КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?»

Горбунова Елена Викторовна – Логопед ГБОУ Школа №887 ДО «Улыбка» г. Москва
Дата поступления работы на конкурс: 10.12.2017г.

Как научить ребенка читать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?

     Прежде всего ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка. Перечислим их.

     Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.

     Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

     Слуховое восприятие (речевой слух), внимание, память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.

     Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

     Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:

– услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;

– соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;

– правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;

– написать букву и правильно прочитать.

     Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

– выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;

– слог из слова;

– слово из предложения;

– соединять звуки в слог;

– составлять из слогов слово;

– из слов предложения.

Конечно учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведу несколько советов. Учить ребенка читать и писать надо с 4-х лет.

1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют — гласные. При произнесении гласных звуков воздух изо рта выходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные звуки. Попробуйте пропеть, протянуть звуки (п), (т). Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, они согласны, чтобы их не пели, их так и называют — согласные. Названия букв произносятся коротко (как звуки).

2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.

– хлопни в ладоши, когда услышишь звук (а) среди других звуков

– хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.

– найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук

– хлопни, когда услышишь в слове заданный звук

– какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?

– кто больше назовет слов на звук (а)?

– что может рассказать о себе звук (а)?

(и так со всеми звуками)

3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

– какой звук я произнесла?

– как ты определил, что это звук (а)?

-да, ты его услышал. А это буква А, которая обозначает произносимый мною звук. На что похожа буква А?

– давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.

– сколько и каких палочек нужно для буквы А?

– одинаковой длины или разной?

найди и покажи эту букву среди других букв

– зачеркни все буквы (а).

(и так со всеми буквами)

4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначать полоской, разделив ее на три части. Гласный звук можно обозначать красным квадратиком.

– произнеси слово автобус.

– какой первый звук в этом слове?

– какой это звук?

– обозначим его красным квадратиком, куда мы положим квадратик в нашем слове?

5. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.

– послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки (п) — (пь)

– как произносим первый звук? Твердо

– а как второй? Мягко. Можно послушать как произносятся звуки в словах пушинка – перышко. Твердые согласные звуки мы обозначаем синим квадратиком, они произносятся твердо. Мягкие звуки мы произносим мягко и обозначаем их синим квадратиком. Назови слова, которые начинаются на твердый звук (п), на мягкий звук (пь).

6. Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

– послушай звуки, закрыв ушки ладошками (п) — (б), (т) — (д).

– когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего

– он согласный твердый, а еще глухой

– когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?

– Правильно, как будто звенит колокольчик. Этот звук согласный, твердый, а еще звонкий.

     Когда ребенок научиться слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.

7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.

– легко ли понять друг друга, если мы будем говорить так: «м-е-н-я з-о-в-у-т-Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Рита». Поэтому, когда мы читаем звуки у нас не рассыпаются.

     Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог надо объяснять так: «Произнеси первый звук, и потянув его, произнеси сразу второй. – АП».

     При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произнеси второй – ПА»

8. Обратите внимание на то, что, когда согласные «дружат» с гласными звуками (а, о, у, э, ы,) они, кроме (ч), (щ) — твердые.

     Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие.

     Запомните:

Звуки (ш, ж, ц) — всегда твердые

Звуки (ч, щ) — всегда мягкие

Звук (й) — согласный мягкий

 9. Все гласные второго ряда (е, е, ю, я) произносите кратко не растягивая.

Поиграйте в игру «волшебные звуки» – покажите, как с помощью гласных звуков согласные из твердых превращаются в мягкие, и наоборот.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.

11. Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.

Обучая детей чтению учитывайте очень важный момент — развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.

Литература.

1. А.Ф. Ануфриева. Как преодолеть трудности в обучении детей, Москва, 1999 год

2. Г. Глинка. Буду говорить, читать, писать правильно, Санкт-Петербург, 1999 год

3. Л.Н. Власенко. Учимся читать, Ярославль, 1997 год

4. И.Л. Калинина. Учим детей читать и писать, Москва, 1998 год

5. О.В. Узорова. Практическое пособие для обучения детей чтению, Москва, 1998 год

Вам также может понравиться...
15801