Чепрасова Галина Максимовна – Воспитатель МДОУ №3 «Сказка» г. Дмитров, Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 20.09.2020г.
Конспект беседы с детьми старшего возраста «Вот и осень пришла»
Цель:
Закрепление знания у детей о представлении характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения. Продолжить развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материалы: иллюстрации с изображением осени.
Предварительная работа: наблюдение за погодой на прогулке, беседа об осени, рассматривание альбома «Осень», словесная игра «Да или нет».
Ход беседы:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я загадаю вам загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем беседовать:
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
«Что за время года?» — спросим.
Дети:
Это осень.
Воспитатель:
Правильно мы сегодня будем говорить об Осени. Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.
Дети: Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:
Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени.
За сентябрем, пришел октябрь – «Семь погод на дворе». За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит.
Воспитатель:
Как еще называют месяц октябрь?
Дети:
Листопадом.
Воспитатель: предлагает выполнить пальчиковую гимнастику
«Осенние листочки»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу пальчиками.)
Воспитатель:
Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый. Он соединяет глубокую осень с зимой.
Воспитатель: предлагает выполнить физминутку.
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя)
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Воспитатель:
Расскажите, какая бывает осень?
Дети:
С наступлением осени солнце начинает светить не так ярко, становится прохладнее и листьям меняют цвет. Люди начинают одевать теплую одежду: шапки, куртки, ботинки. Осенью начинают идти дожди. Птицы улетают в теплые края. В лесу появляются грибы, которые собирают не только люди, но и животные: ежи, белки, так они запасаются на зиму. Осенью люди начинают собирать урожай.
Воспитатель:
Молодцы. Отгадайте еще одну загадку:
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский.
Дети: Листопад.
Воспитатель:
Правильно. Ребята, а вы знаете почему деревья сбрасывают листья?
Дети:
Они так готовятся к зиме.
Воспитатель:
К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные вещества дерево забирает, а от вредных веществ избавляется, сбрасывая листву. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.
Воспитатель:
Как деревья сбрасывают листья?
Дети. Ветер срывает.
Воспитатель:
Ребята давайте с вами вспомним народные приметы осени.
Дети:
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Воспитатель: проводит словесную игру «Да или нет».
Игровое правило. Если вы согласны с высказыванием, скажите: «Да-да-да», если нет – «Нет-нет-нет».
— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, дружно хором отвечайте!
1. Осенью листопад, листья падают, летят. (Да-да-да.)
2. Осенью на речку пойдём, и купальник мы возьмём. (Нет-нет-нет.)
3. Поздние цветы собираем, букеты составляем. (Да-да-да.)
4. Ёлочку украшаем, праздник ожидаем. (Нет-нет-нет.)
5. Листья осенью желтеют. (Да-да-да.)
6. Осень наступила, потому что листья пожелтели. (Нет-нет-нет.)
7. Дождь на улице пошёл, потому что я с зонтом. (Нет-нет-нет.
8. Зонт с собой берём, потому что дождик ждём. (Да-да-да.)
9. Дождик только осенью бывает. (Нет-нет-нет.)
10. Листопад только осенью бывает. (Да-да-да.)
Воспитатель:
Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.
Воспитатель: читает отрывок стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель:
Ребята, о чем мы с вами говорили? Мы с вами вспомнили, что осень бывает разной. Спасибо, что ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. Вы показали себя настоящими знатоками природы! Мне очень понравилось с вами беседовать.