КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ»

Демченкова Елена Владимировна – Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №177» г. Краснодар
Дата поступления работы: 31.07.2023г.

«Развитие коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР в сюжетно-ролевой игре»

Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Ребенок не становится личностью сам по себе, этим он обязан общению с людьми, с которыми он вместе живет, играет.

В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.

Однако наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений.

Коммуникативная деятельность – это процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей.

Анализ литературы показал, что коммуникативная деятельность старших дошкольников состоит из ряда компонентов. Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения – другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении – стремление человека к познанию и оценке других людей, к самопознанию; действия общения – единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия); задачи общения – цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения: продукты общения – образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения.

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости.

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основатели социо-игровой технологии Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов вывели следующие законы общения:

– не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

– не ворчать, не ныть, не бурчать;

– умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

– будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными;

– относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

– поддержи, помоги подняться и победить;

– задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

– не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

– дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

1. Формирование у дошкольников с ТНР навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.

2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.

3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.

4. Развитие у детей с ТНР умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения старших дошкольников с ТНР. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

• Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

• Движение и активность.

• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

В рамках применения социо-игровой технологии используются разные методы активизации мыслительной деятельности:

1. Методы, повышающие познавательную активность:

– элементарный анализ – необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

2. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Использование игровых приёмов на воображаемую ситуацию:

– сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребёнка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

– придумывание сказок;

– игры – драматизации;

3. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

– беседа;

– создание предметной среды – этот метод помогает совершенствовать речевые навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

4. Методы коррекции и уточнение детских представлений:

– повторение;

– наблюдение;

– экспериментирование;

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

• на самом первом этапе – учу детей правилам общения, культуре общения

(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,

развивается собственная речь);

• на втором этапе общение является целью – ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить

учебную задачу;

• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников.

Применяя социо-игровые технологии в коррекционно – образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР:

1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте – по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:

– по цвету волос, глаз, одежды;

– чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

– кто на каком этаже живет;

– кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т. д.

2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.

4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то-поменьше.

Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Таким образом, представленный нами подход внесения разнообразных творческих, а главное – интегрированных элементов в сюжетно-ролевую игру, позволит значительно её разнообразить. А значит создать дополнительные условия для развития у старших дошкольников коммуникативной деятельности в процессе проведения сюжетно-ролевой игры с рассматриваемыми элементами.

Вам также может понравиться...
15928