КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ»

Макарова Оксана Леонидовна – Воспитатель МБДОУ № 51 г. Псков
Дата поступления работы: 25.11.2019г.

«Организация чтения детей старшего дошкольного возраста в семье»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание ребенка не только на содержание, но и на выразительность средств языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы

Как отмечает Е.А. Колосова [1], процесс приобщения ребенка к чтению имеет огромный социальный смысл. Базовые социально значимые знания и установки, образцы социализированной личности аккумулируются в письменной культуре и передаются посредством чтения, которое является в современном обществе одним из механизмов социализации. В связи с изменениями, происходящими в социальной и культурной жизни, меняется роль детского чтения в семье.

Однако проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе вызвана, по мнению З.А. Гриценко [2], тем, что сегодня в российском обществе нет полного осознания того, что читатель начинается в раннем детстве и его воспитанием занимаются родители и работники дошкольных учреждений, что чтение детей — это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего.

Семья, соответствующая домашняя книжная среда, семейное чтение в становлении дошкольника как личности играют первостепенную роль. Семья отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий отца или матери. Читающие родители становятся образцом для подражания. В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование личности ребенка затруднено. Не способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу читательского развития ребенка со стороны отца и матери.

Все названные факторы оказывают влияние на процесс приобщения ребенка к чтению, восприятию художественных текстов в семье, на реализацию прав детей на достойную социализирующую и культурную среду.

Приобщение к художественной литературе в семье позволит решить одну из значимых задач – становление потребности и способности общения с миром у дошкольников на основе гуманистических ценностей и идеалов. Переживания других ребенок будет воспринимать как собственные, а через приобщение к богатству художественной литературы будет усвоен социальный нравственный опыт – лучшие его образцы. По мнению В.Т. Кудрявцева, культура, превращаясь в содержание детской деятельности, не становится субъектом сугубо дидактического интереса, она приобретает объективно новую функцию материала, на котором ребенок производит ориентацию в сфере человеческих отношений.

Как отмечает О.В. Чиндилова [3], приобщение ребёнка к чтению, книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается педагогами как одна из основных задач не только художественно-эстетического, но и нравственного воспитания дошкольника. В процессе обсуждения нравственных и иных проблем, затронутых в художественном произведении, старший дошкольник приближается к разгадке идеи произведения, замысла автора через «прочувствование» эмоционального строя произведения, что становится фундаментом для формирования представлений о нравственных качествах, нравственных нормах, критериях нравственного поведения.

Для решения проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста посредством произведений художественной литературы был разработан и внедрен комплекс мероприятий для родителей. Форма мероприятий – семинары-практикумы.

Всего было проведено 6 встреч воспитателя и родителей. Отдельные встречи носили комплексный характер, поскольку в них принимали участие психологи, работники городской детской библиотеки, дети.

Структура занятий:

1. вводная часть (актуализация знаний, выдвижение проблемы);

2. основная часть (решение проблемы посредством ситуативных задач,

имитацию деятельности детей);

3. заключительная часть (формулирование выводов, рефлексия, домашнее задание).

На каждом семинаре-практикуме использовались проблемно­поисковые методы, мини-лекция, ситуативный метод, деловая игра.

Родители работают в малых группах, сами распределяют коммуникативные роли.

Тематическое планирование занятий дано в Таблице.

Таблица

Перспективный план работы с родителями по использованию художественной литературы в семейном воспитании детей дошкольного возраста

«Растем вместе с книгой»

Совместная деятельность воспитателя и родителяЦель и основное содержание деятельности
1. Делимся опытомВыявление педагогических проблем в семейном воспитанииОсознание роли детской книги как средства воспитания в семье
2. Руководство детским чтением  Овладение приемами работы с художественным текстом как средства воспитания детей дошкольного возраста
3. Герои детских книгПознакомить со значимостью героев книги для ребенка, формирования его мировосприятия, отношения с окружающими
4. Творческая работа по следамПрочитанногоПознакомить с творческой интерпретацией текста как одним из приемов осмысления содержания, его нравственной направленности.
5. Анализ текстаПознакомить с основами литературоведения, помочь стать компетентным руководителем детского чтения
6. Играем с детьмиВ совместной деятельности провести рефлексию своих педагогических достижений

В процессе проведения мероприятий создавалась предметно развивающая среда:

• книжный уголок, книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т.п.);

•   уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.);

•   уголок изодеятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов;

•   выставка книжек-самоделок, касса букв, плакаты по грамоте и т.п. Хочется отметить, что встречи содержали методический и литературоведческий материал, чтобы работа с книгой дома проводилась грамотно. Тем самым у родителей повышается уровень педагогической культуры.

Основные задачи, которые решались в ходе проведения семинаров- практикумов:

1. Помочь родителям понять воспитательную функцию, гуманистическую ценность такого специфического вида искусства, каким является детская художественная литература.

2. Оказать помощь родителям в создании домашней детской библиотеки.

3. Содействовать литературному развитию ребенка, формированию у дошкольника читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры.

4. Повысить уровень педагогической компетентности родителей.

Занятия проводились 1 час (60 мин.) в неделю. На занятии была использована форма работы – работа в малых группах. На первых занятиях ведущий семинара помогал организовать группу и распределить коммуникативные роли, а позднее родители сами организовывались в малые группы, распределяли роли для выступления, оформления результатов решения проблемы.

В конце каждого занятия обсуждались вопросы, освещенные на данном занятии, проводилась рефлексия: что было уже известно, какая информация новая, как повысился уровень педагогической культуры в вопросах работы с детской книгой, ее прочтением и обсуждением с ребенком.

Кроме того, родители получали домашнее задание, решением которого могла быть совместная деятельность в семье, чтение и обсуждение книг, творческие работы по следам прочитанного; подготовка теоретических вопросов, презентации книг и др.

Список литературы:

1. Колосова Е.А. Процессы и механизмы социализации детей посредством чтения// Наша социология 2008: Сб. статей. М.: РГГУ, 2008. – С. 201-206.

2. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 320 с.

3. Чиндилова О.В. Чтение художественной литературы как вид деятельности старших школьников // Начальная школа +/- №5, 2010. – С. 48

4. Зябкина В.В. Роль семейного воспитания в формировании у детей нравственного начала: исторический опыт, традиции и современность // Российская семья – основа развития духовности и патриотизма: сборник научных статей, концептуально-программных и методических материалов / под общ. ред. В.И. Лутовинова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – С. 157-167.

5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 2002. – 400 с

6. Новикова, Т. А. Чтение в вашей семье: итоги соц.исследования чтения в семье дошкольника / Т.А. Новикова. – Дмитров: «Издательский дом «Вести», 2010. – 16с.

Вам также может понравиться...
15801