Гусарова Елена Яковлевна – Старший воспитатель МДОУ «Детский сад №106» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 01.12.20г.
Актуальность использования ИКТ-технологий в ДОУ
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС) применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
Новые информационные технологии (НИТ) – технологии активного использования компьютера в процессе обучения.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования детей.
Одним из условий профессиональной деятельности педагога является владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
– Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
– Привлечение пассивных слушателей к активной деятельности.
– Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.
– Подбор дополнительного познавательного материала.
– Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
– Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
– Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Это прежде всего:
– преобразование предметно-развивающей среды,
– создание новых средств для развития детей,
– использование новой наглядности.
В детском саду педагоги используют разнообразное оборудование:
ü Телевизоры с DVD приставками,
ü Компьютеры,
ü Мультимедийный проектор,
ü Принтер,
ü Магнитофоны,
ü Видео- и фотокамеру.
Компьютер же уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение. На сегодняшний день существует множество Интернет-ресурсов, которые можно использовать при работе.
Можно отметить преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее; Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
2. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предполагаемого для ознакомления материала.
ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по- настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:
В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Как информационно-обучающее пособие
Для контроля усвоения материала детьми.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду – это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Большое подспорье информационные технологии оказывают в исследовательской и проектной деятельности детей: это поиск информации по теме работы и подготовка презентации.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
Использование ИКТ-технологий в НОД
В ДОУ ИКТ могут применяться в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Они являются неотъемлемым элементом при проведении различных видов мероприятий, для сопровождения театральных сценок, постановок, сказок с детьми, при взаимодействии с сотрудниками, родителями и, конечно же, с самими детьми.
НОД в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествие по стране, городу, развитие речи, конструирование, рисование и др.
В обучении грамоте мультимедиа ресурсы призваны, с одной стороны, помочь смоделировать звучащую речь с помощью различных схем и моделей, с другой стороны, наряду с традиционной статичной наглядностью предложить альтернативные динамичные образы и объекты наблюдения. Так, те же предметные картинки в движении будут способствовать формированию глагольной лексики, а динамичный образец артикуляции звука позволит организовать и наблюдение за ним, и контроль собственного произношения.
Возможность использования аудиоматериалов позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой НОД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей.
Использование ИКТ-технологий в режимных моментах.
Режимные моменты с применением ИКТ становятся более эмоциональными, яркими с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей. Все это обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Для поддержания интереса дошкольников к движениям и формирования положительных эмоций при выполнении упражнений, утреннюю гимнастику, пальчиковые и подвижные игры необходимо проводить в музыкальном сопровождении. Презентации можно использовать в кругу общения, беседах перед завтраком («Так вот, ты какая каша»), в дидактических играх, при чтении сказок, стихотворений, потешек. В образовательной ситуации используем презентации на разные лексические темы: дикие и домашние животные, фрукты, овощи, ягоды, профессии, наблюдения за природой все это не только демонстрирует явления и предметы, но и воссоздает необходимые слуховые ситуации, что позволяет закреплять полученные знания и значительно повышает творческий и интеллектуальный потенциал детей.
Использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности педагога позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.