Долгих Екатерина Владимировна – Воспитатель МОУ «Детский сад №229 Советского района Волгограда» г. Волгоград
Дата поступления работы: 22.04.2018г.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через дидактические игры
Духовно – нравственное воспитание дошкольников – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу.
Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Игра, ведущая деятельность дошкольника в детском саду и имеет важнейшее значение в формировании личности. Любой вид игры оказывает влияние на духовно-нравственное развитие дошкольника.
Использование дидактических игр в духовно-нравственном воспитании: у дошкольников формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Дидактические игры помогают формировать у дошкольников чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. «Узоры родного города», «Не ошибись», «Путешествие по городу», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» «Помоги дедушке и бабушке», «Доброе сердце», «Поможем Федоре», «Добро и зло».
Такие дидактические игры способствуют развитию таких ценностей как уважение к старшим, любви и доброты.
Дидактическая игра «Поможем Федоре».
Дидактическая задача: учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.
Игровая задача. Помочь Федоре.
Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.
Ход игры.
Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из сказки К. Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.
Федора.
От меня сбежали ложки,
От меня сбежали блюдца,
Все знакомые, соседи
Надо мной теперь смеются.
Помогите мне, покуда
Не сбежала вся посуда.
Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть посуду?
Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?
Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (ответы детей). Вам жалко Федору? (жалко). Почему? Она сама во всем виновата? (ответы детей). А когда вы за нее порадовались? (когда в доме она навела порядок). Какая сначала была Федора? (дети показывают злую, неопрятную Федору). А какая Федора стала потом? (дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору). Посмотри, Федору, как наши дети соблюдают чистоту.
«Доброе сердце»
Задачи:
1. формировать у ребенка способность к сопереживанию
2. умение отзываться на горе и радость других людей
3. Воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к детям
Оборудование: сердце из картона в середине вырезанное окошечко
Правило и ход игры:
Воспитатель рассказывает сказку о добром и злом волшебнике. Давным-давно жили да были на свете Добрый Волшебник и Злой Колдун. Добрый Волшебник творил Добрые Дела, Злой Колдун злые деяния. Люди любили Доброго Волшебника и боялись и ненавидели Злого Колдуна. Добрый Волшебник помогал людям, Злой Колдун вредил. И если Злой Колдун насылал засуху, то Добрый Волшебник вызывал Дождь. В своих молитвах Добрый Волшебник обращался к Светлым Силам, а Злой Колдун к Силам Тьмы. Но люди не знали, что Добрый Волшебник и Злой Колдун приятели. Они частенько собирались либо в Светлой Башне Доброго Волшебника, либо в Черном Замке Злого Колдуна и играли в игру. И тот, кто выигрывал, получал право сделать что-нибудь. Доброе, если побеждал Добрый Волшебник и злое, если побеждал Злой Колдун. А так как играли они примерно на одном уровне, то добра и зла в мире было примерно одинаково. Но вот однажды Добрый Волшебник побеждал чаще, и разозлил злого. И когда злой волшебник победил, он превратил сердце доброго в камень. И чтобы исцелить доброго волшебника люди должны стать добрее внимательнее, без помощи волшебства.
И детям дается задача. Разрушить камень своими добрыми словами, сочувствием, добрыми поступками. Только тогда сердце доброго волшебника оживет.