КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТРУДНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

Горбунова Елена Викторовна – Учитель – логопед ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 14.01.18г.

Трудности в образовательной работе с детьми.

Появление трудностей в развитии ребенка зависит непосредственно от способности ребенка к саморегуляции.

Кроме того, трудности и их появление обусловлены процессом освоение детьми особых содержаний, связанных со знаково-символической функцией. Развитие способностей может осуществляться в значительном для ребенка смысловом пространстве, обеспечивающем возможность создания и реализации собственных замыслов (развитие «пассивной» и «активной» мотивации), и ведет к становлению у детей произвольности и осознанности в поведении.

Можно выделить следующие группы трудностей:

1. Трудности в овладении средствами решения умственных задач.

2. Трудности в эмоциональной сфере (мотивационные).

3. Трудности регуляторные (в управлении своим поведением).

Пропедевтическими направлениями для подготовки ребенка дошкольного возраста к будущему обучению являются: становление умственных способностей в процессе овладения звуковой стороной речи и произвольные движения рук и пальцев.

Первое направление — развитие возможностей детей в звуковой культуре речи: управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонематического восприятия ребенка. Сначала дети знакомятся с отдельными звуками окружающего мира. Затем, подражая различным персонажам, они учатся правильно произносить гласные звуки и некоторые согласные. Способы для усвоения звуковой культуры речи задаются взрослым ребенку, который пытается подражать. Речь взрослого становится эталоном, звукосочетание произносится не нормативно, гласный звук выделяется дополнительно голосом, что и подготавливает к интонационному выделению любого звука в слове- способу естественного моделирования речевого звука. Постепенно дети знакомятся с миром слов, начинают их сравнивать, измерять; учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук, подбирать слова с определенным звуком и акустически (без объяснения) различать твердые и мягкие согласные звуки.

Основной задачей является овладение способом интонационного выделения звука в слове -протяжное или подчеркнутое произнесение звука в слове на фоне его слитного проговаривания.

Дети узнают, что слова звучат по-разному: одно и тоже слово можно произнести громко и тихо. Слова звучат похоже и различно, можно подобрать слово – «друга»: мишка-шишка, ком-дом и т.д.

Далее дети получают представление еще об одной речевой единице — слоге. Умея выделять гласные звуки, они свободно делят слова на части, прохлопывая или прошагивая ритмико-слоговую структуру лов.

Затем дети интонационно начинают выделять некоторые согласные звуки (которые модно произнести протяжно: ш, ж, ч, щ, ц, с, р…) Таким образом, у детей складывается обобщенный способ интонационного выделения звука в слове, позволяющий вычленить звук любой качественной характеристики.

Параллельно проводится работа по дифференциации на слух твердых и мягких согласных звуков. Дети умеют сравнивать слова по звучанию. При этом дети различают пары звуков не называя их. С помощью интонационного выделения звука в слове дети легко определяют его первый звук, успешно подбирают слова на заданный звук, умея вычленять звуки из слов.

Второе направление — развитие у детей возможности управлять своими руками и пальцами. Это, безусловно, создает основу произвольности движений, которая рассматривается как общеразвивающая задача. Упражнения для рук и пальцев составляют целостную мотивированную деятельность детей; образный контекст стихов, потешек, игровых ситуаций служит основным материалом для решения программных задач. Развитие подражания происходит в общении и совместной деятельности взрослого и ребенка. Дети постепенно учатся координировать свои действия. Возрастные особенности детей таковы, что заданными двигательными движениями малыши овладевают не сразу. В большинстве своем они не умеют управлять и действовать синхронно обеими руками, выдерживать определенный размер, у них нет еще навыка управления пальцами. В связи с этим начинать работу надо с упражнений, развивающих способность управлять руками и постепенно переходить к упражнениям, направленным на развитие мелкой мускулатуры. В первую очередь — это упражнения, способствующие управлять руками и пальцами, что ведет к произвольности движений в целом. Неоднократное повторение последовательных действий, их показ значительно облегчают овладение ребенком нового движения. При этом самостоятельная ориентировка и самодеятельность ребенка обеспечивают полноту и глубину этого овладения. Кроме того, на данном этапе работы существенную помощь в освоении упражнений оказывает непосредственное взаимодействие ребенка и взрослого, ребенка с другими детьми.

Под влиянием специальной организации ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольники переходят на более высокий уровень речевой регуляции двигательного поведения, и эффективность выполнения ими словесной инструкции значительно возрастает.

Вам также может понравиться...
15925