Токарев Алексей Алексеевич – Педагог – психолог, ГБОУ Школа № 1387, ДГ «Жар Птица 1» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 12.09.17г.
Пример методик по обследованию экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Знакомство детей дошкольного возраста с природой рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и выявляет решение следующих задач:
1. Формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
2. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного, заботливого отношения к природе в целом.
3. В процессе экологического образования у детей дошкольного возраста начинает появляться активный познавательный интерес к природе; любознательности; творческой активности; т.е. это личности качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Неотъемлемой частью экологического образования дошкольников является их экологическая воспитанность. Сказанное выше позволяет нам сформулировать экологическую воспитанность дошкольников как сложное интегральное качество личности, заключающееся в согласованности между экологическими знаниями, поведением, выражающееся в гуманно-ценностном отношении к природе.
Для того, чтобы успешно внедрять экологическое образование в образовательную деятельность детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо провести обследование уровня экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Результаты обследования станут базой для составления образовательного маршрута по экологическому образованию детей.
Методика диагностики экологической воспитанности дошкольников заключается, прежде всего, в наблюдении педагогом за реальным поведением детей, их поступками, деятельностью, характером взаимодействия с растениями и животными ближайшего окружения, в наблюдении за игрой, рисованием, высказываниями. Чтобы такое наблюдение позволило составить общую картину экологической воспитанности детей данной группы и частное представление по каждому ребенку, их надо фиксировать – обстоятельно записывать в течении определенного времени. Иначе говоря, вести дневник наблюдений за детьми своей группы в сентябре и мае (начале и конца учебного года).
Можно использовать специальные диагностические методики, которые осуществляются в форме естественного эксперимента.
Методика № 1. «Добровольные помощники».
Данная методика состоит из трех этапов, которые последовательно усиливают и конкретизируют способы выявления детских побуждений, степень направленности их на природу.
Первый этап (вторая неделя сентября), на котором педагог всю неделю перед выходом детей на прогулку демонстративно громко, чтобы слышали все, объявляет: «Ребята, я сейчас буду убираться в уголке природы, кормить наших питомцев – они голодные (небольшая пауза), потом мы пойдем гулять». Задача педагога – увидеть общую и частную реакцию детей на объявление и на дальнейшую деятельность взрослого в уголке природы. Педагог должен заметить следующие особенности в поведении детей: все ли «оторвутся» от своих дел (затихнут, посмотрят на говорящего), кто вообще не среагирует на объявление; что будут делать дети, когда педагог пройдет в уголок природы и начнет уборку:
– продолжать играть или заниматься своим делом;
– подойдут к взрослому и будут смотреть, что и как он делает;
– захотят включиться в его деятельность.
Сама «уборка» может быть непродолжительной или вообще инсценированной – это лишь способ выявить реакцию детей. Ребята, которые проявили желание помочь, педагог дает несложные поручения. Завершив «уборку», педагог сразу же записывает в диагностическую тетрадь картину поведения детей, выделяет тех, которые среагировали иначе, чем все.
Второй этап (третья неделя сентября) – педагог ежедневно делает это же объявление, но выразительно добавляет вопрос-приглашение оказать ему помощь: «Дети, я сейчас сделаю уборку в уголке природы, покормлю наших питомцев – они голодные. А потом мы пойдем гулять. Может быть, кто-нибудь из Вас мне поможет?! (пауза) получится быстрее!»
Педагог опять наблюдает общую картину поведения детей, замечает реакцию отдельных ребят, включает в работу всех желающих (попутно выявляя их умения и навыки в уходе за растениями и животными). И все сразу же записывает в диагностическую тетрадь.
Третий этап (четвертая неделя сентября). Педагог делает все так же, как и на предыдущих неделях. Только за помощью обращается к конкретным ребятам, которые, как он уже установил, совсем равнодушны к делам педагога и обитателям уголка природы. Но при этом оставляет за ними право выбора: помогать или не помогать взрослому. «Дети, я сейчас сделаю уборку в уголке природы, покормлю всех, а то они голодные, и мы пойдем гулять. Сережа, Маша, Витя, вы мне поможете, чтобы получилось быстрее?! (пауза) Конечно, выбирайте сами, я Вас не заставлю оставить игру, а только прошу!»
Педагог опять наблюдает поведение, их реакции, а затем делает запись в дневнике. Все эти три недели педагог не обучает детей навыкам труда, не делает им замечаний, не упрекает – только фиксирует по реакциям их отношение к данному событию и практические умения детей. При этом, конечно, отвечает на все их вопросы, остается доброжелательным и внимательным к ним.
Методика № 2. «Кончился корм».
Это специально организованная 4 этапная ситуация на одни сутки. В ней кроме педагога участвует старший воспитатель, завхоз.
Во время завтрака старший воспитатель приходит в группу. Воспитатель демонстративно громко, чтобы привлечь внимание всех детей сообщает ей: Екатерина Альбертовна, хочу Вам сказать не очень приятную вещь: у нас закончился весь корм для животных, нечем кормить попугая, рыб в аквариуме и свинку. Не знаю, что делать!» – «Я подумаю, как Вам помочь»,- говорит старший воспитатель и уходит из группы.
Воспитатель во время диалога и после него, когда дети начнут выходить из-за стола, наблюдает за их реакцией и поведением при этом могут быть разные варианты:
а) дети не реагируют на сообщение, после еды идут играть;
б) реагируют на сообщение молча – идут в уголок природы и наблюдают за животными;
в) реагирую с инициативой – предлагают чем-то покормить, занять корм, пойти купить, использовать еду детей, нарвать травы на участке др. воспитатель фиксирует в диагностической тетради поведение детей в целом и в частности.
2. Во время обеда (в середине или ближе к концу) в группу снова приходит старший воспитатель и сообщает громко для всех, что она не смогла ничего найти (у нее ничего нет; а на кухне все сварили), поэтому она не знает, что делать. Воспитатель так же, как и утром, наблюдает за детьми, за их реакцией на сообщение, за их поведением после обеда и все описывает в дневнике.
3. Во время полдника воспитатель сам делает третье сообщение помощнику воспитателя: «Совсем не знаю, что делать! Все голодные с утра, а корма нет!» все говорится демонстративно громко с эмоциями, переживаниями.
Все поведения детей, их поступки слова, предложения фиксируются в диагностической тетради.
4. Утро следующего дня: воспитатель наблюдает за детьми – помнят ли они о событии прошедшего дня, задают ли вопросы, подходят ли к обитателям уголка природы, угощают ли их гостинцами из дома. Как и в предыдущих случаях, поведение детей фиксируется в диагностической тетради.
Данная методика – это инсценировка отношения детей к существам, которые находятся рядом с ними. Животные, конечно, не должны голодать по-настоящему, их следует покормить незаметно для ребят небольшими порциями (во время прогулки, после их ухода домой).
Методика № 3.
Направлена на определение уровня овладения знаниями о связях и взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город).
Материал: пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд, город); наборы картинок растений и животных, указанных; экосистем (по 3-4 картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы): леса (ель, орешник, мхи, ягоды; медведь, белка, дятел, муравьи); луга (ромашка, клевер, тысячелистник, пырей; перепел, мышь, бабочка, кузнечик); пруда (водоросли, рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар); города (тополь, ясень, сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха).
Инструкция к проведению. В занятии участвуют 8 детей. Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди показывает детям пейзажи леса, луга, пруда, картину города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной экосистеме.
В каждой паре детей один ребенок может подбирать все растения, другой – всех животных. По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или иного сообщества (один ребенок в паре – о растениях, другой – о животных, приводят примеры взаимосвязей в экосистемах).
Оценка.
Первый показатель – знание растений и животных экосистемы.
Низкий уровень – дети подбирают лишь 1-2 картинки растений и животных, названия которых не знают.
Средний уровень – дети подбирают по 2-3 картинки растений и 2-3 картинки животных, знают почти все названия (допускается 1 ошибка).
Высокий уровень – дети подбирают все имеющиеся картинки растений и животных, знают все названия.
Второй показатель – способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме.
Низкий уровень – дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей, помощь взрослого не приводит к улучшению результата.
Средний уровень – дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются наводящие вопросы взрослого).
Высокий уровень – дети самостоятельно приводят 2-3 примера взаимосвязей в экосистеме.
Данная методика проводится в конце учебного года.
Методика № 4.
Направлена на выявление уровня сформированности представлений и понятий о природе.
1. Как ты думаешь, что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?
2. Выяснить понимание детьми слова «животное». Каких животных, ты знаешь?
а) умение классифицировать животных по группам (насекомые, рыбы, звери; птицы, дикие и домашние; травоядные и хищные и др.). Например, назвать животное (по картинке) и дать пояснение;
б) умение определить условия жизни животных: где живет, чем питается, как передвигается; умение устанавливать связь между внешним строением, образом: жизни и средой обитания (вода, земля и т. д., характером движения и органами передвижения, средой обитания (например, где живут рыбы, могут ли они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде);
в) умение определить изменения образа жизни животного от сезонных явлений природы (как зимуют, чем питаются, как спасаются от врагов).
3. Выяснить понимание детьми слова «растение» (какие растения тебе известны); знание условий, необходимых для роста и развития растений (что нужно для роста растений) и сезонной жизни растений.
Умение классифицировать растения по месту их произрастания (что и где растет: на лугу, в поле, лесу и т. д.). (Использование картины с сознательно допущенными ошибками: водные растения в лесу, лесные растения – на лугу и т. п.). Найти ошибку и дать пояснения.
4. Какое время года сейчас? Почему ты так считаешь? (Назвать признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей). Назови признаки наступления осени. Какое время года было до этого и какое наступит после? Чем отличается осень от лета и зимы? (Использовать иллюстрации разных времен года. Предложить детям назвать картину и дать объяснение, разложить по порядку картины, изображающие различные времена года). Критерии оценки ответов учащихся. Каждое задание оценивается отдельно (задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них выставляется собственная оценка: задание № 3 состоит из 2-х частей, которые также оцениваются самостоятельно). Таким образом, за выполнение 4-х заданий ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.
1 балл (низкий уровень) – нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные признаки предметов или явлений природы.
1 балла (средний уровень) – имеется определенный объем фактических знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко выраженные особенности объектов природы, указывает на общую приспособленность живых существ к среде обитания без выделения приспособительных признаков.
2 балла (уровень выше среднего) – владение достаточно полными знаниями о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи между предметами и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную зависимость приспособленного к среде обитания.
3 балла (высокий уровень) – знания носят обобщенный, системный характер, ребенок может сформулировать выводы, устанавливает причины явлений и разнообразные закономерные связи, существующие в природе (иногда цепи зависимости).
После выполнения заданий баллы, полученные ребенком, суммируются, а полученный результат позволяет судить об уровне форсированности представлений и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе:
От 7 до 12 баллов – низкий уровень;
От 13 до 17 баллов – средний уровень;
От 1.8 до 23 баллов – выше среднего уровня;
От 24 до 28 баллов – высокий уровень.
Необходимо фиксировать, как отвечает ребенок: уверенно или неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделять существенное в объекте (явлении, не способен к установлению связей и зависимостей).
Выше приведенные методики могут быть использованы в работе с детьми средней, старшей и подготовительных групп. Приведенные методики могут использоваться как по отдельности, так и вместе.
Список литературы:
1. Мониторинг экологической культуры детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие./ Под ред. Буровой Л.И. – Череповец, 2003.- 104 с.
2. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. Е.В. Гончарова; Издательство «Нижневартовского государственного гуманитарного университета»; 2008.-330 с.
3. Интернет ресурсы.