КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Дорошина Лариса Анатольевна – Старший воспитатель МАДОУ №68 «Чебурашка» г. Великий Новгород
Дата поступления работы: 18.12.22г.

Особенности развития пассивной речи у детей раннего возраста

«Понимание речи – это преобразование акустического сигнала в смысловой. Это неспособность правильно услышать, это способность придать смысл услышанному. Тот процесс, который обычно называют пониманием речи, есть нечто большее и нечто иное, чем выполнение реакции по звуковому сигналу», – писал Л.С. Выготский.

Усвоение ребенком родного языка проходит в строгой закономерности овладения уровнями понимания речи:

– нулевой уровень – ребенок с сохранным слухом воспринимает тембральные и интонационные характеристики речи окружающих, иногда реагирует на свое имя;

– ситуативный уровень – ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром, знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела;

– номинативный уровень – ребенок хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках, совершенно не понимает вопросов косвенных падежей;

– предикативный уровень- ребенок знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообразных предлогов, не различает грамматических форм слов;

– расчлененный уровень- ребенок различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) флексиями, приставками, суффиксами.

Структура понимания может быть представлена следующими взаимодействующими уровнями его организации:

1) Психологический уровень обеспечивает мотивацию к восприятию речи, общую ориентировку в материале, речевую активность и общее понимание на низком уровне воспринимаемого материала (вербального и невербального), понимание фактического содержания, мысль, заложенную в нем.

2) Лингвистический (лексико-грамматический) уровень обеспечивает понимание предметного содержания на уровне значения. Этот уровень включает:

-звено звукоразличения на основе дифференцированного восприятия фонем;

-звено оперативной слухоречевой памяти;

-звено, обеспечивающее перешифровку логико-грамматической организации речи – грамматики, в значение.

3) Сенсомоторный уровень реализации восприятия и понимания. В него включены звенья кинестетического и акустического анализа звуков, слова и его кинетической организации.

4) И последний уровень, задачей которого является уже формирование понимания значений.

Все четыре уровня работают в полном взаимодействии и взаимовлиянии в определенной их последовательности, не всегда в точной, но наличие всех уровней обработки акустического материала необходимо для его полного и точного понимания.

Таким образом, импрессивный уровень грамматики представляет собой преобразование акустических представлений грамматических категорий и конструкций речи в их смысловое выражение.

Развитие понимания речи ребёнком зависит от многих факторов, в том числе и от психофизиологических.

Исследования в педагогике и психологии показали, понимание грамматических структур ребёнком происходит посредством взаимодействия психофизиологических компонентов:

1) Зрительного гнозиса (лицевой). Зрение играет огромную роль в формировании предметных значений слов и употребляемых взрослыми грамматических категорий. Лицевой гнозис как способность улавливать ребёнком движения артикуляции говорящего человека.

2) Слухового гнозиса (фонематическое восприятие). Слух играет значительную роль в процессе формирования речи и выполняет функцию приёма и контроля речи. Без нормального функционирования слухового анализатора невозможно самостоятельное формирование речи так и её понимание.

3) Двигательного праксиса (кинетический, кинестетический; моторика речевого аппарата).

Психофизиологические факторы имеют важное значение в процессе формирования понимания ребёнком обращённой речи.

Механизм понимания речи детьми раннего возраста ограничивается в начале периода начальным уровнем понимания и, со временем, появляется следующий – уровень понимания смыслового содержания.

Онтогенез развития импрессивной речи детей от 0 до 3 лет практически не описывается в сравнении с онтогенезом развития активной речи, поэтому рассмотрим его на примере классификации уровней понимания речи, описанной Н.С. Жуковой.

3-6 месяцев – у детей выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса

6-10 месяцев – ребёнок понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях: «Поцелуй маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя» и так далее.

10-18 месяцев – ребёнок понимает название отдельных предметов. Этот уровень можно разделить на несколько подпунктов:

-понимает только названия предметов и игрушек (10-12 месяцев);

-узнаёт их на картинках (12-14 месяцев);

-узнаёт их на сюжетной картинке (15-18 месяцев).

18-30 месяцев – ребёнок понимает названия действий в разных ситуациях: «Покажи, кто сидит?», «Кто спит?», «Кто ест?».

На этом этапе можно выделить три подэтапа:

– понимает двухступенчатую инструкцию (2 года): «Пойди в кухню и принеси кружку», «Возьми платок и вытри нос» и так далее;

– понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, начинает понимать вопросы косвенных падежей (2 года 6 месяцев): «На чём ты сидишь?», «Во что ты играешь?»;

– установление первых причинно-следственных связей (после 2 лет 6 месяцев).

2 года 6 месяцев – 3 года – ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки. На третьем году жизни существенно меняется понимание речи окружающих: ребёнок начинает понимать временные отношения. С ним можно говорить не только о данном моменте, но и о прошлом, и о будущем. Ребёнок может понять события в рассказе взрослого, которые он сам не воспринимал. Ребёнок начинает понимать некоторые грамматические отношения: предложно-падежные отношения, суффиксальные отношения, префиксальные отношения, а также некоторые категории имени существительного, глагола, прилагательные.

Овладение воспроизводимой речью тесно связанно с пониманием речи окружающих ребёнка людей, накоплением пассивного и активного словаря, усвоением грамматических категорий, путём подражания речи окружающих людей.

Литература:

1. Сеченов. И. М. Элементы мысли / И. М. Сеченов – М.: Книговек, 2011. – 416 с. Чистович. Л. А. Физиология речи / Л. А. Чистович – Москва: Книга по требованию, 2012. – 386 с.

2. Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1 – 4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 104 c.

3. Шереметьева, Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению [Текст]: монография / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. 282 с.

Вам также может понравиться...
16276