Заушицина Людмила Константиновна – Воспитатель МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка» г. Абаза, Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 19.10.2018г.
«Мини-консультация с использованием ИКТ, как одна из форм взаимодействия педагога ДОУ и родителей»
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, комфортности, поддержки. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здорового ребенка, то мы должны решать эту проблему сообща: детский сад, семья, общественность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Родители являются первыми педагогами ребенка, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочислены.
Все формы с родителями подразделяются на:
- коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
- традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные – играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
- внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
- работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Познавательные формы взаимодействия с родителями:
- Общее родительское собрание ДОУ.
- Педагогический совет с участием родителей.
- Тематические консультации.
- Педагогический консилиум.
- Групповые собрания
- «Круглый стол».
- Родительский совет (комитет) группы.
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
- «Дни открытых дверей».
- Презентация дошкольного учреждения.
- Клубы для родителей.
- Устный педагогический журнал
- Вечера вопросов и ответов.
- «Родительский университет
- Мини-собрания.
- Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
- Тренинги.
- Попечительский совет.
- Дни добрых дел
- Педагогические беседы с родителями.
- Посещение семьи.
- Индивидуальные консультации.
- Индивидуальные блокноты.
К данным формам также относятся:
- «Школа молодой семьи»;
- выполнение индивидуальных поручений;
- телефон Доверия;
- почта Доверия;
- копилка Добрых дел и т.д.
- Гость группы.
- Доброволец.
- Оплачиваемая должность.
Досуговые формы взаимодействия с родителями:
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
- Совместные походы и экскурсии.
- Благотворительный акции.
К данным формам также можно отнести:
- кружки и секции;
- клубы отцов, бабушек, дедушек;
- клуб выходного дня (Приложение 19. Программа клуба выходного дня);
- выпуск стенгазеты (Приложение 20. Статья «Стенгазета как средство взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей»);
- домашние гостиные (Приложение 21. Сценарий домашней гостиной);
- работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
- семейные встречи;
- веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);
- музыкальные и литературные салоны;
- коллекционирование
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:
- Уголок для родителей.
- Выставки, вернисажи детских работ.
- Информационные листы.
- Памятки для родителей.
- Папки–передвижки.
- Родительская газета
- Видеофильмы.
Информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями – Анкетирование.
Письменные формы взаимодействия с родителями:
- Брошюры.
- Пособия.
- Бюллетень.
- Еженедельные записки.
- Неформальные записки.
- Личные блокноты.
- Доска объявлений.
- Ящик для предложений.
- Отчеты.
В республике Хакасия, городе Абазе, на базе МБДОУ «ЦРР-ДС «Улыбка», во второй младшей группе «Ромашка», в век информационного прогресса, мною, воспитателем первой категории, Заушициной Людмилой Константиновной, в работу с родителями была введена новая форма взаимодействия с родителями «Мини-консультация с использованием ИКТ». Суть данной формы заключается в коротких (не более 1 минуты) видео-консультаций для родителей. Тематика данных консультаций может быть очень разнообразна, например:
- «Одеваю я носочек»,
- «За петельку курточку беру, и в кабинку сама (сам) ее несу»,
- «Руки мою чисто, чисто»,
- «Полотенчико беру, им лицо я промокну»,
- «Я сандалик застегну и играть тогда пойду» и др.
Данные консультации выкладываются воспитателем на персональном блоге и помогают родителям и воспитателям выработать единую стратегию воспитания детей младшего дошкольного возраста.