КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Бабурина Надежда Юрьевна – Воспитатель ГБОУ школа № 853 г. Москва Зеленоград
Дата поступления работы на конкурс: 16.01.18г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА У ДОШКОЛЬНИКОВ»

     Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимы условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
      Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый вид деятельности характеризуется как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли рисунки, возьмете ли вы труд – везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».
       Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребенок начинает строить или рисовать без видимой цели, а затем в силу различных ассоциаций у него появляется желание построить машину, нарисовать дом. В дальнейшем задача становится до начала игры или работы, действия ребенка начинают подчиняться замыслу, который в начале еще не устойчив и может меняться под влиянием случайных впечатлений. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунках, в нахождении способов осуществления задуманного, и в то, что дети не копируют виденное, а с большей искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
       В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
        Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления – комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, постановок фильмов. Способность использовать свои представления и знания имеет большое значение для умственного развития ребенка. Благодаря этому он начинает понимать связи, которые существуют между различными явлениями жизни и правдиво изображать их. В то же время в играх, рисунках, рассказах события, действительно имевшие место в жизни, иногда сознательно изменяются. В этом проявляется стремление детей показать свое отношение к увиденному, а также подтверждается творческий характер деятельности дошкольников. Разумеется, в творчестве детей еще не может быть осознанной идеи, но направленность интересов, свое отношение к жизни уже складывается. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
       Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) включение новых событий, ролей в прежние любимые игры становится обычным делом. Например, на протяжении года детей знакомят с работой повара, монтера, водителя городского транспорта и другими профессиями. Эти виды труда ребята будут отражать в различных играх – в семью, детский сад: они будут чинить электропроводку, готовить обед и завтрак, в троллейбусе и автобусе будут возить кукол на экскурсию. Четырехлетние малыши вводят в свои игры эпизоды из показанных и рассказанных сказок. Например, «воспитатель» пошла с детьми – куклами в лес гулять и там встретились с тремя медведями.
        Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг и рассказов взрослых. Как и малыши они отражают в любимых играх новые впечатления, но пользуются своими знаниями и наблюдениями более сознательно.
        Особый характер приобретает замысел в играх – драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создают по готовому сюжету, взятому из книг. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения. Игры – драматизации помогают дошкольникам глубже понять идею книги, почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят лишь отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт. С развитием и усложнением игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и глубокими. Игра и выявляет переживания ребенка и формирует его чувства.
        Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нет нужных игрушек, дети заменяют их другим и наделяют воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных способностей детства.
       Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющих на развитие творческого замысла.

Вам также может понравиться...
16204