Щербакова Ирина Сергеевна – Воспитатель МБДОУ №4 г. Артемовский, Свердловская область
Дата поступления работы на конкурс: 01.04.2020г.
Цикл непрерывно образовательной деятельности, направленный на развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста
В цикл непрерывно образовательной деятельности представлены: конструкты по развитию изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционной техники рисования
Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1 Кляксография
1.1. «Чудесные превращения кляксы»
1.2. «Осеннее дерево»
1.3. «Дерево в лесу»
Раздел 2 Рисование крупой
1.1. «Зимний лес»
1.2. «ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Раздел 3 Набрызг
1.1. «МЕТЕЛЬ»
1.2. «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
1.3. «Осенние листья»
Раздел 4 Методические рекомендации по организации непрерывно образовательной деятельности
Список литературы
Пояснительная записка
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.
Знакомство детей с различными видами искусства помогает научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания. Организация непрерывно образовательной деятельности по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое в видение и чувствование окружающего мира.
В цикле непрерывно образовательной деятельности приведены конспекты непрерывно образовательной деятельности.
Цель: развивать у детей изобразительные способности, фантазию, воображение, посредством нетрадиционного рисования.
Задачи:
– Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
– Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
– Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
– Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
– Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
– Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
– Развивать творчество, фантазию.
– Активизировать детей при выборе тематики.
– Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
– Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Актуальность проблемы определяется эффективной значимости осуществления работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через использование техники рисования. Отсюда возникла необходимость, разработать цикл непрерывно образовательной деятельности направленных на развитие у детей изобразительных способностей.
Также возникает необходимость интеграции разных видов искусств.
На непрерывно образовательной деятельности следует использовать сочетание передачи новой информации с её использованием, закреплением практической деятельности, предусмотренной Программой воспитания и обучения в детском саду для дошкольников, программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» и авторской методики И.А.Лыковой программа художественного воспитания обучения и развития детей «Цветные ладошки».
Непрерывно образовательная деятельность данного цикла включает как теоретическое ознакомление с разными видами искусства, так и практические задания, что направлено на решение проблемы исследования – развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Порядок использования конструктов данного цикла педагог определяет самостоятельно в соответствии текущим планированием по художественно-эстетическому воспитанию.
Согласно Программе воспитания и обучения, в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой при проведении занятий педагогу следует ориентироваться на следующие целевые ориентиры:
– продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и ее росписи;
– предлагать создавать изображения, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.
– для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани; предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник платок свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
– учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
В цикл непрерывно образовательной деятельности представлены: конструкты по развитию изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционной техники рисования.
Цикл непрерывно образовательной деятельности составлен для детей с низким уровнем развития изобразительных способностей старшего дошкольного возраста с целью: – познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, – повысить уровень изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Раздел 1. Кляксография
«Чудесные превращения кляксы»
Цель: Научить детей использовать в рисовании не традиционные формы
Задачи: – развитие творческого воображения
– создать условия экспериментирования с разными материалами инструментами
– вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс)
– развивать творческое воображение, фантазию в оформлении работы.
– воспитывать эстетическое отношение в работе.
Обучающая:
– формировать умения рисовать;
– познакомить с новой техникой рисования.
Развивающая:
– С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
– Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
– Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательная:
– Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, творческие способности.
– Воспитывать аккуратность, культуру труда.
Материалы и оборудование:
Акварель, гуашь, мягкие кисточки разных размеров, тряпочки, баночки с водой. (2,19)
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Предварительная работа | – Дети давайте посмотрим на что похожи облакаНаблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи?Чтение И. А. Лыковой «Цветные ладошки» | Концентрирует внимание Задает вопросы Читает | Дети рассказывают о своих предположениях | Развивается фантазия, мышление у детей |
Мотивация | Читает детям стихотворениестихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы» | Читает | Дети внимательно слушают, | проявляют интерес |
Актуализация знаний | Ребята, а вы знаете, что такое клякса? Да, это пятно неопределенной формы, которое получается, если разлить цветную жидкость или краску. Из-за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превращатьв кого или во что угодно.Дети, как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу. Молодцы, а вот посмотрите, как мы с вами будем делать наши кляксы | Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления | Пятно Дети высказывают свои предложения. | Стимулирует процесс мышления Находят свои решенияСтимулирует процесс мышления |
Объяснениепоказ | Берем листок бумаги, сминаем его в комок, обмакиваем в краску и ставим отпечаток комком бумаги | Педагог показывает последовательность действий | Дети внимательно смотрят, запоминают, слушают | ОбучениеФормировать умения |
Физминутка | «Дружные ребята» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики Мы с тобой подружимМаленькие пальчики Раз, два, три, четыре, пять… Начинай считать опятьРаз, два, три, четыре, пять…Мы закончили считать. | Читает и показывает действия | Слушаютпальцы ритмично сжимают в «замок» и разжимаютодновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки. поочередно соединяют одноимённые пальцы: большой с большим; указательный с указательным и т. д. одновременное касание подушечками пальцев двух рук кисти рук опустить в низ, встряхнуть | Развивают мелкую моторику |
Самостоятельная деятельность | А теперь, ребята, проходите к столам и самостоятельно изобразите на отдельных листочкахкляксы разными способами. В ваших кляксахсамое главное их неопределенность, неожиданность, необычность формы. | Наблюдает за детьми во время выполнения задания, помогает детям | Дети подходят к столам, берут бумагу, мнут в комочки, обмакивают в краску и делают кляксы | формируетсявоображение, фантазия |
Рефлексия | А в кого превратятся ваши кляксы?Воспитатель тихо, на ушко спрашивает у каждого ребёнка о его замыслах, ассоциациях. Нерешительным помогает советом или косвенным вопросом.)Что вам больше всего понравилось в занятии? | Задает вопросы | Рассказывают свои предположения Делятся впечатлениями | |
Отрытый конец | Какие чудесные работы получились у нас. Давайте все наши рисунки выложим на выставку «живых» клякс и полюбуемся своими работам | Предлагает место, где дети могут выставить свои работы | Выкладывают рисунки на выставку |
«Осеннее дерево»
Цель: Учить детей рисовать гуашью нетрадиционными методами рисования.
Задачи:
– продолжить знакомство детей с видом нетрадиционной техники рисования «Кляксография»
– закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники рисования, для создания изображения
– развивать творческое воображение у детей
Обучающая:
– формировать умения рисовать;
Развивающая:
– развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы
– развивать воображение, мышление и дыхательную систему.
– с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
Воспитательная:
– Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, творческие способности.
– Воспитывать аккуратность, культуру труда и умение любоваться красотой осенних деревьев
Материалы и оборудование:
Затонированные листы, разведенная гуашь, палитра, трубочки для коктейля,
вода в баночках. (6,27)
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Предварительная работа | Рассматривание осенних иллюстраций, беседы об осени, игры с водой и трубочкой для коктейля «морской бой», выдувание воздуха через трубочку.Осенние иллюстрации, подготовка к занятию, трубочки, краски | Ознакомление, наблюдение | Рассматривание листочков, осенних деревьев | Развитие памяти |
Мотивация | -Дети, вы верите в волшебство?Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете?Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой. | Задает вопросы | Ответы детей | Мышление воображение |
Актуализация знаний | Ребята перечислите времена года.А какое сейчас время года? Какой месяц?А что вам нравиться или не нравиться осенью? | Стимулирует процесс мышления | Дети перечисляют: лето, зима, весна, осеньосеньне нравиться грязь, а нравиться разноцветные листья | Вызвать детей на диалог |
Объяснениепоказ | Ребята мы будем рисовать деревьяс помощью нашей волшебной палочки – трубочки. Сначала мы возьмём ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею не краску, не бумагу. Лист можно поворачивать, создавая ствол. Затем берём салфетку, сминаем её и обмакнув в краску рисуем крону дерева (примакиваем).А для того чтобы рисунок получился красивым нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. | Объясняет, использует наглядные средства | Дети внимательно слушают, смотрят.Наблюдают за действиями воспитателя | Познакомить с новым материалом Развитие дыхания |
Физминутка | А теперь приглашаю вас прогуляться по лесу.Вместе по лесу идём,Не спешим, не отстаём.Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг Вот ромашка, василёк,Медуница, кашка, клевер.Расстилается ковёрИ направо и налевоК небу ручки протянули,Позвоночник растянули. Отдохнуть мы все успели,И на место снова сели. | читаетпоказывает | Ходьба на месте Потягивания – руки в сторонынаклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот- правой ступни левой рукой Потягивания – руки вверх дети садятся | Снятие напряжения, усталости |
Самостоятельная деятельность | – А теперь дети давайте попробуем нарисовать осеннее дерево | Воспитатель помогает детям объяснениямиВовлекает в совместную деятельность | Дети приступают к деятельности | самостоятельность |
Рефлексия | -Что мы с вами рисовали?-С помощью чего мы рисовали?В начале вы сказали, что сейчас время года осень.А какие дары нам приносит осень? | Задает вопросы, рассуждает | Дети отвечают: с помощью волшебной палочки | Развитие памяти, мышления, воображения |
Отрытый конец | Ребята осень приготовила для вас сюрприз. Но сначала нужно отгадать загадку.Фрукт похож на неваляшкуНосит жёлтую рубашкуТишину в саду нарушив,С дерева упала … (груша)Очень хорошоТолько после рисования нужно помыть руки | Вызывает радость, Загадывает загадку | Дети отвечают:груша |
«Дерево в лесу»
Цель: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.
Задачи:
Образовательные:
– Познакомить детей с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи мятой бумаги.
– Формировать умение передавать цветовую гамму.
Развивающие:
– развивать творческое воображение у детей
– развивать творческое воображение у детей
– Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
– Развивать воображение, внимание, память и мышление.
– Развивать дыхательную систему.
Воспитательные:
– Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо-деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.
– Воспитывать аккуратность в работе.
Познавательное развитие:
– Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
– Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
Материалы и оборудование: разведенная гуашь, палитра, трубочки для коктейля, вода в баночках, речной песок на тарелочках, мятая бумага. (2,17)
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Предварительная работа | Экскурсия по осеннему парку.- Рассматривание иллюстраций на тему “осень“ | Ознакомление, наблюдение, рассматривание, объясняет. Отвечает на вопросы детей | Наблюдают, задают интересующие вопросы | Познание |
Мотивация | Скажите пожалуйста, а как называется явление когда Листья жёлтые танцуют, С веток падают, летят. Эту сказку золотую Называют …(листопад) | Загадывание загадки | Отвечают листопад | Развитие памяти |
Актуализация знаний | Ребята, осенью часто дует ветер? Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.Какое сейчас время года?Какой бывает осень?Листья осенью что делают?Птицы осенью?Звери осенью?Молодцы ребята! | Задает вопросы, поощряет детей к высказыванию | Осень.-Золотой, дождливой, тёплой, унылой, радостной, урожайной, солнечной.-Листья осенью желтеют, опадают Улетают на юг Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. | Мышление воображение |
Объяснение показ | Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки-трубочки. (мы уже с вами пробовали на предыдущем занятии) Сначала я возьму ложечкой краску и сделаю кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать, создавая ствол и веточки дерева. Наш рисунок с изображением дерева должен просохнуть, чтобы мы могли нарисовать волшебные осенние листья. А пока мы с вами отдохнём | рассказывает показывает | Внимательно слушают, смотрят | |
Физминутка | Дует, дует ветер, дует задувает Желтые листочки с дерева срывает.И летят листочки кружат по дорожке И бегут по листьям маленькие ножки Мы с тобой гулять пойдём И листочки соберём. | Рассказывает, показывает | -дети покачивают туловищем-движения руками-кружатся-лёгкий бег-шагают-наклоняются, как будто собирают листочки | Развивать мелкую моторику и снимают, напряжение |
Самостоятельная деятельность | Ребята, мы с вами отдохнули, а ваши рисунки уже подсохли…давайте продолжим рисовать наше волшебное дерево!-Чтобы получилось осеннее дерево, какие краски мы будем использовать для рисования листьев? -Правильно. Мы нарисуем листочки с помощью мятой бумаги (берем бумагу, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем, способом оттиска, листочки.Затем дети дорисовывают свои рисунки. | Объясняет, задает вопросы, показывает | Желтый, красный, оранжевый. | Мышление, память |
Рефлексия | Ребята, какие у вас красивые получились рисунки! Молодцы! Мы сегодня многое сделали -кто мне скажет, чем мы занимались? Что нового вы узнали? Что было трудно? Что больше всего понравилось? | Задает вопрос, стимулирующие процесс мышленияКомментирует высказывания | Ответы детей | |
Отрытый конец | Мы сделаем выставку ваших работ. | Предлагает место, где дети могут выставить свои работы | организует |
Раздел 2. Рисование крупой
«Зимний лес»
Цель: Обобщить представления детей о зимних явлениях в природе, учить передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику
Помочь детям освоить нетрадиционную технику рисования крупой манки.
Задачи:
Обучающая:
– учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разнообразие деревьев.
– формировать умения рисовать манной крупой; познакомить с новой техникой рисования (манной крупой и мятой бумагой.)
Развивающая:
– развивать творческое воображение у детей
– с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
– Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
– Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательная:
– Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, творческие способности.
– Воспитывать аккуратность, культуру труда и умение любоваться красотой зимних явлений.
Материалы и оборудование: посылка, презентация «Зима», снежинки, манная крупа, клей, кисточки, ватные палочки, белая гуашь, тонированная бумага. (1,32)
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Предварительная работа | Чтение стихотворенияВот повеял ветерок, холодом пахнуло,Это зимушка-зима рукавом махнула.Полетели с высоты белые пушинки,На деревья, на кусты сыплются снежинки.Композиторы рассказывают о зиме звуками, музыкой. | показ презентации о зиме | Дети слушали, заинтересовывались | Память, приобщение к искусству |
Мотивация | По дороге к вам у ворот детского сада меня встретил Снеговик. У него за плечами была большая сумка с письмами и посылками. И он передал мне одну из посылок. Задерживать его я не стала, уж очень он торопился. Посмотрела я на нее и сразу догадалась от кого она. Думаю, что и вы догадаетесь. К нам пришло одно письмоОчень странное оно.Вместо марок три снежинки,А конверт из чистой льдинки.А письмо не на листке,А на беленьком снежке.-От кого это письмо? А вы любите зиму? За что? Почему?–Ребята, Зима прислала нам свою снежинку. Хотите я открою вам один секрет? Снежинки –это слуги Зимы. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом.- А в какие игры можно играть зимой? -Хотите, немного поиграем со снежинкой, которую прислала нам Зима?Я буду передавать вам снежинку, и у кого в руках она окажется, говорит какой может быть зима -Давайте оставим снежинку у нас и расскажем ей как мы любим зиму.-Зимой можно не только веселиться, но она еще и удивительно красива. Поэты, художники и композиторы чувствуют ее настроение, красоту и по-своему рассказывают о ней. | Вызывает интерес у детей | Внимательно слушают, заинтересовываются от зимыдаПотому что зимой снег, можно кататься на санках, горке, лыжах, коньках, играть в снежки. да в снежки, кататься на санках, конькахснежной, холодной, морозной | Внимание, память |
Актуализация знаний | А с помощью чего могут изобразить зиму художники -Давайте сегодня мы с вами как настоящие художники изобразим зимний лес.-Какие материалы используют художники для рисования Ребята. Рисовать оказывается можно не только красками и карандашами. Нас окружает множество различных предметов, которые мы можем использовать для рисования.-Прежде чем начать рисоватьмы с вами немного отдохнем | Задает вопросы | картин давайте краски, кисточки, мелки, карандаши | память |
Физминутка | Рано утром в парк ходили.Там снеговика лепили.Веселились и резвились.А потом с горы катались.В Таню кинули снежком,В Ваню кинули снежком,Получился снежный ком.Холодно гулять зимой.Побежим скорей домой.-Отдохнули? А теперь садимся за стол | Говорит и показывает физминутку | ШагаютИмитируют лепят снеговика Трут ладошки | Снимают напряжение |
Объяснение показ | Попробуйте на своей крупе нарисовать солнышко пальчиком.– Как вы думаете, долго ли сохранится такой рисунок? Чтобы рисунок дольше сохранился мы будем использовать клей. Как это сделать я вас сейчас покажу.Объяснение работы-Набираем на кисточку клей и рисуем деревья. Клея набираем побольше и рисуем по контуру быстро, чтобы клей не успел высохнуть. Отложим кисточку. Теперь берем из розетки манную крупу и посыпаем ею нарисованные деревья, укутываем их снежком. Чтобы наш волшебный снег хорошенько окутал деревья поиграем с пальчиками. | Объясняет, показывает Поощряет детей к высказыванию | Ответы детей: Нет выражают собственные мысли | Развивает внимание, память, мышление, |
Самостоятельная деятельность | А теперь приступайте к работе, рисованию зимнего леса. | Наблюдает Педагог помогает детям | Дети приступают к работе своих рисунков | самостоятельность |
Рефлексия | Какое время года мы видим на наших рисунках?Что мы изобразили на рисунке? Какие материалы вы использовали при работе?Ребята, а ведь наша снежинка прилетела не одна, с ней ее подружки снежиночки. Одни из них веселые, а некоторые грустные.Ваня, выбери понравившуюся картину и подари ей снежинку.Если тебе понравилась картина, то какую снежинку ты ей подаришь грустную или веселую. | Задает вопросы | Зима Деревья Клей, крупу Ваня выбирает работу и дарит снежинке веселую | |
Отрытый конец | Из наших картин мы создадим альбом и попросим снежинку передать его Зимушке. | Создание альбома | Дети несут работы создавать альбом |
«Весёлое путешествие»
Цель: продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционной техникой изображения (манной крупой.)
Обобщить представления детей о видах транспорта учить передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику
Помочь детям освоить нетрадиционную технику рисования крупой манки.
Задачи:
Обучающая:
– учить детей создавать вид транспорта
– формировать умения рисовать манной крупой;
Развивающая:
– развивать творческое воображение у детей
– Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.
– Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
– Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательная:
– Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, творческие способности.
– Воспитывать аккуратность, культуру
Материалы и оборудование: манная крупа, клей, кисточки, ватные палочки, белая гуашь, тонированная бумага.
Задачи:
– развитие мелкой моторики;
– продолжать учить детей работать с красками;
– развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
– закрепить знания о различных видах транспорта. (6,8)
Материалы и оборудование: альбомный лист с готовым контуром транспорта, тряпочки, баночки с водой, гуашь, кисточки, клей-карандаш, манная крупа в мисочках.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей,выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Предварительная работа | Повторить, рассмотреть виды транспорта | Наблюдать за проезжающими машинами и другими видами транспорта | Высказывают свое мнение | Развивать память |
Мотивация | Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. На чём можно отправиться в путешествие?Сейчас я загадаю вам загадки, попробуйте отгадать. | Вызывает интерес | На машине | Развивается мышление |
Актуализация знаний | Очень быстро в небе мчится Удивительная птица.Ввысь летит на ней пилот.Что за птица?Перед домом на дороге Ждет давно она подмоги.Не залили в бак бензина —Не поехала.Это что за богатырь Вдоль дороги поднял пыль?По асфальту напрямик Едет с грузом.Это что за чудеса:Дует ветер в паруса?Ни паром, ни дирижабль —По волнам плывет.Он грохочет и гудит,Вдаль по рельсам быстро мчит.Много у него колес.Кто же это? | Загадывает загадки | Самолет Машина грузовик корабль Тепловоз | Память, мышление, внимание |
Объяснение показ | Вы отгадали все, все загадки. Ой! Посмотрите, у нас на столе появились к ещё перед вами клей-карандаш и мисочки с манной крупой. Дети вы умеете рисовать манной крупой? картинки. Что нарисовано? | Наблюдает, подсказывает | Нет Да Да конечно | |
Самостоятельная деятельность | А хотите научиться? Это интересно. Берём клей-карандаш и надо намазать всю картинку. Теперь берите манную крупу пальчиками и сыпьте на картинку. Молодцы! Посмотрите, как вы хорошо справились с этим заданием. Пока лист высыхает, давайте чуть-чуть поиграем.После физминутки Вот мы и приехали обратно. Наши рисунки из манной крупы уже высохли и нужно легко встряхнуть их, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Теперь наши самолёты, кораблики, машинки готовы к покраске. Дети самостоятельно выбирают цвет красок и раскрашивают свои рисунки. | Осуществляет показ, объясняет детям, как правильно выполнять задание | Ответы детей Да.Вызывает у детей положительные эмоции Показывает, объясняет Помогает выбирать цвет красок. | Научить, развить творческое воображение, фантазию. |
Физминутка | Дети встают в круг, воспитатель включает музыку. Дети, двигаясь по кругу, показывают любой вид транспорта с помощью движений рук. Самолёт – руки в стороны, машина – руки перед собой крутят воображаемый руль, корабль – руки влево-вправо, вертолёт – руки перед собой делают «вертушку» | Играет с детьми в игру, включает музыку | Играют, показывая виды транспорта | двигаются |
Рефлексия | Какие чудесные работы у вас получились. | Хвалит детей | Вызывает положительные эмоции | |
Отрытый конец | Давайте похлопаем друг другу и улыбнёмся. | Хлопают, улыбаются друг-другу |
Раздел 3 Набрызг
«Метель»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования («набрызг»)
Задачи:
Образовательная:
обобщать и систематизировать представления детей о характерных явлениях окружающей природы, передавая различные состояния погоды, создавая эффект метели
Развивающая:
– развивать умение строить композицию рисунка, устанавливать
закрепить навыки рисования наклонных веток деревьев концом кисти
– развивать творческое воображение у детей
Воспитательная:
побуждать детей к самостоятельности, творчеству, эмоциональному отклику, развивать эстетические чувства (радость, восторг)
Материалы и оборудование: тонированный альбомный лист, акварельные краски, кисти, стаканы для воды и салфетки, зубные щетки, стеки, белая гуашь, репродукции картин.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Предварительная работа | беседа о зиме и её признаках, чтение стихотворений о зиме, отгадывание загадок, слушание музыки, рассматривание зимних пейзажей, предварительные наблюдения на прогулках. | Читает, беседует Загадывает загадки, включает музыку, наблюдают, предлагает рассмотреть картины | Слушают, отгадывают загадки, слушают музыку, наблюдают, рассматривают | Развить чувство к искусствуВнимание, мышление, |
Мотивация | Сейчас ребята мы сядем на стулья и послушаем музыкальное произведение, а вы постараетесь угадать, о чем это произведение Правильно это музыкальное произведение «Метель» | Включает музыку | Садятся, внимательно слушают, представляютОтвечают – метель | Побудить к действию |
Актуализация знаний | Метель – это состояние погоды зимой. Представьте, как красиво на улице, когда метет метель. Снег большими хлопьями кружится по ветру, собирается в сугробы. Но метель в то же время, опасное явление природы. Дети, чем опасна метель?Да действительно это так Чем же писатели и поэты могут передать состояние погоды? Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя;То как зверь она завоет,То заплачет, как дитя То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит,То, как путник запоздалый,К нам в окошко застучит А как художник может передать зимнюю погоду? Рассматривание репродукций картин, в которых отображены подобные явления.Мы сегодня будем художниками и нарисуем картину «Метель».Давайте подумаем, что можно нарисовать?Когда дует сильный ветер и метет метель, что происходит с деревьями? Давайте вместе покажем, как наклоняются деревья Сегодня мы будем рисовать снег новым способом, который называется «набрызг». | Задает вопросы, побуждает детей на ответы, развитие памяти Читает отрывок стихотворения руки-ветки, пальцы-маленькие веточки | если остановиться в дороге – можно замёрзнуть, сбиться с пути словами красками нарисовать картину в парке много деревьев, метёт снег они наклоняются в сторону ветра | развитие памяти, речи, внимания |
Объяснение показ | Для этого нам нужно краски нужного цвета развести в стаканчике с водой, выполняется набрызг краской бледно – голубого цвета. обмакнуть в краску старую зубную щетку. На чистый лист бумаги кладутся шаблоны сугробов, стволов деревьев и самых маленьких крон, затем кроны больших размеров и выполняется набрызг более насыщенного цвета.Положить шаблон наклонного дерева, в сторону. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней расческой по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. | рассказ- воспитателя, как рисовать дерево, показ «набрызга» | Дети становятся вокруг стола воспитателя и смотрят приём рисования | Развивать изобразительные способности детейразвитьтворческое воображение, фантазию. |
Физминутка | Снег-снежок, снег-снежок по дорожке стелется Снег-снежок, снег-снежок белая метелица Снег-снежок, снег-снежок замело дорожки Снег-снежок, снег-снежок тает на ладошке | Читает, показывает | -сжимают и разжимают кулачки-разглаживают руками дорожку-снова сжимают и разжимают кулачки-сжимают и разжимают кулачки-разглаживают дорожку-сжимают и разжимают кулачки-переворачивают ладошку вверх и смотрят на нее | Снять напряжение, стресс |
Самостоятельная деятельность | А теперь дети возьмите щетки, расчески и попробуйте с помощью новой техники нарисовать | Наблюдает, подсказывает, помогает, напоминает | Работают самостоятельно все вместе | Память, воображение |
Рефлексия | В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть и проанализировать рисунки, организовать выставку.Ребята, у вас получились чудесные картины. Что нового мы сегодня узнали? | Рассматривает с детьми рисунки. | снег можнонарисовать новым способом | |
Отрытый конец | Устроим выставку картин, чтобы ими любовались дети и родители нашей группы. |
«День Победы»
Цель: закрепить умения детей с нетрадиционной техникой рисования («набрызг»)
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа.
Развивающие:
– развивать творческое воображение у детей
– развивать художественный вкус, эстетические чувства, фантазию, воображение, интерес к изобразительной деятельности.
– раскрывать творческий потенциал детей.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны.
Материал:
Краски, зубные щетки, бумага, салфетки, кусочки картона, презентация, интерактивная доска, аудиоподборка песен военных лет, песен о ВОВ, проектор. (2,25)
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Предварительная работа | Приближается великий праздник — День Победы. Праздник, напоминающий нам о том, как наши деды и прадеды отстояли собственную страну и помогли остановить огромную опасность, которая грозила всему миру.Мы и я, и вы родились и выросли в мирное время, но о страданиях и горестях, которые принесла это страшная война, нам известно не только из истории, литературы и кинофильмов. Давайте откроем окно. Какие звуки раздаются с улицы?Это хорошие, мирные звуки. Много лет назад был такой же как сейчас теплый солнечный день. И вдруг люди узнали, что на нашу землю напали враги и началась война.Налетели самолеты, приехали танки, пришли солдаты с оружием и сразу все изменилось, на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами.Показ презентации | Использует наглядные, информационные средства рассказывает | Ответы детей: птицы поют, ветер листьями на деревьях шуршит, машина проехала, люди разговаривают | Побудить детей к действию |
Мотивация | Сегодня мы с вами нарисуем «Праздничный салют победы». Но сначала мы немножко отдохнем, поиграем в игру «Сигнальные флажки»Желтый флажок – топаем ногами.Зеленый флажок – хлопаем руками.Синий флажок – замираем на месте.Красный флажок – кричим «Ура!» | Играет с детьми в игру | Слушают, смотрят | Вызвать интерес к занятию |
Актуализация знаний | Ребята, а кто из вас видел салют в праздничные дни? Расскажите о нем.Красоту салюта можно сравнить с волшебными цветами. Очень красиво взлетают вверх огни салюта, вычерчивая узор и образуя разноцветные сверкающие россыпи. | Задает вопросы, | Салют похож на букеты из цветов, на звездочки | |
Объяснение показ | Чтобы салют был выразителен и ярок художники используют контрастные сочетания цветов.Какого цвета листы бумаги приготовили вам для рисования салюта?Листы черного цвета? А как вы думаете, почему именно черные? Салют бывает ночью, когда небо темное, черное. На темном фоне у нас получится яркий красивый салют.А рисовать будем не кистью, а всем вам хорошо знакомым предметом – зубной щеткой. Такая техника рисования называется «набрызг». Смачиваем щетку водой, стряхиваем лишнюю воду, постучав щеткой по краю стаканчика, иначе могут получится большие кляксы. Потом обмакиваем зубную щётку кончиком щетины в краску, направляем щетку на лист бумаги. Маленьким кусочком картона (расчески) проводим по щетине от себя, вот так – со щётки брызнут капли краски.Не бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполните все действия, то брызги краски и воды полетят на работу, а не на вас. | Объясняет, показывает, | Отвечают на вопросы, внимательно слушают, запоминают | развитьтворческое воображение, фантазию. |
Физминутка | Вокруг все было тихо.Встать прямо, руки опустить,И вдруг – салют! Салют! Подмять руки вверх.Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо и там, и тут!.Над площадью, над крышами, Присесть, встать, руки с раскрытыми Над праздничной Москвой пальчиками поднять вверх (2—Зраза).Взвивается все выше Огней фонтан живой.На улицу, на улицу Легкий бег на месте.Все радостно бегут,Кричат: «Ура!», Поднять руки вверх, крикнуть «Ура.Любуются Раскрыть пальчики веером, помахать руками над головой влево-вправо. | Рассказывает и показывает | Дети слушают и повторяют | Развитие мелкой моторики, снятие стресса, напряжение, расслабление. |
Самостоятельная деятельность | А теперь приступим к работе. Самостоятельная работа детей. | Советует, как лучше сделать работу. Педагог оказывает индивидуальную помощь. | Самостоятельно выполняют задание | |
Рефлексия | Ребята, как вы думаете, ваши работы понравятся ветеранам? Может мы им их подарим? | Задает детям вопрос. | Да понравятся.Хорошо, мы согласны. | |
Отрытый конец | В конце проводится выставка работ и их обсуждение |
«Осенние листья»
Цель: Познакомить детей с новым природным материалом для творческой деятельности – осенними листьями.
Задачи:
Образовательная. Обобщение знаний о листве различных деревьев (уметь отличать друг от друга, определять принадлежность к дереву)
Развивающая.
– развитие творческого мышления и воображения при изготовлении поделок из природного материала.
– развивать творческое воображение у детей
Воспитательная.
– воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с природным материалом.
Материал и оборудование: зубные щётки, разные краски (красная, жёлтая, зелёная, коричневая,) силуэты листьев, цветная бумага тёплых тонов. (2,15)
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Предварительная работа | Изготовление листьев из картона.– Оповещение родителей о предстоящем занятии с целью оказания помощи в сборе различных осенних листьев. | Оповещает родителей о предварительной работе | Собирают листья с родителями | Приобщение к природе |
Мотивация | Ребята, я предлагаю Вам сегодня стать маленькими символами осени – маленькими осенними листочками тогда я объявляю сегодняшний день – Днём осенних листочков.Подул ветер, и разлетелись листочки в разные стороны!Сильнее подул ветер, и закружились листочки!Ещё сильнее подул ветер, и полетели листочки!Стих ветер, и листики приземлились на стульчики. | Включает музыку «Шум ветра». | Ответы детей – а как это? дети разбегаются дети кружатся дети бегают дети садятся за столы | Побудить к действию, вызвать интерес. |
Актуализация знаний | Ребята, посмотрите, сколько листиков надул ветер на наши столы. Давайте рассмотрим их.Воспитатель берёт в руки лист рябины.Ребята, от какого дерева этот листик?Правильно, этот листик от рябины.берёт в руки лист берёзы.А этот листик, с какого дерева прилетел к нам? Правильно, этот листик от берёзы. Воспитатель берёт в руки лист дуба.Воспитатель. Ребята, а от какого дерева этот волнистый листик?Воспитатель. Правильно, этот листик от дуба.Воспитатель берёт в руки лист тополя.Воспитатель. А этот маленький листочек от какого дерева? Правильно, этот листик от тополя. Молодцы, все листики узнали. Все листики разные. Они отличаются друг от друга формой. Летом все листики, какого цвета? Правильно, летом все листики зелёные. Но пришла волшебница осень и разукрасила их в разные цвета. Какие?Правильно, ребята. Осенью листики становятся жёлтыми, красными, оранжевыми и даже коричневыми. А что же произойдёт с ними зимой?Воспитатель. Да, ребята, зимой все листики замёрзнут и исчезнут, а нам с Вами останется только вспоминать какие они были. Но у меня есть идея. А давайте сделаем необычное фото листочков на память. Согласны? | Задает наводящие вопросы, побуждает к ответу рассматривает с детьми | Ответы детей. Это листик рябины Это листик березы Это листик дуба Это листик тополя Зеленые Красные, желтые, оранжевые Зимой их закроет снег Да, согласны | Память, мышление |
Объяснение показ | Вот как мы это сделаем. Берем шаблон листочка, начинаем закрашивать желтой, красной, оранжевой краской. Затем после высыхания обмакиваем зубную щетку в краску и с помощью расчески делаем на листочки набрызг. | Объясняет, показывает Осуществляет контроль | Дети внимательно слушают, запоминают, наблюдают за действиями воспитателя | |
Физминутка | Пальчиковая игра «Листики» 1,2,3,4,5 – будем листья собирать.Листья березы, листья рябины,Листики дуба, листья осины,Листики тополя мы соберем,Маме осенний букет отнесем. | Выполняет с детьми пальчиковую гимнастику | массируем каждый пальчик показывают из ладошек букет: запястья соединили, пальцы растопырены в разные стороны | Мелкая моторика |
Самостоятельная деятельность | Приступайте к работе и сделайте свои осенние листочки. Будьте аккуратны и внимательны. | Подсказывает, наблюдает, помогает | Приступают к работе | |
Рефлексия | Какие Вы молодцы, какие яркие листочки у Вас получились! Теперь зимой, когда нам станет грустно, мы всегда можем посмотреть на наши яркие и цветные воспоминания об осени. | Оценивает работы детей | ||
Отрытый конец | Выставка осенних листочков |
Раздел 4. Методические рекомендации по организации непрерывно образовательной деятельности
Весь материал готовится заранее.
1. В соответствии с видом рисования, темой непрерывно образовательной деятельности подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).
2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны, для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.
Для непрерывно образовательной деятельности с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой смоченными водой. (10, 83)
3. Воду для промывания кистей наливают в прозрачные стаканчики, или небьющиеся баночки.
Если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнение воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.
4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.
5. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.
6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах необходимо использовать 18 – 24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.
7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, поставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до непрерывно образовательной деятельности необходимо вместе с детьми проверить в каком состоянии эти материалы.
8. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для непрерывно образовательной деятельности, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или несколько натур. (5, 29)
9. По окончании непрерывно образовательной деятельности организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т.п.).
10. Современные требования к проведению непрерывно образовательной деятельности изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что непрерывно образовательная деятельность закончена, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Мы представили цикл непрерывно образовательной деятельности, направленный на развитие у детей способностей к изобразительной деятельности. В конструктах, которые отражены в работе, подробно описаны цели, задачи, ход непрерывно образовательной деятельности. Существует множество техник рисования, в том числе и нетрадиционные, которые всё чаще применяются в детских садах. Нетрадиционные техники рисования помогают раскрыть способности к рисованию у многих детей. Задача воспитателя на таких непрерывно образовательных деятельностях – правильно преподнести урок, объяснить детям, как и что нужно правильно делать. Ну и конечно, методические рекомендации воспитателям должны быть составлены таким образом, чтобы у воспитателя не возникало трудностей при их изучении, т.е. они должны быть составлены доступным языком и в них должны отражаться последовательно все этапы процесса обучения детей.
Список литературы
Основная литература
1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.
Дополнительная литература
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
4. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005г.
6. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
Интернет ресурсы
7. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий” Анжелика Никитина
8. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Методика рисования в детском саду.