Митрофанова Анастасия Николаевна – Воспитатель 1 кв. категории МДОУ №14 «Сказка» г. Тутаев, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 09.04.2017г.
Консультация для педагогов «Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста как одно из направлений здоровье сберегающих технологий»
«Здоровье-это та вершина, на которую человек должен подняться сам»
И. Брехман.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне), которые способствуют эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев.
Задача нас педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
“Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств”.
Цель работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
– Придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
– Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
– Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.
– Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
– Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
– Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.
Применительно к ребенку:
– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
– знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его;
– валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
– умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь.
Применительно к взрослым –
– содействие становлению культуры здоровья.
– валеологическое просвещение родителей.
Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:
– непосредственно организованную деятельность;
– организацию игр;
– общение;
– художественно-речевую деятельность;
– изобразительную деятельность;
– познавательно-практическую деятельность;
– максимальное использование наглядности.
Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме: эксперименты, проблемные ситуации.
– со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха;
– глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами;
– при работе с утюгом – различные виды тканей.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
– приобщение детей к физической культуре;
– использование развивающих форм оздоровительной работы.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду, в которой должны быть атрибуты, символика, терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Результаты внедрения технологий по обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности.
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ с организациями физкультурно-оздоровительной работы.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
6. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.