КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР»

Михайликова Екатерина Васильевна – Воспитатель МОУ детский сад №309 Красноармейского района города Волгограда
Дата поступления работы: 23.04.21г.

Формирование правильной разговорной речи у детей дошкольного возраста через организацию сюжетно – ролевых игр

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.                                                                                    

Игра – это не только обязательная принадлежность детства, но и средство формирования речи детей дошкольного возраста. С игрой он познает весь окружающий его мир. Поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитие речи ребенка, его воспитании и взрослении. Планомерная, целенаправленная, систематическая организация сюжетно- ролевой игры позволяет повысить полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сенситивный период развития. 

Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Речевые недостатки детей это: грамматически неправильное построение фразы. Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми. В детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.         

Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате, а в самом процессе. Игра выступает как важное средство воспитания. Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста. Отличительная особенность сюжетно – ролевой игры в том, что создают ее сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер.

Основные черты сюжетно – ролевой игры:

• Эмоциональная насыщенность и увлечённость детей;

• Самостоятельность;

• Активность;

• Творчество.

Главной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается.                                                                                   

Сюжет игры – эта та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Условно сюжеты делятся:

• Бытовые (игры в семью);

• Производственные, отражающие профессиональный труд (больница, магазин, парикмахерская и т. д.).

• Общественные (игры в празднование дня города, полёт на Луну, празднование дня рождения и т. д.).

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.                                          

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Игра ребёнка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений. Воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.                                                                               

Сюжетно – ролевую игру нужно планировать по следующему алгоритму:

1. Выбор темы. Выбор игры, которую мы включаем в коллективную деятельность, определяется конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

3. Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребёнку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.

4. Распределение ролей.

5. Начало игры. Важно позаботиться о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

6. Сохранение игровой ситуации. Воспитатель должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре не разрушать воображаемую ситуацию; обыгрывать любое дело детского коллектива меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.

7. Завершение игры. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.

Но не всякая игра положительно влияет на речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра, хотя и активизирует речь, но не всегда сопутствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случае переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых ранее складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного значения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей. Сюжетно-ролевые игры дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика, в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

В старшем дошкольном возрасте предметная среда, часто является стимулом к выполнению игровых действий, формированию замысла. В старшем дошкольном возрасте необходимо обеспечить динамичность среды в соответствии с игровым замыслом (возможность приспосабливать, передвигать мебель), т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство. Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога – эти вопросы были новыми.           В результате проделанной методической работы по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, мы получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности. У нас повысился интерес к методической литературе, к новым знаниям.                                                                                                                 

С целью повышения уровня педагогической культуры родителей нами было проведено родительское собрание «Игра – не забава». Для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома использовалось анкетирование родителей.

Чтобы научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры мы использовали наглядный метод. Когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах и явлениях, но и, в большей степени, на людях, их взаимоотношениях, трудовых действиях, то игра легко возникает, и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания.

Например, после наблюдения за работой медсестры и врача в детской поликлинике, намного пополнило игровые действия в игре «Больница». Если до этого дети только делали уколы, ставили градусники, «слушали» кукол фонендоскопом, то после – шли «на прием», ожидая своей очереди, тихо переговаривались с другими «мамами» о своих сыночках и дочках, оставляли детей в больнице, навещали их и т.д. «Врач» при этом выписывал не только рецепты, но и учил больных мыть овощи и фрукты перед едой, не брать немытыми руками пищу. Очень важную роль сыграло вовлечение воспитателя в игру. Вначале педагог играл роль врача, у него была медсестра, которая исполняла указания педагога – «врача»: «Измерь температуру больного. Выпиши направления на анализ крови» и т.д. Дети прислушивались к тому, как «врач» разговаривал с больными. После они сами играли все роли. Когда возникала необходимость, воспитатель уже в другой роли входил в игру.

Обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности развивает сюжетно-ролевую игру. Этому способствовали – посещения музея, библиотеки; прогулки в природу; экскурсии на стройку, в банк; наблюдения, беседы, обсуждения. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. В этом случае педагоги помогали перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры. Так появились в группе новые игры: «банк», «дизайнеры», «автосалон». В таких играх знания детей обогащались представлениями об окружающей социальной среде, расширялся их кругозор, развивались навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности.

Далее перед нами стояла задача разработки и проведения сюжетно-ролевых игр, сюжет которых вызвал бы у детей группы наибольшую заинтересованность. Самая любимая детская игра – это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную». Для начала, мы распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие «семейные» игры, как «Маленькие помощники», «Приглашаем к столу», «Готовимся к празднику» и др.

Кроме традиционных сценариев, при разработке сюжетно-ролевых игр мы использовали и другие сценарии. Например, мы знаем, что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. Или поиграть в игру «Аэропорт». В этой игре дети распределяли между собой роль пилота, диспетчера и стюардессы. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях. Подводя итоги, проведенной работы нами была организована и показана воспитателям других групп ДОУ и родителям сюжетно-ролевая игра «Почта», «На помощь доктору Айболиту!».

Итак, проведенная работа позволила сделать следующий вывод: расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире повысили интерес детей к совместным играм, создали благоприятную почву для развития сюжета игр и для создания правильной разговорной речи у детей дошкольного возраста.

Вам также может понравиться...
15801