.

Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 с, затем они от упражнения к упражнению усиливаются. Если результаты будут достаточно низкими (5-7% от всех занимающихся), положите сахар на краешек языка и попытайтесь активизировать подобающие вкусовые ощущения по предложенной схеме. Вы должны добиться следующего результата: мысленно вообразив предмет, почувствовав его тактильно, услышав звучание и в это же время сосредоточив свое внимание на краешке языка, ощутить вкус этого предмета. Учтите, это должно совершаться на бессознательном уровне.

Развитие обонятельного воображения.

1. Сосредоточьте внимание на кончике носа. Попытайтесь вообразить запах апельсина, жасмина и т. д. Сначала упражнение нужно выполнять, закрыв глаза.

Глаза смотрят прямо, на нос не скашиваются. На носу концентрируется только внимание.

Если не получается активизировать запах, необходимо взять представляемый предмет в руку, поднести его к носу. Прочувствуйте его аромат и положите перед собой на расстояние 50 см. Затем, фиксируя внимание на кончике носа, пытайтесь активизировать запах данного предмета.

Предположим, что вам это удалось. Отложите предмет еще дальше и снова попытайтесь вызвать запах, а затем предмет можно убрать совсем. Теперь ваша задача – активизировать в воображении доступный глазу образ этого предмета, а также тактильные, слуховые и вкусовые ощущения, связанные с этим предметом. Это поможет инициировать аромат данного предмета. Именно в этот момент важна концентрация внимания на кончике носа.

На уроке обучения грамоте “Послушаем звуки”.

Во время урока учитель говорит: “Ребята, сейчас в школе тихо, идут уроки, а умеем ли мы слушать тишину? Какие звуки мы можем услышать? Что они обозначают? Сядьте удобно, закройте глаза, послушайте окружающие звуки”. Минуты две, три дети вслушиваются в тишину, затем учитель предлагает сделать глубокий вдох, выдох, спокойно открыть глаза и вернуться к общей работе. Дети рассказывают, кто что слышал и как это понял, и тут обнаруживается, что последовательность и громкость, интенсивность звуков они запоминают по-разному. Это упражнение позволяет понизить порог слышимости (громко говорящие дети не воспринимают тихий голос) и готовит учеников к интерпретации длительной аудиозаписи.

Упражнения:
1. заучивание скороговорок и чистоговорок;
2. чтение слогов с сочетанием согласных;
Примечательно, что эти упражнения не только способствуют развитию оперативной памяти, но и развивают речевой аппарат;
3. упражнения в устном счете.

Игры
1. «Снежный ком» – один из участников называет слово (если игра проходит на иностранном языке) или предложение (на родном языке). Следующий участник должен повторить его и добавить свое, чтобы в будущем было возможным составление обладающего смыслом высказывания (в первом случае) или рассказа (во втором). Третий участник повторяет предыдущие слова (предложения) в той последовательности, в которой они были сказаны, и также добавляет свое. Данная игра может продолжаться достаточно долго, если припоминание сказанного не вызывает больших затруднений у участников.

Вам также может понравиться...
16204