Соловьева Ольга Васильевна – Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 59» г. Нижний Новгород
Дата поступления работы на конкурс: 19.10.2016г.
Консультация для педагогов «Проектная деятельность в детском саду»
Проект
- Это цель принятая и освоенная детьми,
- Это детская самодеятельность, конкретное творческое дело поэтапное движение к цели.
- Это метод организованного освоения детьми окружающей среды
- Это звено в системе воспитания
Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Виды проектов
– комплексные;
– межгрупповые;
– групповые;
– индивидуальные;
– творческие;
– исследовательские
Классификация проектов по признакам
По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные
По составу участников: индивидуальные, групповые, фронтальные
По тематике: творческие, информационные, игровые или исследовательские
По способам реализации
В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов
• Исследовательско– творческий. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
• Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
• Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
• Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)
Основная идея
• В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой).
• В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Особенность проектной деятельности
• Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
• Взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект
Этапы работы над проектом
Целеполагание
Разработка проекта
Выполнение проекта
Подведение итогов
Задачи исследовательской деятельности
В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Использование в работе с детьми данной технологии позволяет обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов ДОУ, детей. Усвоить с высокой прочностью материал программы, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.
Примерные тематики проектов
Младшим дошкольниками. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки».
В старшем возрасте появляются соответствующие виды проектной деятельности.
Комплексные: выставка творческих работ и праздники: «Моя родина – Россия», «Космонавты живут на земле». «День птиц», «Осенняя пора», «Книжкина неделя»
Индивидуальные: «Зверье мое», «Моя семья»
Межгрупповые: «Если хочешь быть здоров», «Разноцветная клумба», «Вместе с папой», «Мир-это главное слово на свете» и др.
Групповые: «Нам на улице не страшно», «В стране математики», «Мы любим спорт»
Творческие: спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», «Мама – слово-то какое!».
Практико-ориентированные: благоустройство группы, оформление и уход за клумбой.
Исследовательские: «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «День и ночь», «Здоровое питание», «Как растет горох?» и др.
Проект «Откуда хлеб пришел» (исследовательский, творческий, среднесрочный). Цель: показать значимость сельского труда,
Проект «Если хочешь быть здоров» (долгосрочный, межгрупповой, исследовательский). Цель: воспитание навыков здорового образа жизни.
Проект «Нам на улице не страшно» (среднесрочный, групповой, информационно-практико-ориентированный). Цель: формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице, правилах дорожного движения.
Проект «Мама – слово-то какое!» (среднесрочный, творческий, групповой) цель: формировать уважительное отношение к семейным ценностям, воспитывать любовь к маме; развитие творческих способностей.
Проект «Осень золото роняет» (среднесрочный, творческий, межгрупповой). Цель: развитие художественного восприятия, эстетического вкуса; привлечение родителей к совместной деятельности.
Проект «Космонавты живут на Земле» (среднесрочный, комплексный, познавательно – творческий, межгрупповой). Цель: воспитание нравственных и патриотических чувств через ознакомление с историей Отечества; развитие художественно-творческих способностей.
Проект «Мир – это главное слово на свете…» (среднесрочный, межгрупповой, познавательно- творческий). Цель: формирование у детей представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа, воспитание патриотических чувств.
Использование в работе с детьми данной технологии позволяет обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов ДОУ, детей. Усвоить с высокой прочностью материал программы, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.