Смирнова Екатерина Анатольевна – Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №16 «Солнышко» Кемеровская область – Кузбасс, пгт. Краснобродский
Дата поступления работы: 13.01.2025г.
Тренинг для педагогов
«Профилактика профессионального выгорания»
Цели:
- Формирование благоприятного психологического климата;
- Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;
- Профилактика профессионального выгорания;
- Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
- Снятие эмоционального напряжения.
Целевая аудитория: педагоги и воспитатели.
Форма проведения: тренинг.
Ход проведения тренинга
Педагог-психолог: Дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы поговорим о Синдроме профессиональноговыгорания и его профилактике!
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт -часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки -это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое «эмоциональное» выключение человека получило название «синдром эмоционального выгорания».
По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание-это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание-это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование, при этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.
Самый показательный симптом выгорания – это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, к коллегам по работе.
Причины СЭВ всюду одинаковы – трудоголизм, хроническая переработка и постоянный стресс. И поражает СЭВ, в первую очередь, наиболее работоспособных, добросовестных и ответственных работников.
В группе риска, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, педагоги, психологи…). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.
Так как сегодняшняя наша встреча проходит в форме тренинга мы проведем его с помощью интерактивного общения!Что позволит лучше усвоить материал и сделать процесс более увлекательным.
ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ «Укрась дерево»
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Содержание: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Тех, кто выбрал красный – желают общаться.
Желтый – проявят активность.
А продолжим мы играть с нашим одиноким деревом с помощью упражнения
«Плюсы и минусы»
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиесястикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция: Сейчас мы с вами попробуем осознать моменты психологической деятельности. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы. Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к доске. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось – плюсов педагогической деятельности или минусов – и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
УПРАЖНЕНИЕ «Ранжировнаие». (Обсуждение только по желанию)
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам проранжировать следующие понятия»
- деньги,
- семья,
- дети,
- я,
- работа.
Вам необходимо поставить цифры «1»-напротив самого важного для вас понятия, «2» – напротив менее важного для вас в жизни и т.д.
Далее проводится обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчеркивается самоценность человека, его «Я». Если «Я» находится на 4-5 местах – это может способствовать эмоциональному выгоранию.
Игра «Поменяйтесь местами…»
Вед: Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть. Меняются местами, например, те кто:
- работает с детьми;
- любит свою работу;
- любит яблоки;
- работает педагогом менее 5 лет;
- мечтал быть педагогом с детства;
- кто пришёл в юбке;
- кто любит фотографироваться;
- кто умеет вкусно готовить;
- кто умеет кататься на коньках;
- кто любит детей.
Таким образом, участники «перетасовываются».
Ну вот мы немного отдохнули, продолжим наш тренинг!
Тест-упражнение «Выбор»
Педагог-психолог: Внимательно прослушайте текст. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» – и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Можете написать цифру ответа, который вам ближе всего на обратной стороне листочка прошлого упражнения!
Комментарий ведущего.
• если вы выбрали первый вариант, то вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
• если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешения и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
• если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
• если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Рефлексия. Коллеги дайте обратную связь! На сколько вы согласны с данным тестом. Подходит ли выбранная вами цифра и расшифровка теста для описания вашего характера?
УПРАЖНЕНИЕ «Графическая методика «Не дай человеку упасть»
Цель: определение стиля поведения в критических ситуациях.
Оборудование: бланк с рисунком, карандаши.
Интерпретация:
- Если на рисунке ЧЕЛОВЕК ДОБРОВОЛЬНО ПРЫГАЕТ С ОБРЫВА, то это говорит о решительности и активности, испытуемый предпочитает действия размышлениям, он практик, не теоретик.
- Если ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ, то это значит, что испытуемый нерешительный и терпелив, готов ждать, пока все утрясется, само собой. Испытуемый не любитель активных действий.
- Если испытуемый нарисовал ВОДУ ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА (РЕКУ, ОЗЕРО, МОРЕ), то это говорит о склонности все пускать на самотек. Нередко испытуемый сам доводит ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию, бездействуя в те моменты, когда нужно быть активным и решительным.
- Если на рисунке ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА БАТУТ или НАТЯНУТОЕ ОДЕЯЛО, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о предусмотрительности. Испытуемый очень редко попадает в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитывает все возможные варианты развития событий и старается предугадать все, что может случиться. Но даже если он чего-то не учтет, то у него все равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На него можно положиться, он не подведет.
- Если ПОД ОБРЫВОМ нарисован ЧЕЛОВЕК С ВЫТЯНУТЫМИ РУКАМИ, ГОТОВОГО ПОЙМАТЬ ПАДАЮЩЕГО В ОБЪЯТИЯ, то это значит, что испытуемый неосмотрителен и доверчив, в критической ситуации склонен доверять кому ни попадя. Он не способен самостоятельно найти выход из тупика и ищет человека, который бы мог ему помочь. Но так как он не очень хорошо разбирается в людях, то его часто обманывают и подводят.
- Если испытуемый ПРЕВРАТИЛ ОБРЫВ В НЕБОЛЬШОЙ ХОЛМИК, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что он обладает лидерскими качествами и способен вести людей за собой. В критической ситуации он не растеряется и сделает все, что нужно, чтобы исправить случившееся.
- Если ЧЕЛОВЕКУ нарисовали КРЫЛЬЯ, то это говорит о том, что испытуемый всегда найдет остроумный выход из сложного положения.
Именно с помощью этого упражнения я наглядно хотела вам показать или напомнить, что, если мы видим перед собой обрыв (проблему) эта проблема будет нас съедать, а если мы сфокусируемся на ситуации как на цели либо ресурсе для себя. Жить станет намного проще, и мы сами же не будем загонять себя в эмоциональное выгорание, а будем находить положительные моменты в случившихся с нами ситуациях!
Заключение:
Перед нами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку (крутить колесо). Будьте на работе легкими, веселыми, уверенными в себе, как эти летящие ленточки!!!!