Лысова Надежда Владимировна – Старший воспитатель МКДОУ №190 г. Киров
Дата поступления работы: 04.07.2023г.
Консультация «Трудовое воспитание в ДОУ»
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд – это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:
Великий педагог Сухомлинский писал: «Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» (А. С. Макаренко).
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в его жизнь входит не однообразно, скучно, навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.
Рабочая программа воспитания ДОУ гласит (одно из шести направлений воспитания – трудовое направление воспитания):
«Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны».
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания:
1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, а также познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач необходимо сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
– показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
– воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
– предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
– собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
– связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
• принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• принципа развивающего образования (системности и последовательности);
• принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
• принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Можно выделить следующие виды труда в ДОУ:
• Самообслуживание
• Хозяйственно-бытовой труд
• Труд в природе
• Ручной труд
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).
Хозяйственно-бытовой труд (предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности).
Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде).
Ручной труд (развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Ручной труд требует умения владеть ножницами. Поэтому он вводится со старшей группы. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. В этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.
Для успешной деятельности в данном направлении можно выделить следующие формы работы:
– проектная деятельность,
– коллективный труд,
– дежурства,
– трудовое поручение,
– игровое упражнение,
– ситуации,
– акции,
– волонтёрство,
– чтение книг, поговорок, пословиц и их обсуждение,
– встречи с интересными людьми,
– знакомство с профессиями родителей,
– уход за растениями,
– уход за питомцами,
– ремонт книг,
– изготовление приглашений и другие.
Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд.
Трудовая деятельность дошкольников реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением.
Можно объединить оборудование по видам труда:
– в природном уголке – лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления;
– в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, иглы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий;
– для хозяйственно – бытового труда – щеточки и совки, фартуки, тазики, подносы;
– для дежурных по столовой – фартуки, косынки, колпаки или пилотки.
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда, поэтому нужно приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда должно содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находится под руками.
Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, ли другими словами знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий через дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы и просмотр иллюстраций и альбомов, а также совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности).
Так для обогащения представлений детей о профессиях можно создать картотеку сюжетно-ролевых игр, организовать экскурсии.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию гласят: забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.
Немаловажной в трудовом воспитании остается роль родителей. Именно от них в значительной мере зависит, будет ли трудолюбив ребенок, научится ли он ответственно относиться к любому, даже не очень привлекательному, но нужному делу, будет ли сопереживать, и содействовать тому, кто трудится рядом. Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением, относящимся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
Подводя итог, отметим, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышлением, а также опрятностью и умением себя обслужить.