КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ГРУППАХ»

Михайлова Елена Владимировна – Воспитатель МДОУ «Детский сад №106» г. Саратов
Дата поступления работы: 31.03.18г.

Консультация для педагогов

 «Организация дидактических игр экологической направленности в группах»

Выбранная тема «Организация дидактических игр экологической направленности в группах» важна по целому ряду причин:

1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

2. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие в процессе игры, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

3. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, а усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики.

При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

– дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

– дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

– в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

– о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

– о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

– о человеке как части природы.

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1) опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
2) следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3) поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4) постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5) конкретно и четко объяснять правила.

Активизируя умственную деятельность всех детей при выполнении задания целесообразно одновременно предлагать им анализировать действия и ответы одного ребенка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Все это способствует развитию доказательности детской речи, что и требуется для точного выполнения задания.
Дидактическая игра позволяет наглядно и убедительно продемонстрировать детям экологические закономерности, объяснить суть которых другим способом весьма затруднительно. Дети любят играть, они с удовольствием много раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Ребенок действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения. Если младшие дети способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду, то старшие дети могут сравнивать объекты природы, классифицировать по признакам, оценивать состояние животного, растений, деятельности человека в природе, воссоздавать образ по части. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Виды дидактических игр:

1. Игры с природным материалом

2. Настольно-печатные игры

3. Словесные игры

    Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, рас­тениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких иг­рах уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Игры с природным материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Дидактические игры – наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.

    Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.

    Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх, прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остается зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.         

   Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.

Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.

  Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.

       Однако, проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи.

   Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму) и все детали.

    Можно выделить два типа дидактических игр с природным материалом:

бессюжетные и сюжетные. 

   Игры, в которых все дети выполняют одно-два однородных действия, относятся к бессюжетным. Если же в игре действия согласно ее правилам выполняются соответствующими участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный сюжет, то это игры сюжетные. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Поэтому рекомендуется проводить их с детьми старшей и подготовительной к школе группе.

   В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем знаний в соответствии с программой.

Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая, – летом и осенью.

   Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.

   Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.

Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систе­матизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явле­ниях неживой природы.

Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для за­крепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.

Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников, развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры). Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Дидактические игры используются на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.

    Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи.

    Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей.

Требования к играм экологического содержания.

    Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. (Игры по возрастам)

    Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. (Преемственность)

    Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. (Игры по сезонам)

    Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольника, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой, имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии. (Диагностика)

Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

  • специфических характеристик;
  • тематического распределения содержания;
  • формы организации и меры регламентации;
  • направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Творческие игры:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • строительные.

Игры с правилами:

  • дидактические;
  • подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

  • игры на тему «Живая природа»;
  • игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

  • самостоятельную игровую деятельность ребенка;
  • совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

  • сенсорно-моторные;
  • предметные;
  • игры с перевоплощением;
  • социальные;
  • соревновательные.

По тематике:

1. «Где живая и неживая природа?»

2. «Соседи по планете» (Живая природа.)

3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»

4. «Кому где нравится?», «Кто, где живет?»

5. «Что где растет?»

6. «Кому что нужно?»

7. «Что такое?», «Кто такой?»

8. «Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы)

9. «Почему мы такие разные?»

10. «Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе)

11. «Мы все нужны друг другу»

12. «Природно-рукотворное»

Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием.

При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому необходимо строить педагогический процесс экологического образования таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты. Следует так же учитывать её связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры, различные лото, разрезные картинки.

Используются так же подвижные игры, сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик» дети подбирают домик или пару с прикрепленным к ним листочкам, аналогичным по цвету или форме тому, который был выбран. Эти игры удобны тем, что их можно проводить как с группой детей, так и с подгруппой.

Направление педагогического руководства работой по ознакомлению детей с живой и неживой природой посредством дидактической игры.

Создание         предметного игрового пространстваОпределение места дидактической игры в педагогическом процессе ознакомления с живой и неживой природойПедагогический отбор и анализ дидактических игр для ознакомления с живой и неживой природой
 
1. Игровая среда.2. Игровой материал.3. Предметы природы.1. Усложнение дидактических задач и содержание игр.2. Содержание различных вариаций дидактических игр.3. Включение новых игр.1. Связь с трудом детей в природе.2. Связь с наблюдением в уголке природы и на участке.3. Связь с занятиями по ознакомлению с окружающим.

Распределение игр по дидактической задаче.

Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями и животными их можно распределить на группы по дидактическим задачам.

Игры на распознание растений и животных

Игры на сравнение растений и животных

Игры на группирование растений и животных по какому-либо признаку

Игры на формирование нравственных позиций ребенка

Игры на установление связей и зависимостей в природных явлениях

    Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.

Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям изменениям и многообразию.

    Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

   Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

     Важными условиями реализации целей и задач экологического воспитания является признание необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для экологического развития у детей. Специфика экологического воспитания определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является целостность процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Таким образом, в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Вам также может понравиться...
15417