Михайлова Елена Владимировна – Воспитатель МДОУ «Детский сад №106» г. Саратов
Дата поступления работы: 05.12.2018г.
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи в подготовительной группе»
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, создать условия для формирования звуковой культуры речи.
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с предложением, с правилами его обозначения.
2. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
4. Закреплять умение делить слова на слоги.
5.Активизировать речь детей.
6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
7. Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию педагога, умение выслушивать ответ товарища.
Материал демонстрационный и раздаточный: карточки для звукового анализа, фишки синего, зеленого и красного цвета, картинки, схемы предложения.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
1) Приветствие: – Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
Улыбнёмся мы друзьям,
Улыбнёмся мы гостям.
На занятии не зевать,
На все вопросы отвечать.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
В: – О чем это стихотворение?
– О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы продолжим учиться различать звуки, качественно их характеризовать, делать звуковой анализ слов, придумывать предложения и строить схемы к ним.
2. Работа с предложением.
В: – Заканчивается осень. Давайте вспомним, какая она была.
Д/и «Укрась слово «Осень» – подобрать прилагательные к слову «осень».
В: Ребята, вы перечислили много отдельных слов, а из слов можно составить предложения. Наша речь состоит из предложений.
Что такое предложение?
Какие бывают предложения? (Большие и маленькие)
Из чего состоят предложения? (Из слов)
Сколько может быть слов в предложении? (Одно, два, много)
Давайте составим предложения по сюжетным картинкам, картинкам – схемам.
Далее дети придумывают предложения и выкладывают на столе схемы предложения (можно отхлопать количество слов в предложении).
3. Звуковой анализ слов.
В: предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (Из звуков)
Какие звуки бывают? (Гласные, согласные твердые, согласные мягкие)
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
В: – Итак, ребята, мы с вами знаем, что, звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Как на схеме обозначаются звуки? (Фишками красного, синего и зеленого цвета).
Д/и «Где спрятался звук?»
В: – Итак, я называю вам слово, а вы определяете, в какой части слова (в начале, середине, конце) находится звук. Используем звуковую схему с окошечками (маЛина, Лимон; автобуС, Самолет и т.д.)
Настольная игра «На какой звук начинается слово» – работа в парах.
Игра «Цепочка слов» – развитие фонематического слуха.
Дети должны придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова (игра проводится с помощью мяча, который перебрасывают дети друг другу).
Совместная работа с воспитателем – звуковой анализ слова по карточке – картинке – ГРИБЫ.
Физминутка «Солнце спит и небо спит»
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево – вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыше (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
4. Определение количества слогов в слове.
В: – Из чего состоит слово? (из слогов). А как определить, сколько слогов в слове? (Надо посчитать гласные).
В: – Правильно, ведь мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игра «Поймай слог» – развитие слухового внимания и его быстроты.
воспитатель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например: па– папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Раздели правильно» – развитие умения делить слова на слоги.
Воспитатель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Используем дидактическую игру «Паровозик» – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Воспитатель предлагает поместить картинки в паровозик. Нужно определить, сколько слогов в названии. Если один слог, то помещаем в паровоз с одним окошком, если два слога, то с двумя окошками и т.д.
Итог занятия.
– Чем мы сегодня занимались?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Какое из заданий больше понравилось? Что вызвало затруднения?
– Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.