КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ – УЧИМ ГОВОРИТЬ»

Головина Татьяна Валерьевна – Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №7» г. Кашира Московская область
Дата поступления работы: 19.05.2023г.

Консультация для воспитателей

«Развиваем пальчики – учим говорить»

   Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его

артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

   Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

   Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети.

   Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек (направление в традиционной китайской медицине, в которой воздействие на организм осуществляется специальными иглами, через особые точки на теле) массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

   Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».

   И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры – не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций – это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале ваших с малышом забав.

   Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

   Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать его творческие достижения, например, папе или бабушке.

   Когда начинать заниматься?

   В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для

формирования речи этот период – возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от 3-х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку. В 6-7 месяцев полезно делать массаж кистей рук с помощью незамысловатых пальчиковых потешек: «Этот пальчик в лес пошел.», «Этот пальчик дедушка.», «Мальчик-пальчик, где ты был?» и т. д. В словесном ряде потешек уже заложена пальчиковая гимнастика: поглаживание кисти и пальчиков ребенка, легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев к запястью, сгибание и разгибание детских пальчиков.

Длительность упражнений — по 2-3 минуты каждый день.

   В возрасте 10 месяцев следует начинать активную тренировку пальцев ребенка. С этого периода можно вводить в игру пальчиковые стишки и пальчиковую математику. Комплекс этих игр вовлекает в движение больше пальцев, сами движения становятся более энергичными. Кроме пальчиковых стишков и потешек необходимо давать малышам катать шарики, рвать на мелкие куски бумагу (газету, перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши 

(матрешки). В таких упражнениях также участвуют почти все пальцы и движения энергичны.

   Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания,

специально направленные, на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки; учитесь застегивать и расстегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой или раскручивать и закручивать капроновую ленточку; играйте в кубики (собирайте башни, поезда, домики и прочее); собирайте крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх-вниз. Или положить между распрямленными ладонями ребенка шарик для игры в настольный теннис (крупный грецкий орех) и помочь ему делать круговые движения ладонями. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого, практикуйте игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков, дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп, пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу. В три года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами; хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен

быть «самостоятельным» и ловким.

С шести до семи лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых зверушек и пальчиковых предметов. Устраивайте «Театр пальчиков» и «Кукольный театр» – в этих домашних театрализациях активно развиваются мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Активно работает память, обогащается речь и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию.

Еще раз обратим внимание на то, что:

• заниматься нужно при благодушном настроении малыша;

• упражнения должны соответствовать моторному развитию ребенка (не опережая его физическое развитие);

• пальчиковые упражнения вводятся тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость;

• начинать занятие нужно с нежного поглаживания и ощупывания.

Не старайтесь опережать гимнастикой реальное возрастное развитие моторных навыков младенца. «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок начнет самостоятельно пытаться хлопать в ладоши.

Вы можете на себе показывать, весело произнося слова потешки, любые упражнения – ребенок будет их визуально запоминать и, может быть, попытается так же сложить ручки и повертеть ими и т. д.

Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Многие методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносят устойчивых результатов и практической пользы.

Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют, и дети, которых тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте.

Обязательно используйте речевое сопровождение при проведении упражнений, это даст ребенку заряд положительных эмоций и побудит к общению.

Вам также может понравиться...
15928