Павленкова Татьяна Николаевна – Учитель-логопед ГБОУ Школа №41 дошкольных групп по адресу: г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, д.9
Дата поступления работы на конкурс: 31.01.2017г.
КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРОФЕССИЙ».
Коррекционно-образовательные цели.
Расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.
Расширение и активизация словаря по теме «Профессии» (труд, профессия, работа, польза, водитель, строитель, учитель, парикмахер, повар, почтальон, швея, художник, капитан).
Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в дательном падеже).
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие связной речи (посредством ответов на вопросы, диалога, общих речевых навыков).
Развитие речевого слуха, зрительного восприятия, внимания; памяти, мышления; артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Воспитательные цели.
Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, уважения к людям труда.
Предварительная работа.
Беседы с детьми о профессии родителей.
Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Профессии».
Изготовление фотоальбома «Все профессии важны, все профессии нужны».
Разучивание стихов о профессиях взрослых на индивидуальных занятиях с логопедом.
Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С.Я. Маршак «Пожар», С. Михалков «А что у вас?», В. Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяк «Мамина работа», К.И. Чуковский «Айболит».
Составление описательных рассказов по теме «Профессии».
Ход занятия.
Под музыку песни «Кем быть?» (музыка Г. Шайдулова, слова Е. Плотниковой) дети входят в музыкальный зал.
Логопед. Ребята, обратите внимание, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Логопед. Скажите, пожалуйста, как называется наша страна? (Россия)
Что можно сказать про нашу страну? (Она большая, богатая, красивая)
А кто делает нашу страну богатой и красивой? (люди труда, люди разных профессий)
Что такое профессия? (Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность)
Что нужно для того, чтобы получить профессию? (нужно хорошо учиться, много знать и уметь, закончить школу, специальное учебное заведение)
Логопед читает стихотворение:
«Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных:
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, строитель.
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю».
Логопед. Я приглашаю вас совершить путешествие в «Страну Профессий». А на чем мы с вами отправимся в путешествие вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Что за чудо – едет дом
И людей так много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
А кто управляет автобусом? (водитель). А кто-нибудь из вас мечтает стать водителем?
Ребенок. Профессия водителя очень увлекательная: мчишься, смотришь, как мелькают леса, поля, города, маленькие деревни за окошком твоей машины. Водитель должен обладать отличной памятью, выносливостью, умением мгновенно принимать решение в сложной ситуации, иметь крепкое здоровье, прекрасное зрение. Профессия водителя – интересная и сложная. Ведь водитель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы не нарушать их и не пропускать дорожных знаков. Поэтому, чтобы стать водителем, нужно учиться.
Звучит музыка Е. Железновой «На автобусе» (цикл «Музыка с мамой»). Дети выполняют движения по тексту песни.
Логопед. А вот и наша первая остановка (открывается занавес. На столе выстроен город из конструктора «Лего»).
Догадайтесь, куда мы приехали, в какой город?
Строитель (воспитатель). Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом.
Логопед. Правильно, перед нами город строителей.
Чтобы построить дом, много мастеров должно потрудиться. Давайте вспомним с вами строительные профессии.
Кто кладет кирпич? (Каменщик)
Кто отделывает стены и потолки? (штукатур)
Кто красит стены и потолки? (маляр)
Кто вставляет стекла? (стекольщик)
Кто сваривает трубы? (сварщик)
Кто работает на подъемном кране? (крановщик)
Кто управляет экскаватором? (экскаваторщик)
А водитель может работать на стройке? (да, он на грузовике привозит на стройку кирпич, бетон, плиты, песок)
Строитель. Молодцы, ребята, вы назвали много строительных профессий. Все эти профессии нужны, чтобы строить прочные, надежные и красивые дома.
Скажите, пожалуйста, какие качества необходимы строителям разных профессий? (физическая закалка, отличное владение профессией, огромное трудолюбие, физическая сила, умелые руки и желание делать нужное людям дело, своим трудом приносить им радость).
Представьте, что мы с вами тоже строители.
Пальчиковая гимнастика «Строители».
Мы строители, мы строим (стучать кулачком о кулачок)
Много мы домов построим.
Много крыш и потолков (загибать по очереди пальцы на обеих руках)
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Много лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье (сжимаем и разжимаем пальчики)
В новом доме новоселье (на слово «новоселье» поднять руки вверх)
Логопед. А как называется дом, если в нем два этажа? (двухэтажный) Пять этажей? Много этажей?
Как называется дом, который построен из кирпича? Из блоков? Из дерева? (кирпичный, блочный, деревянный)
Логопед. Профессия строителя – важная и нужная профессия.
Ну что же, мы отправляемся дальше…
Под музыку Е. Железновой «На машине» (цикл «Музыка с мамой») дети совершают круг по музыкальному залу.
Логопед. Мы остановились с вами у салона красоты (на экране показывается слайд с изображением салона красоты). Кто работает в салонах красоты?
Дети. Парикмахеры.
Логопед. А кто-нибудь из вас мечтает стать парикмахером?
Ребенок. Моя мама работает парикмахером, и я тоже хотела бы стать парикмахером. Для работы ему нужны ножницы, расчески, фен, зеркало. Парикмахер – очень интересная и творческая профессия, так как он придумывает разнообразные прически. Парикмахер должен обладать крепким здоровьем, ведь ему приходится целый день проводить на ногах. Парикмахер должен быть внимательным, вежливым, своей работой доставлять людям радость.
Парикмахер все умеет:
Хочешь – наголо обреет,
Или челку уберет,
Иль височки подравняет –
Как захочешь подстрижет.
Он свою работу знает,
Кто подстричься хочет, тем
Он поможет без проблем.
Логопед. Профессия парикмахера – важная и нужная профессия.
Под музыку Е. Железновой «На машине» (цикл «Музыка с мамой») дети совершают круг по музыкальному залу.
На экране появляется слайд с изображением школы.
Логопед. Новая остановка – «Школа».
Ребенок читает стихотворение:
«Скоро в школу я пойду,
Там друзей себе найду,
Научусь читать, писать,
Быстро правильно считать,
Я таким ученым буду,
Но свой садик не забуду».
Логопед. Кто учит детей в школе? (учитель). А кто из вас мечтает стать учителем?
Давайте послушаем рассказ о профессии учителя.
Ребенок. Учитель – очень нужная и почетная профессия. Наши бабушки и дедушки, мамы и папы тоже сидели за партой, получали отметки в дневник. Чтобы стать учителем, нужно много учиться самому: ведь учитель должен передать ученикам свои знания, сделать свои уроки интересными, а объяснения – понятными. И, конечно же, учитель должен любить своих учеников.
Учитель научит решать все задачи,
Терпенье и знанья его велики,
Хороший учитель – большая удача,
Всю жизнь его помнят ученики.
Учитель предлагает детям поиграть в игру «Буквы» (показ слайдов с изображением букв).
Учитель (логопед). Я буду показывать букву, а вы называйте профессии на эту букву.
А – актриса, адвокат, агроном, архитектор, авиадиспетчер, автослесарь.
Б – библиотекарь, бухгалтер, бизнесмен, балерина, банщик.
В – врач, ветеринар, водолаз, воспитатель.
Д – диктор, дирижер, дрессировщик, дизайнер, депутат.
К – кинолог, кассир, клоун, композитор, космонавт, кондитер.
М – медсестра, машинист, модельер, музыкант.
П – повар, парикмахер, пожарный, портниха, почтальон, продавец.
С – садовник, сварщик, спасатель, стоматолог, следователь, судья.
Э – электрик, энергетик, экскурсовод, эколог.
Ф – фокусник, фотограф, фермер, фармацевт.
Учитель. А теперь давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о труде и расскажем, что они означают.
Пословицы и поговорки о труде:
– Без труда не вытянешь и рыбку из пруда (Без труда ничего в жизни не добьешься. Не потрудившись, не сможешь получить желаемое).
– Без топора – не плотник, без иглы – не портной. (Без орудия труда и умения им владеть нельзя называться мастером).
– В труде рождаются герои. (Только испытание и трудности закаляют и воспитывают героев).
– Дело мастера боится. (Опытный мастер справится с любым делом. В умелых руках дело пойдет на лад).
– За всякое дело берись умело. (За любое дело нужно браться с умом, зная, как оно делается).
– Кончил дело – гуляй смело. (Закончил работу – можешь отдыхать).
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. (Трудолюбивый человек всегда найдет себе занятие).
– Кто пахать не ленится, у того хлеб родится. (Кто много работает, тот не будет бедствовать).
– Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава. (Иногда лучше не делать дело, чем сделать его плохо).
Звенит звонок.
Логопед. Закончился наш первый урок. А сейчас – перемена.
Ребенок. Где музыка – там танец, мы будем танцевать.
Ведь танцем, что угодно, мы можем передать:
И шутку, и тревогу, и сказку, и рассказ,
Чтобы доставить радость всем людям здесь сейчас.
Логопед. Музыкальная пауза.
Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, песня «Часики идут». Дети выполняют музыкально-ритмические движения.
Логопед. Скажите, пожалуйста, кто с утра в столовой нашей варит суп, компот и кашу? (Повар). Расскажите о профессии повара.
Ребенок. Повар – важная и нужная профессия. Профессию повара выбирает человек, который любит готовить, проявляет при этом фантазию, выдумку. Многие повара сами придумывают новые блюда. Повар должен обладать великолепной памятью, он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры к котлетам, курице, рыбе, мясу. Повар должен уметь красиво оформлять любое блюдо: и салат, и торт, чтобы было аппетитно и вкусно.
Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд,
Спасибо скажем им за это –
Быть поваром – нелегкий труд.
Игровой танец под песню «Варись, кашка» (музыка Е.Шашина, слова Н.Кузьминых).
Звенит звонок.
Логопед. Прозвенел звонок – начинается урок.
Викторина «Мышонок Профи приглашает в мир профессий» (на экране появляется слайд с изображением 4 предметов. Дети определяют, человеку какой профессии нужны эти предметы: художнику, повару, швее, капитану, почтальону).
Игра «Я загадаю, а ты отгадай» (логопед загадывает загадки о профессиях. Дети отгадывают загадку, на экране появляется слайд с изображением профессии-отгадки).
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет,
Кто же он, скажи?
(Пилот)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник –
Делает нам стулья …
(Плотник)
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой,
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой?
(Дворник)
Кто движеньем управляет?
Кто машины пропускает?
На широкой мостовой
Машет жезлом …
(Постовой)
Тонкой палочкой взмахнет –
Хор на сцене запоет,
Не волшебник, не жонглер,
Кто же это?
(Дирижер)
Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль-один» мы наберем,
Его на помощь позовем.
(Пожарный)
Интерактивная игра «Исправь ошибки» с использованием слайдов.
Художник измерил температуру,
Строитель на флейте красиво сыграл,
Доктор кирпичную стену построил,
Повар картину нарисовал,
Музыкант сварил очень вкусные щи,
Ошибки мои ты скорей отыщи.
Дети исправляют ошибки и проговаривают предложения.
Доктор измерил температуру,
Музыкант на флейте красиво сыграл,
Строитель кирпичную стену построил,
Художник картину нарисовал,
Повар сварил очень вкусные щи.
Логопед. Ошибки исправлены, вы – молодцы!
А сейчас мы с вами покажем сценку «Кем быть?»
Сценка «Кем быть?»
Логопед. Дни и месяцы идут,
Дети все растут, растут,
Выросли большие – вот какие.
Стали они вслух мечтать,
Кем хотели б в жизни стать.
1 Ребенок. Я буду врачом, ведь врач – самая главная профессия, потому что он лечит людей.
2 Ребенок. А я буду строителем, ведь строитель главнее врача. Он строит больницы.
3 Ребенок. Нет, повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать.
4 Ребенок. Значит, главнее повара – продавец. Если он не продаст продукты, то повар не приготовит обед.
5 Ребенок. А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?
1 Ребенок. Его вылечит врач.
6 Ребенок. Так кто же тогда главнее?
Логопед. Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии важны, потому что они приносят пользу людям. А чтобы овладеть профессией, от человека требуется упорство, дисциплина, умение, знание, трудолюбие.
Сегодня много мы узнали,
Как вы все точно рассказали,
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Сколько их – не сосчитать.
Обо всех не рассказать.
Только важно, очень важно
Человеком в жизни стать.
Под музыку песни «Кем быть?» (музыка Г. Шайдулова, слова Е.Плотниковой) дети выходят из музыкального зала.
Авторы:
Павленкова Татьяна Николаевна, учитель-логопед первой квалификационной категории.
ГБОУ «Школа №41 имени Г.А. Тарана. Дошкольные группы» по адресу: ул. 2-ая Рейсовая, д.9.
Список использованной литературы:
1.Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логопедической группе. / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 160с.
2.Коноваленко В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с. – (Практическая логопедия).
3.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352с.
4.Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003. – 240с.
5.Шалаева Г.П. Большая книга профессий / Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.