КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОУ»

Елисеева Елена Александровна – Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №24» г. Псков
Дата поступления работы на конкурс: 16.01.2020г.

«Психологическое здоровье детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления психологического здоровья детей в ДОУ»

Проблема психологического здоровья.

Последствия психологического дискомфорта для ребёнка

– появление страхов, тревожности, повышенной агрессии;

– переход психологических переживаний в соматические расстройства; когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;    

– проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм, насилие)

Психологическое здоровье – это

«аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».

И.В. Дубровина, доктор психологических наук

«Обобщенный» портрет психологически здорового ребенка

—  это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый ребёнок, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Такой ребёнок берет ответственность на самого себя, его жизнь наполнена смыслом.

Педагогические показатели психологического здоровья и благополучия дошкольников следующие:

—  поведение, мысли и чувства ребенка адекватные окружающим условиям и событиям;

—  социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

—  положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

—  равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

—  доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Уровни психологического здоровья ребенка

  • Высокий уровень – креативный устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности
  • Средний уровень – адаптивный

в целом адаптированные к социуму, однако имеют некоторую повышенную тревожность

  • Низкий уровень – дезадаптивный

стиль поведения характеризуется стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям

Психологический комфорт

—  Что такое комфорт?

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский).

Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов). Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Создание психологического комфорта в группах ДОУ

—  Спокойная эмоциональная обстановка в семье

—  Распорядок дня

—  Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды

—  Стиль поведения воспитателя

—  Добрые традиции, ритуалы, игры, способствующие сохранению психологического здоровья

—  Создание психологической защищённости

Технология – это …

—  Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога

—  Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают:

  • конкретность и четкость цели и задач,
  • наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов реализации; итоговой диагностики достижения цели, оценки результатов.

Здоровьесберегающие технологии

1.системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

2.качественная   характеристика   педагогических   технологий   по   критерию   их воздействия на здоровье учащихся и педагогов

Психогимнастика  

Цель

—  проведение психофизической разрядки;

—  развитие познавательных психических процессов;

—  нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

—  коррекция отклонений в поведении или характере.

Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

—  этюдов с использованием мимики и пантомимы;

—  этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

—  этюдов с психотерапевтической направленностью.

—  Заканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Релаксация  

—  глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 

—  Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов.

—  В результате дозированного применения релаксационных упражнений в режиме дня, дети становятся     более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряженность, тревожность и страхи, что способствует благоприятной психологической обстановке в группе.

Ритмопластика

Ритмопластика — это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.

Цель ритмопластики:

—  восполнение «двигательного дефицита»;

—  развитие двигательной сферы детей;

—  укрепление мышечного корсета;

—  совершенствование познавательных процессов;

—  формирование эстетических понятий

Арт – терапия – некий способ исцеления, основанный на искусстве.

—  Арт-терапией называют методику, которая основана на привлечении ребенка к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоционального благополучия.

—  Следует подчеркнуть спонтанный характер творческой деятельности на арт-терапевтических занятиях в отличие от процесса обучения изобразительному искусству. 

Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.

Посредством арт-терапевтического воздействия можно:

—  снизить эмоциональную тревожность,

—  повысить самооценку,

—  развить коммуникативные навыки,

—  способствовать развитию креативности,

—  улучшить детско-родительские отношения,

—  способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.

Виды арт-терапии

—  Музыкотерапия

—  Коллаж

—  Библиотерапия

—  Оригами

—  Драмотерапия

—  Песочная терапия

—  Игротеапия

—  Сказкотерапия

—  Изотерапия

—  Цветотерапия

—  Маскотерапия

—  Фототерапия и др.

Фототерапия

—  это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение, а также разнообразные виды творческой деятельности: изобразительное искусство, танец, движение, сочинение рассказов, стихотворений.

—  при помощи фотографических образов выражаются, всплывают на поверхность все внутренние конфликты, потребности и переживания маленького человечка, которому порой и самому непонятно, что с ним происходит и как ему поступать.

Маскотерапия

—  развивает навыки общения

—  развивает эмпатию и рефлексию у детей

—  Ребенку доставляет удовольствие не только работа по созданию маски, но и рассказ о ней, о задуманном образе. Маска несет информацию еще до того, как ребенок ее начал озвучивать. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение. 

—  Стеснительные тогда раскрепощаются, проявляют выдумку, фантазию, находчивость. «Торопыжки» приучаются действовать размеренно, вдумчиво, агрессивные учатся переживать, оценивают свои выступления и других детей.

Драматерапия

—  Самый главный применяемый технический приём — драматизация или, иными словами, разыгрывание какого-либо сюжета
Цели у методики самые различные:

—  устранение чувства напряжения;

—  помощь в развитии креатива;

—  повышение ответственности;

—  выявление качества сопереживания;

—  развитие воображения;

—  изменение мыслей;

—  корректировка стремлений;

—  развитие чувства уверенности.

Библиотерапия

—  в дословном переводе означает “лечение книгой” (от греч. biblion – книга и theraрeia – забота, лечение) – использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства.

—  Ребенок ассоциирует себя с героем произведения и ситуациями, в которые он попадает. Все чувства и переживания героя становится личным переживаниями. Таким образом, вскрываются неразрешенные конфликты и проблемы, ребенок получает осознания их причин, находит пути решения.

Игротерапия

Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

—  проявить эмоции, переживания, фантазию;

—  самовыразиться;

—  снять психоэмоциональное напряжение;

—  избавиться от страхов;

—  стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

—  Эта методика арт-терапии используется при таких показаниях, как замкнутость, нарушение поведения, фобии, вредные привычки и т. д.

Цветотерапия

—  Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка  

—  просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Изотерапия

заключается в использовании изобразительного искусства (чаще всего это рисование, но к нему относятся и лепка из глины, фотографирование, декорирование) в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педагогических целях.


Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка.

  • Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
  • Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
  • Повышение самооценки;
  • Научить терпению и аккуратности.
  • Научить терпению и аккуратности.

Музыкотерапия

—  Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

—  Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость

Песочная терапия

—  рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком.

—  Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.

Сказкотерапия

—  коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.

—  Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Ароматерапия

—  Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами.

Таким образом происходит:

—  улучшение самочувствия и настроения детей;

—  профилактика простудных заболеваний;

—  решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Смехотерапия

—  Смех снижает выработку стрессовых гормонов, нормализует давление, повышает иммунитет. Последние исследования показали, что смех резко активизирует мозговую деятельность и является надежным обезболивающим способом.

Коммуникативные игры

Ритуалы приветствий

Традиции группы

ВЫВОД

Задача педагога – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Вам также может понравиться...
16025