КОНСПЕКТ НОД «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж»

Павленкова Татьяна Николаевна – Учитель – логопед МБДОУ ГБОУ Школа №41 дошкольных групп по адресу: г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, 9
Дата поступления работы на конкурс: 29.08.2017г.

Дифференциация звуков Ш-Ж

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе с логопедическим профилем

Цели:

Коррекционно-образовательные:

– учить детей различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;

– формировать навыки словообразования;

– учить составлять предложения по сюжетной картине с добавлением новых слов, распространяя предложение.

Коррекционно-развивающие:

– учить детей дифференцировать звуки на материале слогов, слов и предложений;

– развивать фонематические процессы;

– развивать навыки звукобуквенного анализа.

– продолжать учить составлять схемы предложений.

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Повторить вслед за логопедом слоги: ЖА-ША-ЖА, ЖУ-ШУ-ЖУ, ШИ-ШИ-ЖА-ЖУ и т.д.

II. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

1. Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.

Мы умеем удивляться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем веселиться.

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. «Игрушки».

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино

И веселый Чиполино.

И котенок, и слоненок,

Раз-два-три-четыре-пять,

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

3. Развитие артикуляционной моторики. Сказка «Веселый язычок».

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы. Как жужжит жук? – Ж-ж-ж-ж. Как шипит змея? –

Ш-ш-ш. Эти два звука мы будем учиться различать.

2. Акустика – артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика (работа с карточками).

Звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, губы округлены, язык в форме чашечки, по середине языка идет теплая воздушная струя, направленная вверх.

Звук Ж – согласный, всегда твердый, звонкий, шипящий, губы округлены, язык в форме чашечки, по середине языка идет теплая воздушная струя, направленная вверх.

IV. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

1. Игра «Скажи наоборот». Песенка «Змеи» – песенка «Жука».

Слоги: Ша-ша-ша – жа-жа-жа, ша-шо-шу – жа-жо-жу, и т.д.

Слова: шитье – житье, нашивка – наживка, Леша – лежа, уши – ужи, шаль – жаль,

Машут – мажут, шар – жар, шутка – жутко, шалить – жалить.

2. Игра «Подарим картинки «Змее» и «Жуку». 

3. Игра «Подарим скороговорки «Змее» и «Жуку».

Тише, мыши, не шумите,

Нашу Машу не будите.

Кошка в окошке подушку шьет,

Мышка в сапожках избушку метет.

Шишки у мишки, у мишки шишки.

У плюшевого мишки еловые шишки.

Мышонку шепчет мышь:

– Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

– Шуметь я буду тише.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу,

Я на ветке сижу!

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу»

Ежику нужен жук на ужин.

Шьет своим ежатам ежик восемь кожаных сапожек:

Каждому на ножки ежиные сапожки.

V. Физкультминутка. «Ушки слушают, глазки обманывают».

(Дети выполняют движения согласно тексту, логопед пытается их «запутать»)

Мы сегодня рано встали и зарядку делать стали,

Руки вверх, руки вниз, влево-вправо повернись,

Руки в стороны, в кулачок, разжимаем и на бочок,

Левая вверх, правая вверх, в стороны, накрест,

В стороны, вниз.

VI.Развитие фонематического слуха. Игра «Кто больше услышит звуков?»

VII. Звуко-буквенный анализ и синтез слова ШИНА.

1. Составление звуковой схемы слова ШИНА (работа с карточками)

2. Выкладывание из букв слова ШИНА.

Вопросы: почему в слове ШИНА после Ш мы слышим звук Ы, а печатаем И? (буква Ш не дружит с буквой Ы, а дружит с буквой И).

VIII. Составление схемы предложения БАБУШКА ВЯЖЕТ. Распространение предложения с добавлением других слов.

БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ ТЕПЛЫЕ ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ.

БАБУШКА ВЯЖЕТ ТЕПЛЫЕ ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ ДЛЯ ВНУЧКИ.

Назовите слово-предмет, слово-действие, слово-признак, дополнительное слово.

IX. Итог занятия, оценка работы детей.

Какие звуки мы сегодня учились различать? Почему звук Ш – глухой, а звук Ж – звонкий?

Урок в лесной школе.

Декорация. Пеньки, школьная доска, дверь из двух елочек, большой пень-стол для учителя. У ежа учителя портфель-очки.

Под знакомую «Польку» звери гурьбой идут через дверь, с окончанием музыки садятся за свои парты. Входит еж-учитель.

Еж: Здравствуйте, дети, садитесь.

(Звери встают)

Еж: Начинаем наш урок, повторять мы будем счет.

       Зая, заинька, скажи, сколько будет два плюс три.

Заяц: Ой, не знаю, ой, боюсь! Почему-то весь трясусь! (трясет лапками, дрожит)

Еж: Отвечать ты должен смело, а робеть – плохое дело!

Два плюс три будет пять – это надо твердо знать! (заяц садится)

Еж: А теперь, ответь, лиса, сколько будет два плюс два?

Лиса перелистывает тетрадь и как бы подсматривает.

Еж: Не подсматривай, лиса! Ты куда косишь глаза?

Надо четко отвечать, не подсматривать в тетрадь.

Сядь, подумай обо всем и ответишь мне потом.

Еж: Мишка косолапый, встань, отвечай скорее нам,

Сколько будет три плюс три.

Медведь стучит лапой по голове, как бы думая, протяжно с ревом.

Вам также может понравиться...
16204