Горбунова Елена Викторовна – Логопед ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 28.10.17г.
Консультация для молодых специалистов:
«Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями»
У детей, имеющих различные речевые дефекты, наряду с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмом, наблюдается недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значения слов, фразеологических оборотов речи. Отсюда — интонационно монотонная и лексически невыразительная речь.
В то же время известно, какое значение имеет в процессе общения эмоционально звучащая фраза. Поэтому логопедические занятия всегда связаны с работой над интонацией и лексическими средствами выразительности. Необходимо, чтобы детьми усваивались элементы выразительных средств речи и в дальнейшем при чтении вслух и в общении, в живом разговоре они могли бы ими произвольно пользоваться.
Дети с речевой патологией мало интересуются книгами, остаются безучастными, слушая сказки, стихи, не обращаются с просьбой почитать им еще. Действия, поступки изображаемых лиц не вызывают у них сочувствия и переживаний.
Бедна по содержанию и их игра. Развернутые игровые формы, ролевая игра им недоступны. Способность к речевому подражанию у них слабо развита. Нередки случаи речевого негативизма, вспышки обидчивости.
В некоторых случаях, спонтанно, у детей возникает определенная интонация, например, жалобы или страха. Однако произвольное воспроизведение подобных интонаций детям не удается.
Все это указывает на необходимость продуманной организации специальной работы по развитию навыков выразительной речи. Это лучше всего делать, имея в руках художественные произведения, представляющие ценность с точки зрения эмоционально-нравственной. Специальные речевые упражнения, в которых используются выразительные словесные средства, поднимают у детей эмоциональный тонус, развивают восприимчивость к звучащему слову, понимание образной речи.
Участие в разыгрывании коротких сценок с диалогом, в инсценировках сказок, стихов является своеобразным стимулом умственной, речевой и эмоциональной активности детей. При отборе произведений для драматизации в первую очередь следует использовать народные сказки. Они динамичны, язык их прост и образен. На их основе можно составить короткие диалоги. Для инсценировок можно использовать произведения, помещаемые на страницах детских журналов. При обработке сюжета следует сохранять основную идею произведения. Текст необходимо адаптировать, приспосабливая его к речевым возможностям детей.
Особое значение имеет подбор стихотворных произведений. Произнесение и разучивание стихов, т.е. текста, который определенным образом ритмически организован, способствует развитию чувства ритма, внимания к звучащему слову. Стихотворные строки объединяются рифмой, которая, как правило, несет смысловую нагрузку и делает более ощутимым ритм (… горько плачет – уронила… мячик). Умение воспринимать рифму имеет большое значение для эмоционального восприятия художественного образа.
Развитие у детей восприимчивости к художественному слову, эмоциональным образом происходит прежде всего через подражание образцам. Под подражанием понимается воспроизведение с большей или меньшей степенью активности, сознательности, творческой самостоятельности.
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др. психологи и педагоги, говоря о характере подражания, отмечают в нем наличие элементов творчества, проявляющегося по-разному на разных этапах деятельности детей. Исходя из этого, при разработке методических приемов большое значение придается развитию умения подражать. Подражание образцу, выразительно поданной реплике активизирует воображение, слуховую и словесную память. Выразительное чтение литературных произведений, сказок, стихов, коротких сценариев, сопровождаемое жестом, мимикой, показом некоторых действий, помогает детям лучше вникнуть в смысл текста, в их воображении при этом рождаются живые образы. Не последнюю роль играют и иллюстрации, благодаря которым дети могут представить внешний вид персонажей, ситуацию, в которой находятся действующие лица. Подражание на разных этапах обучения может осуществляться в различных формах. На начальных этапах, при низком уровне речевого развития, слуховой памяти, в процессе развития и накапливания некоторых речевых образцов становится возможным прямое подражание.
По мере развития речевых умений, эмоциональной восприимчивости, некоторых навыков ролевой игры, характер подражания несколько меняется. При разыгрывании какой-то сценки, стихотворения возникают элементы самостоятельности в нахождении нужных движений, способах выражения чувства или отношения к тому или иному персонажу.
В процессе чтения педагог привлекаем внимание детей к некоторым фразеологическим оборотам или к словосочетаниям, имеющим в основе звучание, рифму: мышка – норушка, кошка Мурка – серая шкурка. Некоторые присловия могут быть использованы для хорового повторения: «Раз, два, три – кашу вари».
Известно высказывание Л.С. Выготского о значении драматизации, которая «ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синтетично содержит в себе элементы самых различных видов творчества».
Уже на самых начальных этапах обучения можно предлагать детям для разыгрывания небольшие сценки по мотивам народных сказок, таких как, «Теремок», «Курочка ряба». Тексты подобных сценок состоят из кратких диалогов, произнесение которых доступно детям.
После чтения детям той или иной сказки, например, про доктора Айболита, надо напомнить детям коротко ее содержание и предлагать представить, как добрый доктор принимает больны зверей. На одну и ту же роль назначается несколько человек. Помогая детям включаться в игровую ситуацию, поначалу роль доктора Айболита исполняет педагог. Он дает образец речи, интонации и жестов, характерных для этого персонажа, показывает движения, которые необходимо производить доктору с предметами — аптечными пузырьками, ватой, витаминами… Педагог говорит: «Сейчас к Айболиту придет больная собачка Авва. Сначала она постучит: тук-тук, а потом скажет, что у нее болит бок». Начинается игра с одним из исполнителей. Доктор выслушивает пациента и назначает «лечение»: «Вот тебе капли, вата. На конфетку». Пациент благодарит доктора и уходит. Входит следующий ребенок, тоже изображающий больную собачку. Многократное повторение диалога облегчает его запоминание. В следующих сценах роль доктора берет на себя ребенок. Позднее в этих сценах появляются новые персонажи. Объем текста увеличивается.
Детям с недоразвитием речи трудно соединять произнесение текста с движениями. Обычно они охотно соглашаются разыграть сценку из прослушанного произведения. Однако, приняв на себя ту или иную роль, исполняют ее, стоя неподвижно, не меняя позы. В этом плане очень важны музыкальные занятия, на которых дети учатся двигаться под музыку, сочетать движения и стихотворную речь. Выполняя такие упражнения, дети выполняют те или иные действия, улавливая при этом ритм музыки или ритм стихотворных строк, учатся распределять внимание.
Даже у детей, владеющих только зачатками речи, жесты и мимика могут возникнуть импульсивно, под воздействием соответствующих переживаний.
Сказки дают возможность показать значение выразительного жеста и звучания голоса. Особенность внешнего вида персонажей читающий передает, изменяя высоту голоса, интонацию, используя жесты. При слушании сказки дети, подражая, повторяют жест. И затем детям предлагают самостоятельно показать какой был тот или иной персонаж. Поскольку речевые умения детей недостаточны, то основные фразы текста говорит педагог, а дети только показывают нужные движения, сопровождая их словами.
Стремясь воспитать у детей умение подмечать интонацию и мимику, их соответствие содержанию речи, педагог предлагает детям проследить, соответствуют ли интонация, жесты и мимика той или иной сценке. Детям доставляет удовольствие подмечать несоответствие слов жесту и мимике. Подобные сценки развлекают их и учат наблюдательности.
Стихотворный ритм дети могут отчетливо услышать, различить в коротких стихах, в рифмованных потешках.
Целесообразно участие детей в совместных выступлениях, это расширяет возможности речевого контакта детей, развивает умение вслушиваться в речь товарищей, следить за их поведением на сцене, рождает желание исполнить свою роль как можно лучше, ярче, выразительнее.
По мере приобретения «артистического» опыта инсценировки можно усложнять, предложив для разыгрывания более сложные сказки.
Повышающий уровень общего и речевого развития сказывается на развитии личности детей в целом. Наличие ряда речевых умений и знакомство с различными областями действительности позволяют обратиться к рассказам, сказкам, стихам, привлекающим внимание детей к таким нравственным понятиям, как дружба, товарищество, трудолюбие, внимательное, уважительное отношение к окружающим. Нельзя не учитывать при этом важность эмоционального воздействия на детей образа положительного героя, который способствует воспитанию у детей многих положительных качеств, возникновению желания принять участие в посильных видах трудовой деятельности.
Выразительное высказывание помогает детям лучше воспринимать нравственные оценки, содержащиеся в произведениях.
Благодаря целенаправленной работе над выразительностью речи у детей накапливается некоторый опыт, воспитываются практические умения сознательно. в пределах своих речевых возможностей, выражать словами и интонацией доступные им чувства и настроения.
Известно, что усвоение звуковой стороны речи включает в себя не только правильное произношение звуков, различение их линейной последовательности в слове, но и интонацию во всех ее компонентах. Владение интонацией является необходимой частью формируемых у детей речевых умений. Важно, чтобы дети в речи интонационно могли передать вопрос, утвердительный и отрицательный ответ, жалобу, просьбу, приказание, страх, радость.
Работа над интонацией должна занимать соответствующее место на всех занятиях по развитию речи. тренировка поставленных звуков в словах и предложениях предполагает их интонационное оформление. Постоянное усложнение художественно-речевого материала определяет и соответственное усложнение речевой деятельности детей.
Развивая у детей имитационную способность, педагог широко использует наряду с показом словесные указания. Так, изображаемую ситуацию он старается соотнести с аналогичной, имеющейся в жизненном опыте детей.
Работая над выразительной интонацией, педагог может использовать следующие упражнения. Подбираются такие, например, картинки: девочка разбила чашку; у мальчика болят зубы; мальчик с грязными руками и лицом бежит навстречу матери; дети качаются на качелях. После показа картинки и уточнения изображенной ситуации предлагается угадать, кто из персонажей говорит: «Ох, ох, ох!», «Ах, ах, ах»; «Ух, ух, ух», «Ой, ой, ой». Каждое из этих восклицаний он произносит с соответствующей интонацией и выражением лица. Затем кто-либо из детей сам произносит эти восклицания; остальные угадывают, к кому из персонажей, изображенных на картинках, они относятся.
Специальное внимание обращается на воспитание утвердительной, вопросительной и отрицательной интонации.
Становясь старше, дети знакомятся с произведениями более серьезными, узнают о явлениях современной жизни, начинают более активно участвовать в делах, приобщаются к общественно полезному труду.
Наблюдения показывают, что проводимая работа оказывает положительное влияние на расширение речевых навыков детей, развитие слуховой памяти, эмоционального восприятия. способствует накоплению эмоционально-нравственного опыта. У детей появляется некоторое умение произвольно использовать в речи интонационные средства, жест, мимику. Все это, в дальнейшем помогает осознанному чтению, пониманию образной речи, дети становятся более активны, у них пробуждается интерес к различным видам исполнительской деятельности, участию в инсценировках, выступлениям на праздничных утренниках с чтением стихов.
Все это указывает на целесообразность работы по развитию выразительной, эмоциональной, содержательной речи, которую необходимо проводить на всех этапах обучения детей в детском саду.
В процессе коррекционно-логопедического воздействия большое внимание уделяется формированию физиологических механизмов интонирования. Необходимо не только нормализовать, скоординировать, но и развить деятельность дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.
Логопедическая работа предусматривает реализацию следующих задач:
– развитие речевого дыхания
– обучение произвольному изменению силы и высоты голоса, расширению его мелодического (частотного) диапазона;
– развитие дикции и артикуляции
– развитие ритмической способности, восприятия и воспроизведения разнообразных ритмических структур.
Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
1. Формирование диафрагмального (нижнереберного) дыхания.
2. Отработка правильного соотношения вдоха и выдоха, направленности выдоха.
3. Увеличение длительности речевого выдоха.
4. Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах.
5. Развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, улучшение речевого тембра.
6. Тренировка дикции.
7. Ритмические упражнения.