Ярославцева Олеся Владимировна – Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №81» общеразвивающего вида г. Барнаул, Алтайский край
Дата поступления работы на конкурс: 28.09.2018г.
«Развиваем речь взрослых»
Семинар-практикум
Цель:
Создать условия для оценки педагогами собственной культуры речи, как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога.
2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм.
3. Формировать профессиональную коммуникативную компетентность педагогов.
Предварительная работа: глоссарий, подбор высказываний о речи, консультация «Культурные и методические требования к речи педагога»
Оборудование: проектор и экран, три мольберта, кроссворд, два дерева, карточки с заданиями, маркеры, высказывания известных людей, карточки (деление на группы, однокоренные слова, набор слов, ударение, самооценка и оценка группы), презентация.
План проведения семинара:
1. Актуальность.
2. Требования к качеству речи педагога ДОУ (кроссворд).
3. Практикум «Проверьте свою грамотность».
4. Рефлексия.
5. Подведение итогов.
Ведущий: старший воспитатель Ярославцева Олеся Владимировна
Ход семинара-практикума
Часть I. Актуальность.
Педагоги, заходя в зал, берут по одной карточке и садятся на стулья в полукруг.
Актуальность:
Старший воспитатель: Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи”.
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Часть II. Требования, предъявляемые к речи педагога (кроссворд).
К речи педагога предъявляют ряд требований, а что это за требования мы узнаем, разгадав кроссворд.
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Старший воспитатель: Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ. Поэтому наш семинар-практикум будет проходить под девизом «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»
Часть III. Практикум «Проверь свою грамотность»
Старший воспитатель: Предлагаю разделиться на две команды. В этом нам помогут карточки, которые вы получили на входе в зал. Педагоги, у которых на карточках записаны компоненты профессиональной речи педагога, занимают места за синим столом, те у которых требования к речи педагог – занимают красный стол.
Педагоги занимают свои места.
Старший воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня две команды будут соревноваться знаниями культурных и методических требований к речи педагога. У каждой команды должно быть название. За две минуту вы должны определиться с названиями ваших команд.
1. Разминка «Блиц-опрос»
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом. Ответ засчитывается той команде, которая ответила первой. Команда, давшая большее количество ответов получает один балл.
- Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
- Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
- Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
- Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
- Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
- Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
- Все слова языка. (Лексика).
- Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
- Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
- Часть слова без окончания. (Основа).
Определение победителя.
2. “Родственные (однокоренные) слова”.
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова.
Задание: Написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки. Победит команда, написавшая большее количество однокоренных слов.
- Лес
- Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
- Зима –
- Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
- Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.
Определение победителя.
3. (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
- Ежевика
- Шиповник
- Малина
- Смородина – “смрад” – запах, листья и ягоды сильно пахнут.
Определение победителя
4. Подскажите слово.
Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово. Победит команда, которая не ошибется.
- Кошка мяукает, а воробей…
- Соль в солонке, а масло в …
- У лошади хвост лошадиный, а у собаки…
- Медведь спит в берлоге, а волк…
- У кошки котята, а у слонихи…
- Корова мычит, а собака…
- Цыпленок желтый, а курица…
- Курица кудахчет, а утка…
- У коровы рога, а у козленка…
- У голубя перья, а у лисы…
- Воробей маленький, а орел…
- У зайчихи зайчонок, а у индейки …
- Олень – рогатый, а волк…
- Воробей чирикает, а ворона…
- Сокол летает, а страус…
- У белки дупло, а у лисы…
Определение победителя
5. Выразительность чтения.
Задание: Выразительно прочесть стихотворение по цепочке. Выигрывает команда, чтение которой было наиболее выразительным.
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Определение победителя
6. Пословицы и поговорки
Задание: Составить пословицы. Победит команда, которая составит большее количество пословиц и поговорок.
- Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
- Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
- Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
- Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
- Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
- Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
- Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
- За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
- Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
- Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
Определяется победитель
7. Современная реклама
Задание: Я вижу, вы немного устали, предлагаю отдохнуть. Выполнить шуточное задание вне конкурса. Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение, и кто его автор.
- Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкин).
- Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
- Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И. Чуковского).
- Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).
- Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”).
Старший воспитатель: Отдохнули, а теперь продолжаем.
8. «Проверьте свою грамотность».
Задание: Проверить свою грамотность. Побеждает команда, у которой нет ошибок.
Образовать форму повелительного наклонения глаголов:
1 команда: ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); 2 команда: сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).
Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
1 команда: Окна занавешены (тюль); Лицо скрыто (вуаль)
2 команда: Крышу кроют (толь); Вымою голову (шампунь)
Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
1 команда: Я встала, сняв ребенка с (колени).
2 команда: В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
Определение победителя
9. Орфоэпическая правильность
Задание: на мольберте каждой команды даны слова. Расставьте ударение и прочтите слова. Победит команда, давшая большее количество правильных ответов.
Слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.
Определение победителя.
Часть IV. Рефлексия.
Старший воспитатель: Вот и подошел к концу наш семинар-практикум. И пока наше жюри подводит итоги, я предлагаю вам проанализировать уровень вашей культуры речи, опираясь на то, как вы справлялись сегодня с заданиями. Возьмите карточки самооценки и оцените уровень своей культуры речи по 10-ти балльной шкале.
А теперь возьмите карточки самооценки группы. И попробуйте группой дать оценку уровню культуры речи каждого участника.
А теперь, каждый для себя, сравните, совпадает ли ваша оценка с оценкой окружающих.
Часть V. Подведение итогов.
Подведение итогов (определение победителя)
Старший воспитатель: Вот и подошел к концу наш семинар-практикум. Моей целью было создание условий для того, чтобы вы оценили уровень собственной культуры речи, как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Надеюсь, что мне это удалось. Всем спасибо. До свидания.