Дорошина Лариса Анатольевна – Старший воспитатель МАДОУ №68 «Чебурашка» г. Великий Новгород
Дата поступления работы: 15.12.2024г.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей шестого года жизни
Процесс формирования у детей шестого года жизни коммуникативных способностей, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов.
Исходя из психологических особенностей и развития детей старшего дошкольного возраста, преобладающим видом игры на данном этапе является сюжетно-ролевая игра.
В психолого-педагогическом словаре А. П. Астахова под сюжетно-ролевой игрой понимается ведущая деятельность детей дошкольного возраста, вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий .
В 6 лет общение со сверстником приобретает черты внеситуативности. Содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. Избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на фоне общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причём, главной из них остаётся потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника. Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития дошкольников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в детское сообщество.
Согласно ФГОС ДО, основными задачами социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:
– создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе;
– развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
– способствование становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей;
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе;
– формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.
Решение данных задач может эффективно осуществляться посредством игровой деятельности. В игре осуществляются два вида взаимоотношений: игровые и реальные.
Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнёров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Основными формами развития коммуникативных способностей являются сюжетные игры. Сюжетные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого.
Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и другие исследователи выделяли в игре два плана отношений детей: ролевые и реальные.
Ролевые отношения определяются принятыми ролями в игре, обусловлены ими. Эти отношения можно назвать изображаемыми.
В процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнёрами по игре и с воображаемыми партнёрами-игрушками (диалог).
Когда у детей появляется потребность в игре, они начинают договариваться о ней с партнёром. При этом у детей формируются способность взаимодействовать со сверстниками, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, анализировать суждения партнёра.
Принимая на себя роль в игре, ребёнок вынужден реагировать на действия и речь партнёров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров.
При выстраивании ролевого диалога у детей активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки как: способность начинать и завершать беседу, менять вслед за мыслью собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дети более активно в игре используют мимику и жесты.
В игре, особенно сюжетно-ролевой, ребёнок общается и постепенно приобретает навыки общения и культуры поведения в обществе, проявляет активность, у него формируется отношение к людям, труду и учёбе. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи вполне обоснованно считают ведущей деятельностью дошкольника.
В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом, на его коммуникативную сферу, в частности.
Особое место в развитии коммуникативных навыков занимают игры, которые создаются самими детьми: творческие, сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Сюжетно-ролевая игра способствует социальному развитию дошкольников, формированию у них коммуникативных навыков. В игре дошкольники шестого года жизни демонстрируют стремление к сопереживанию, проявляют внимание, доброжелательность, отзывчивость к партнёру, способность слышать и понимать другого человека. По мнению Е. О. Смирновой, «игра – это подлинно социальная практика ребёнка. В ней дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, в значительной мере самостоятельно строят свои отношения».
В работах Т. И. Бабаевой, Т. А. Марковой, С. Н. Карповой и С. Г. Якобсон рассмотрен огромный воспитательный потенциал игры в дошкольном детстве, способствующий осознанию человеческих взаимоотношений, связанных с ними норм и правил поведения. Игра даёт возможность для самовоспитания, развития произвольной регуляции поведения, так как в игре ребёнок должен соотносить своё поведение с требованиями принятой на себя роли. Кроме того, в игре дети удовлетворяют свою потребность состязательности и учатся взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, можно уверенно утверждать, что именно сюжетно-ролевая игра помогает ребёнку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определённые навыки социального поведения.
Значимым в исследовании является утверждение Д. Б. Эльконина о том, сюжетно-ролевая игра требует от ребёнка определённой ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, так как направлена на их воспроизведение.
И опять-таки он создаёт внешнюю модель таких взаимоотношений, выступающую в виде взаимоотношений, разыгрываемых самими детьми. Наблюдения за играми детей и некоторые экспериментальные данные позволяют предположить, что основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребёнка и является основой развития его коммуникативных навыков.
Следующее требование относится к реальным взаимоотношениям между играющими детьми. Оно выделено в исследованиях А. П. Усовой и более раскрыто в работах Д. Б. Эльконина. Совместная игра невозможна без согласования действий, для которого необходимы определённые коммуникативные навыки. На первых порах такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия, которое становится исходной формой в развитии у детей «качеств общественности» по терминологии А. П. Усовой, т.е. качеств, обеспечивающих определённый уровень общения.
Развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры реализуется не автоматически, а под влиянием целенаправленного руководства игрой со стороны взрослого. Руководство сюжетно-ролевыми играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в сюжетно-ролевой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами.
Своеобразие детской игровой деятельности требует и своеобразных приёмов управления. Важнейшее условие успешного руководства сюжетно-ролевыми играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьёзно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Методические приёмы дают результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребёнка группы .
Овладев с помощью взрослых основными способами действий, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько изменённых условиях.
Одним из важных компонентов развития личности ребёнка шестого года жизни является развивающая предметно-пространственная среда, активизирующая коммуникативную деятельность детей в сюжетно-ролевой игре детей.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда (РППС) является условием успешной реализации Программы дошкольного образования.
Качественно разработанная РППС позволяет формировать и развивать игровую, коммуникативно-личностную, познавательно-исследовательскую, речевую, двигательную, художественно-эстетическую активность детей (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, С. Л. Новосёлова и др.).
Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу, в групповом пространстве должно быть место для разных игровых объединений детей.
С детьми шестого года жизни можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу.
Иногда новая сюжетная линия игры возникает благодаря дополнительному игровому материалу. Дети шестого года жизни могут смастерить, построить что-либо сами по предложению взрослых или с их помощью. Порой новую сюжетную линию задаёт педагог, неожиданно включающийся в игру, которая уже «выдыхается». Повышение эффективности игры как средства развития коммуникативных навыков требует комплекса педагогических мер.
Рекомендуют два взаимосвязанных этапа руководства. Первый (предварительный) этап предполагает ознакомление детей с образцами деятельности и отношений взрослых, уяснение мотивов поведения людей и, наконец, практическое освоение детьми некоторых способов реализации своих впечатлений в игре.
На первом этапе педагог использует, в основном, косвенные методы руководства, среди которых:
− создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей;
− создание условий для разнообразной самостоятельной деятельности;
− стимулирование творческой активности детей в игре.
Второй этап заключается в опосредованном руководстве игрой с целью активизации освоения социальных норм:
− с помощью тематических наборов игрушек и дополняющих их предметов создаётся предметно-игровая среда, соответствующая формируемому у детей интересу к окружающей действительности и деятельности взрослых и позволяющая воплотить их в игре. Это побуждает детей к коллективным играм, в основе которых заключен пример отношений взрослых;
− в процессе игры воспитатель акцентирует сущность отношений детей: путём игровых обращений к исполнителям, организационных норм соблюдения правил коллективной игры;
− воспитатель влияет на состав участников игровых групп;
− дети, владеющие высоким уровнем содержательного общения, положительно влияют на партнёров.
Эмоциональность педагога, его увлечённость, интонационная выразительность речи – тоже своеобразный методический приём, помогающий вызвать интерес к людям труда, уважение к тем, кто умножает богатство и славу Родины.
Таким образом, можемсделать вывод, что развитие коммуникативных способностей детей во многом зависит от умелого руководства взрослого. Педагог задаёт тему и направляет игру в нужное русло, тем самым, руководя не только игрой, а ещё и процессом формирования у детей личностных качеств, коммуникативных способностей, руководит воспитательным процессом.
Развитие коммуникативных способностей у детей шестого года жизни – процесс трудоёмкий и требующий тщательного планирования.
Для успешности данного процесса необходимо использование определённых средств и методов, а так как игра является ведущим видом деятельности детей, поэтому в работе определено, что основным средством развития коммуникативных способностей может и должна выступать сюжетно-ролевая игра. Она несёт в себе мощный воспитательный потенциал. В сюжетно-ролевой игре дети учатся брать на себя роли, приобретают коммуникативные умения и опыт, обыгрывают жизненные ситуации, стараются подражать взрослым, общаются, тем самым, усваивая социальные нормы и правила, поэтому необходимо обогащать содержание сюжетно-ролевых игр социальными взаимоотношениями. Необходимо направить детей, помочь выбрать сюжет, распределить роли и осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой, так чтобы она протекала в нужном русле и была направлена на развитие у детей социальной активности, используя для этого как прямые, так и косвенные методы руководства игрой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.
2. Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе: Автореф. канд. психол. наук / Г. Р. Кобелева. – Самара, 2004. – 24 с.
3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 320 с
4. Маврина, И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – Москва: Гном-Пресс, 1999. – С. 106–118.
5. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре / Д. В. Менджерицкая. – Москва: Просвещение, 2009. – 145 с.
6. Смирнова Е. О. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Под ред. В. Чернецкой. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005. – 256 с.